Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:55, реферат
Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5
1.1 Материнство, как психологический феномен …………….………….…….…5
1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста………………………………9
2 Самооценка матери как фактор формирования индивидуальных особенностей в дошкольном возраст.....16
2.1 Самооценка матери и её особенности с точки зрения психологии материнства…………………………………………………………………………16
2.2 Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста как результат материнского воспитания…………………………………………………...........19
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………………..22
Пустоту часто заполняют алкоголем, наркотиками, сексом, создавая мнимое для себя удовольствие на несколько мгновений, после которого остается лишь разочарование.
С родителями у взрослых детей либо формальные отношения, либо конфликтные, либо такие дети стараются вообще прервать отношения с родителями, чтобы поменьше чувствовать себя ущербными.
Еще одно качество, объединяющее таких взрослых – это НЕДОВЕРИЕ. К себе, миру, другим людям.
Этих детей в детстве просто не уважали взрослые. И таких – миллионы. Но ведь ребенок – Личность. Он точно также достоин уважения, как и любой взрослый человек.
Нарушение личностных границ ребенка,
отношение к нему как к собственности,
отсутствие тепла и понимания
со стороны ближайших
Таким образом, проведенный анализ показывает, что роль матери в данном аспекте представляет собой ведущее звено, поскольку на этапе дошкольного детства обнаруживается тесная связь между именно этим представителем родителей и формирующейся личностью.
Заключение
Анализ и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в современной психологии отсутствует единый теоретический подход к изучению феномена материнства. Оно рассматривается в рамках той или иной проблематики. Несмотря на появившиеся исследования женщины как субъекта материнства, ее личностных качеств, мотивов, ценностных ориентаций, эмоционального состояния, она является менее изученной из всех и требует дальнейшей разработки в исследованиях отечественных психологов.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Зарубежные исследования в области психологии материнства и смежных проблем, в противовес отечественным, отличаются чрезвычайной обширностью, разно направленностью концепций и подходов. В последние годы появился интерес к комплексному, междисциплинарному изучению материнства.
Психологи отмечают, что существует необходимость проведения психологических исследований материнства как целостного явления и, во-вторых, отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования. Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышении научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.
Таким образом, материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.
В ряде научных изданий отмечено, что теория социального научения (J.B. Rotter, D.N. Stern, T. Field и др.), в русле которого взаимодействие матери и ребенка рассматривается как взаимовызванное стимул-реактивное поведение, изменяющееся в процессе взаимного научения. Предполагается наличие биологически детерминированных исходных уровней развития способов взаимодействия как у матери, так и у ребенка. Происхождение, формирование и индивидуальные особенности этих исходных образований практически не рассматриваются. По сути, это очень подробное и точное феноменологическое описание особенностей взаимодействия матери и ребенка и его последовательного изменения, причем чаще всего в идеально «нормальном» варианте. Но даже в рамках этого весьма механистического подхода оказалось невозможным обойтись без определения в качестве потребностей обоих партнеров взаимодействия — потребности в поддержании оптимального уровня возбуждения и потребности в достижении и переживании положительных эмоций.
Психология развития отмечает, что основные личностные качества отличаются от других, их развитие - по крайней мере в начальный период - в значительной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и эмоциональность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, условнорефлекторного научения, подражания и ряда других.
При этом в процессе формирования и личностного развития ребенка важную роль играет представление о том, что дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние.
Между ребенком и окружающими людьми
возникают многообразные
Проведенные исследования доказывают, что если у родителя заниженная самооценка, он будет неуверенным в себе, сомневающимся, нерешительным и боязливым. Все эти сигналы неуверенности он будет бессознательно передавать своему малышу, а также в словах и действиях своих будет транслировать ребенку о том, что с ним не все в порядке, т.е. «передавать по наследству» свою неуверенность. Ребенок в этом случае вырастает замкнутым, неуверенным в своих способностях и возможностях, страдает депрессиями и боится сделать самостоятельный шаг.
Если у родителя самооценка завышена, что часто путается с уверенностью, он будет самонадеянным, эгоистичным, не учитывающим чужие интересы, не признающим никого, кроме самого себя, таким самовлюбленным нарциссом. С таким родителем ребенку будет очень тяжело, поскольку в любом случае будет виноват ребенок. В результате он может вырасти либо таким же самонадеянным, либо «забитым».
Проведенный анализ научных источников, материалов периодических изданий показал, что данная проблема еще мало изучена в рамках как психологии развития, так и в психологии материнства и требует дальнейшей разработки.
Список использованных источников