Влияние самооценки матери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:55, реферат

Описание

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5
1.1 Материнство, как психологический феномен …………….………….…….…5
1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста………………………………9
2 Самооценка матери как фактор формирования индивидуальных особенностей в дошкольном возраст.....16
2.1 Самооценка матери и её особенности с точки зрения психологии материнства…………………………………………………………………………16
2.2 Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста как результат материнского воспитания…………………………………………………...........19
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

бурдина.docx

— 57.58 Кб (Скачать документ)

Пустоту часто заполняют алкоголем, наркотиками, сексом, создавая мнимое для себя удовольствие на несколько  мгновений, после которого остается лишь разочарование.

С родителями у взрослых детей либо формальные отношения, либо конфликтные, либо такие дети стараются вообще прервать отношения с родителями, чтобы поменьше чувствовать себя ущербными.

Еще одно качество, объединяющее таких  взрослых – это НЕДОВЕРИЕ. К себе, миру, другим людям.

Этих детей в детстве просто не уважали взрослые. И таких –  миллионы. Но ведь ребенок – Личность. Он точно также достоин уважения, как и любой взрослый человек.

Нарушение личностных границ ребенка, отношение к нему как к собственности, отсутствие тепла и понимания  со стороны ближайших родственников  – вот причины будущих психических  расстройств личности.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что роль матери в данном аспекте представляет собой ведущее  звено, поскольку на этапе дошкольного  детства обнаруживается тесная связь  между именно этим представителем родителей  и формирующейся личностью.

 

 

 

Заключение

 

Анализ и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в современной психологии отсутствует единый теоретический подход к изучению феномена материнства. Оно рассматривается в рамках той или иной проблематики. Несмотря на появившиеся исследования женщины как субъекта материнства, ее личностных качеств, мотивов, ценностных ориентаций, эмоционального состояния, она является менее изученной из всех и требует дальнейшей разработки в исследованиях отечественных психологов.

Материнство изучается в русле  различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Зарубежные исследования в области психологии материнства  и смежных проблем, в противовес отечественным, отличаются чрезвычайной обширностью, разно направленностью  концепций и подходов. В последние  годы появился интерес к комплексному, междисциплинарному изучению материнства.

Психологи отмечают, что существует необходимость проведения психологических исследований материнства как целостного явления и, во-вторых, отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования. Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышении научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.

Таким образом, материнство — это  одна из социальных женских ролей, поэтому  даже если потребность быть матерью  и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают  определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских  установок меняется от эпохи к  эпохе. Той или иной социальной установке  соответствует определенный образ  ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более  скрытые или открытые формы и  сопровождаться большим или меньшим  чувством вины в зависимости от общественного  отношения к этим актам.

В ряде научных изданий отмечено, что теория социального научения (J.B. Rotter, D.N. Stern, T. Field и др.), в русле которого взаимодействие матери и ребенка рассматривается как взаимовызванное стимул-реактивное поведение, изменяющееся в процессе взаимного научения. Предполагается наличие биологически детерминированных исходных уровней развития способов взаимодействия как у матери, так и у ребенка. Происхождение, формирование и индивидуальные особенности этих исходных образований практически не рассматриваются. По сути, это очень подробное и точное феноменологическое описание особенностей взаимодействия матери и ребенка и его последовательного изменения, причем чаще всего в идеально «нормальном» варианте. Но даже в рамках этого весьма механистического подхода оказалось невозможным обойтись без определения в качестве потребностей обоих партнеров взаимодействия — потребности в поддержании оптимального уровня возбуждения и потребности в достижении и переживании положительных эмоций.

Психология развития отмечает, что  основные личностные качества отличаются от других, их развитие - по крайней  мере в начальный период - в значительной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств  организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и  эмоциональность и другие. Они  складываются и закрепляются у ребенка  в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, условнорефлекторного научения, подражания и ряда других.

При этом в процессе формирования и личностного развития ребенка  важную роль играет представление о  том, что дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей, кто является хорошим объектом для  подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение  способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное  влияние.

Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные  мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у  ребенка оформляются и закрепляются многие полезные человеческие качества, включая деловые. Все это вместе образует-- индивидуальность ребенка  и делает его личность отличной от других детей не только в интеллектуальном, но мотивационно-нравственном плане. Вершиной личностного развития ребенка в  дошкольном детстве является персональное самосознание включающее осознание  собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Проведенные исследования доказывают, что если у родителя заниженная самооценка, он будет неуверенным в себе, сомневающимся, нерешительным и боязливым. Все эти сигналы неуверенности он будет бессознательно передавать своему малышу, а также в словах и действиях своих будет транслировать ребенку о том, что с ним не все в порядке, т.е. «передавать по наследству» свою неуверенность. Ребенок в этом случае вырастает замкнутым, неуверенным в своих способностях и возможностях, страдает депрессиями и боится сделать самостоятельный шаг.

Если у родителя самооценка завышена, что часто путается с уверенностью, он будет самонадеянным, эгоистичным, не учитывающим чужие интересы, не признающим никого, кроме самого себя, таким самовлюбленным нарциссом. С таким родителем ребенку будет очень тяжело, поскольку в любом случае будет виноват ребенок. В результате он может вырасти либо таким же самонадеянным, либо «забитым».

Проведенный анализ научных источников, материалов периодических изданий  показал, что данная проблема еще  мало изучена в рамках как психологии развития, так и в психологии материнства  и требует дальнейшей разработки.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Филиппова Г.Г. Психология материнства/ Г.Г.Филиппова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 240 с.
  2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М, 1987. – 35 с.
  3. Карпенко Л.А. Краткий словарь психологических терминов / Л.А.Карпенко. – Феникс, 1998.- 512 с.
  4. Кон И.С. Ребенок и общество/ И.С.Кон. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
  5. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери / Е.И.Исенина // Журнал практического психолога. – 2000. - №4-5. – С. 49-63.
  6. Спиваковская А.С. Как быть родителем/ А.С.Спиваковская. – М.:Педагогика, 1986. – 160 с.
  7. Фромм Э. Душа человека/ Э.Фромм. – М.: Транзиткнига, 2004. – 572 с.
  8. Хоментаускас Г.Г. Семья глазами ребенка/ Г.Г.Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
  9. Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  10. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины. – М, 2003. – 272 с.
  11. Мягкова М. А. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии [Текст] / М. А. Мягкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 69-72.
  12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
  13. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – с. 45 –53.
  14. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск., 1974. – 144с
  15. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого. – Пенза, 2000. – 237 с.
  16. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 2007. - № 1 – 2. – С. 22 – 33.
  17. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 2006. – с. 192-201.
  18. Усова А.В. Влияние родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет. – М., 2007. – 181 с.
  19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2007. – 608 с.
  20. Возрастная психология. Концепция Д.Б. Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] — Режим доступа.— URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html(дата обращения 7.09.2012).
  21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с. 
  22. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования - М.: Педагогическое общество России , 2000. — 224 с.

Информация о работе Влияние самооценки матери