Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:55, реферат
Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Научно-теоретические основы вопроса материнства и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста…………………..…..………………5
1.1 Материнство, как психологический феномен …………….………….…….…5
1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста………………………………9
2 Самооценка матери как фактор формирования индивидуальных особенностей в дошкольном возраст.....16
2.1 Самооценка матери и её особенности с точки зрения психологии материнства…………………………………………………………………………16
2.2 Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста как результат материнского воспитания…………………………………………………...........19
Заключение…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………………..22
И.С.Кон считает, что эти изменения происходили 6 раз, в соответствии с этим он выделили 6 стадий развития детско-родительских отношений: инфантицид, «бросающий» стиль, амбивалентный стиль,«навязчивый» стиль, социализирующий, помогающий стиль воспитания.
М.В. Полевая [5] выделила две основные характеристик родительского отношения:
- принятие (лояльность) – способность
родителя поддерживать любую
активность ребенка, прежде
- отчуждение (непринятие) проявляется
соответственно в отвержении
родителями неординарных
В качестве характеристик родительского отношения А.С.Спиваковской [6] были выделены такие как:
- адекватность;
-динамичность – способность применять методы воспитания в соответствии с ситуацией;
- прогностичность – выбор
Б.Ю. Шапиро выделил следующие детерминанты родительского отношения:
-особенности личностей
- личностные и клинико-
- этологические факторы;
- социокультурные детерминанты;
-особенности внутрисемейных
Родительские позиции –
А.Рое и М.Сигельман выделяют такие
родительские позиции как отвержение,
безразличие, гиперопека, сверхтребовательность,
Родительские чувства. Одним из чувств является материнская любовь.Материнская любовь по мнению Э. Фромма [7] существенно отличается от всех остальных видов любви тем, что она несет в себе две составляющие:
1.Забота о росте и развитии ребенка
2.Установка матери внушающая
«ребенку любовь к жизни,
В.В. Столин определяет родительскую любовь как отношение, сочетающее в себе одновременно симпатию, близость, уважение.
По мнению Г.Г. Хоментаускаса [8] 99 родителей из 100 скажут, что они любят своих детей. Ребенок ощущает любовь со стороны родителей в том случае, если:
- родитель умеет выражать свои чувства;
- ребенок понимает своего
- родитель понимает внутреннее состояние ребенка.
Родители же считают, что любовь проявляется, прежде всего, в заботе о ребенке, способности выражать все свои нежные чувства, делать приятное и проводить как можно больше времени вместе.
По мнению Е.В.Милюковой родительская любовь включает в себя 4 компонента:
1.Биологический –
2.Эмоционально-чувственный
3.Когнитивный включает в себя
представление родителей о
4.Поведенческий представляет
А.С. Спиваковская выделяет следующие типы любви: действенная, отстраненная, действенная жалость, любовь по типу снисходительного отстранения, отвержение, презрение, отказ, преследования.
Кроме любви также выделяет позитивные родительские чувства не только к ребенку, но и к себе как к родителю, к супругу как к родителю, к родительству в целом.
Таким образом, в современной психологии отсутствует единый теоретический подход к изучению феномена материнства. Оно рассматривается в рамках той или иной проблематики. Несмотря на появившиеся исследования женщины как субъекта материнства, ее личностных качеств, мотивов, ценностных ориентаций, эмоционального состояния, она является менее изученной из всех и требует дальнейшей разработки в исследованиях отечественных психологов.
1.2 Психологические особенности личностного развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — это
пора жизни, когда перед ребенком
все более открывается
Дошкольный возраст — это стадия жизни, идущая после раннего возраста и соответствующая в отечественной периодизации психического развития возрасту от 3 до 6—7 лет. В этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Однако, можно ли говорить о ребенке-дошкольнике как о личности?
Проблемой развития личности детей
дошкольного возраста занимались многие
выдающиеся детские психологи —
Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец,
П.Я. Гальперин, В.С. Мухина. А.Н. Леонтьев
отмечал, что важнейшим психологическим
новообразованием, возникающим к
концу возраста, является соподчинение
мотивов. Л.И. Божович, развивая эту
мысль А.Н. Леонтьева, подчеркивала,
что у детей дошкольного
Д.Б. Эльконин указывал, что в дошкольном
возрасте формируются первичные
этические инстанции и
Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка. Формирование самосознания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний Д.Б. Эльконин считал важнейшим личностным новообразованием возраста.
Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций. В.С. Мухина связывает возникновение воли с:
В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта (эмоционального образа) с конца к началу деятельности. Аффект становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов: помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Развитие эмоциональной сферы
связано с формированием плана
представлений. Образные представления
ребенка приобретают
Наиболее полно структура
Согласно этой теории, психологический возраст определяется:
Развитие ребенка необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Другими словами, возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.
К возникновению личностных новообразований, являющихся четвертым компонентом, определяющим психологический возраст ребенка, приводит взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через разрешение противоречий кризисного периода. На основании этого теоретического положения Е.Е. Кравцова [2,39] сделала вывод о том, что «магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, а психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения». К базисным характеристикам личности дошкольника относятся:
Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами. На этой основе возникает соподчинение мотивов.
Самостоятельность. Обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого. Важнейшим фактором, влияющим на развитие самостоятельности, является стиль общения ребенка и взрослого.
Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности.
Креативность. Непосредственно связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а также произвольности его поведения.
Свобода поведения. Ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.
Безопасность поведения. Основывается
на понимании причинно-
Ответственность. Связана с развитием
эмоционально-волевой сферы
Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.
Под основными, или базовыми, качествами
личности понимаются те, которые, начиная
оформляться в раннем детстве, довольно
скоро закрепляются и образуют устойчивую
индивидуальность века, определяемую
через понятие социального
Основные личностные качества отличаются от других, их развитие - по крайней мере в начальный период - в значительной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и эмоциональность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, условнорефлек-торного научения, подражания и ряда других.