Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4
1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4
1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14
1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков. 28
2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31
2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32
2.2. Результаты изучения самооценки агрессии у подростков 36
2.2.2. Анализ исследования проективной методики «Кактус» М. Панфиловой 37
2.2.3. Анализ исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 38
2.2.4. Анализ исследования самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) 40
2.3. Корреляционный анализ исследования 41
Выводы 43
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

вместе2.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

     Многие  исследователи отмечают постепенное  увеличение адекватности самооценки в  подростковом возрасте. Р.  Бернс  объясняет это тем, что подростки  оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим  важными, и это снижение указывает  на их больший реализм, в то время  как детям свойственно завышать оценку собственных качеств (1986). 
 

     Характер  самооценки и качества личности

     Характер  самооценки подростков определяется формирование тех или иных качеств личности.

     Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности  в себе, самокритичности, настойчивости  или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

     Подростки с тенденцией к сильному завышению  самооценки проявляют достаточную  ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

     Агрессивные подростки характеризуются крайней  самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных  ситуаций.

     Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или  является их причиной, а другие –  что депрессивный аффект проявляется  сначала, а затем инкорпорируется  в низкую самооценку.

     Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие – со стороны сверстников. 

     Динамика  самооценки.

         Наиболее  очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это  объясняется тем, что именно в  этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается  резкий переход от фрагментарного и  недостаточно четкого видения себя к относительной полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуется также и их суждения относительно своих недостатков.

         В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные  черты: доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности  подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств  и осознать необходимость от них  избавиться.

         Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми  качествами своего Я для юноши  – старшеклассника выступают  коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать  их как основания ценностного  отношения подростка к себе. В  таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

         Содержание  самооценок девочек касается в большей  степени осознания и оценки их взаимоотношения с другими людьми.

         Динамика  оценочных суждений от подросткового  возраста к юношескому состоит в  том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой  со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

         У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков  он в глазах окружающих, насколько  он отличается от них и насколько  от близок к своему идеалу.

         Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

         Влияние общения на самооценку.

         Неоднократно  доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одно из основных детерминант  уровня самооценки справедлива и  для самооценки подростков.

         Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие  друзья, родительская поддержка и  отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

         Влияние родителей подростка  на его самооценку.

         Результаты  многочисленных исследований подросткового  периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей  и повышение влияния сверстников  как референтной группы на самооценку подростков.

         Специфическим новообразование подросткового  возраста являются способность к  рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции  по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит  в том, что родительская точка  зрения начинается на «себя».

         Однако  при всем этом нельзя сказать, что  у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они  чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти  так же часто, как и ответ «среди друзей».

         Опираясь  на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я – концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияет на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Бернс Р., 1986).

         Другие  исследования выявили, что поддержка  семьи и принятие ребенка и  его устремлений родителями в  наибольшей степени влияют на уровень  его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно - эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

         В исследованиях также отмечается, что тепло, внимательное отношение  родителей является основным условие  формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей  имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участие в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности.

         Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения  к ребенку большое значение на формировании самоотношения имеет стиль общения в семье.

         Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «ассиметричный», различным образом влияют на самооценку подростка.

         Симметричный  стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формирование у ребенка системы собственных  критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

         Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка  в подготовке и принятий решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

         Итак, влияние семьи и родительского  отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не сколько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т.е. ожидаемой оценкой.

    1. Проявление  агрессии в подростковом возрасте.

     Агрессия  как поведение.

     Наше  определение предполагает,  что  агрессию следует рассматривать  как модель поведения, а не как  эмоцию, мотив или установку. Это  важное утверждение породило большую  путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется  с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами — такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Как мы скоро увидим, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов, которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли безопасными людьми (Thomas, 1959), могут :быть этому примером.

     В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим  использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения  и рассмотрим другие факторы отдельно. 

     Агрессия  и намерение.

     В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством  которых агрeccoр намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки (Bergman, 1966).

     Во-вторых, как утверждают многие известные  ученые, намерения — это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы (Buss,1971; Bandura,1983). О них можно  судить по условиям, которые предшествовали или исследовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние  наблюдатели, которые в любом  случае влияют на объяснение данного  намерения (Tedeschi, Smith & Brown,1974).

     Итак, включение категории намерения  в определение агрессии привносит  зыбкость и противоречивость в понимание  того, является ли то или иное действие актом агрессии.

     Однако  иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто —  агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим  жертвам и нередко сожалеют о  том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором  развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений. Представим себе, например, следующую сцену. В баре некий человек осыпает другого бранью, и в конечном счете у последнего лопается терпение, и он бьет своего обидчика пустой пивной бутылкой по голове. В данном случае нет достаточных оснований сомневаться в том, что обидчик намеревался оскорбить или причинить врёд пострадавшему и что его действия должны расцениваться как агрессивные.

     Однако  встречаются ситуации, когда наличие  или отсутствие агрессивного намерения  установить гораздо труднее. Рассмотрим, например, такой инцидент. Женщина, приводя в порядок свой пистолет, случайно стреляет и убивает оказавшегося рядом человека. Если она глубоко  сожалеет и утверждает, что это  результат несчастного случая, то на первый взгляд может показаться, что здесь не было намерения причинить  вред и что ее поведение, несмотря на исключительную неосторожность, не является примером межличностной агрессии. Если же при дальнейшем расследовании  обнаружилось бы, что жертва получила чрезвычайно выгодное деловое предложение; в котором была весьма заинтересована стрелявшая женщина, а «несчастный  случай» произошел сразу после  бурного обсуждения планов с будущёй  жертвой, мы могли бы заподозрить, что  в этом случае все же могло иметь  место намерение причинить вред.

Информация о работе Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте