Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа
Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4
1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4
1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14
1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков. 28
2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31
2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32
2.2. Результаты изучения самооценки агрессии у подростков 36
2.2.2. Анализ исследования проективной методики «Кактус» М. Панфиловой 37
2.2.3. Анализ исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 38
2.2.4. Анализ исследования самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) 40
2.3. Корреляционный анализ исследования 41
Выводы 43
Список литературы 44
Многие
исследователи отмечают постепенное
увеличение адекватности самооценки в
подростковом возрасте. Р. Бернс
объясняет это тем, что подростки
оценивают себя ниже по тем показателям,
которые представляются им самим
важными, и это снижение указывает
на их больший реализм, в то время
как детям свойственно завышать
оценку собственных качеств (1986).
Характер самооценки и качества личности
Характер самооценки подростков определяется формирование тех или иных качеств личности.
Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные
подростки характеризуются
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Известно,
что начиная примерно с 8 лет дети активно
проявляют способность к оценке своей
успешности в разных областях. Наиболее
значимыми из них оказались пять: школьная
успеваемость, внешность, физические способности,
поведение и социальное принятие. Однако
в подростковом возрасте школьная успеваемость
и поведение становятся важными для оценки
со стороны родителей, а три другие – со
стороны сверстников.
Динамика самооценки.
Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительной полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуется также и их суждения относительно своих недостатков.
В
различных исследованиях
Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего Я для юноши – старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.
Содержание
самооценок девочек касается в большей
степени осознания и оценки их
взаимоотношения с другими
Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько от близок к своему идеалу.
Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.
Влияние общения на самооценку.
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одно из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.
Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.
Влияние родителей подростка на его самооценку.
Результаты
многочисленных исследований подросткового
периода, представленные как отечественной,
так и зарубежной литературой, показывают
заметное снижение влияния родителей
и повышение влияния
Специфическим
новообразование подросткового
возраста являются способность к
рефлексии родительского мнения
и последующей отстройке от него,
к выработке собственной
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я – концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияет на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Бернс Р., 1986).
Другие исследования выявили, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно - эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.
В
исследованиях также
Кроме
непосредственного влияния
Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «ассиметричный», различным образом влияют на самооценку подростка.
Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формирование у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
Асимметричный
стиль общения в семье
Итак, влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не сколько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т.е. ожидаемой оценкой.
Агрессия как поведение.
Наше определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами — такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Как мы скоро увидим, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов, которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли безопасными людьми (Thomas, 1959), могут :быть этому примером.
В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения и рассмотрим другие факторы отдельно.
Агрессия и намерение.
В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрeccoр намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки (Bergman, 1966).
Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения — это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы (Buss,1971; Bandura,1983). О них можно судить по условиям, которые предшествовали или исследовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения (Tedeschi, Smith & Brown,1974).
Итак, включение категории намерения в определение агрессии привносит зыбкость и противоречивость в понимание того, является ли то или иное действие актом агрессии.
Однако иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто — агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений. Представим себе, например, следующую сцену. В баре некий человек осыпает другого бранью, и в конечном счете у последнего лопается терпение, и он бьет своего обидчика пустой пивной бутылкой по голове. В данном случае нет достаточных оснований сомневаться в том, что обидчик намеревался оскорбить или причинить врёд пострадавшему и что его действия должны расцениваться как агрессивные.
Однако
встречаются ситуации, когда наличие
или отсутствие агрессивного намерения
установить гораздо труднее. Рассмотрим,
например, такой инцидент. Женщина,
приводя в порядок свой пистолет,
случайно стреляет и убивает оказавшегося
рядом человека. Если она глубоко
сожалеет и утверждает, что это
результат несчастного случая, то
на первый взгляд может показаться,
что здесь не было намерения причинить
вред и что ее поведение, несмотря
на исключительную неосторожность, не
является примером межличностной агрессии.
Если же при дальнейшем расследовании
обнаружилось бы, что жертва получила
чрезвычайно выгодное деловое предложение;
в котором была весьма заинтересована
стрелявшая женщина, а «несчастный
случай» произошел сразу после
бурного обсуждения планов с будущёй
жертвой, мы могли бы заподозрить, что
в этом случае все же могло иметь
место намерение причинить
Информация о работе Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте