Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа
Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4
1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4
1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14
1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков. 28
2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31
2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32
2.2. Результаты изучения самооценки агрессии у подростков 36
2.2.2. Анализ исследования проективной методики «Кактус» М. Панфиловой 37
2.2.3. Анализ исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 38
2.2.4. Анализ исследования самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) 40
2.3. Корреляционный анализ исследования 41
Выводы 43
Список литературы 44
Бланк заполнения представлен в приложении №2.
С целью изучения агрессивных и враждебных реакций нами был взят опросник, разработанным А. Бассом и А. Дарки в 1957 году. Тест состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые должны ответить «да» или «нет». А. Басс А. Дарки выделялиследующие виды реакций:
Дети не хотели выполнять это задание, когда узнали, что им предстоит ответить на 75 вопросов. Но приступили сразу же, без вопросов. Опрос длился около 20 минут. Некоторые дети очень медленно отвечали, большинство ответили быстро и поторопились сдать свои ответы.
Бланк заполнения представлен в приложении №3.
2.1.4.Методика самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).
С целью исследования тревожности нами была взята методика самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека) Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда - тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами с психосоматическими заболеваниями.
Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Инструкция: Каждому подростку раздается 2 листа с вопросами и варианты ответов. Нужно зачеркнуть тот вариант ответа, который наиболее значим.
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожность. Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретно ситуацией.
Интерпретация:
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ=∑1 - ∑2 + 50, где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 13, 14,17, 18; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 19, 20);
ЛТ=∑1 -∑2+35,
где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38,40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).
При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 – низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуации оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышении чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучше свете».
В ходе выполнения задания у ребят появились вопросы по обозначению слова, например, слово «взвинчин» и «хандра». Некоторые дети, просили, чтобы им лично поясняли, но чтобы никто не услышал. Тестирование длилось около 10 минут.
Бланк заполнения представлен в приложении №4.
2.2.1. Анализ исследования самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн
Анализируя самооценку по двум классам, нами было выявлено, что у всех подростков достаточно высокая самооценка и высокий уровень притязаний. В 8 «а» классе из 21 человека у 14ти дети высокая самооценка. Три девочки показали низкую степень самооценки. Из них только у одной высокий уровень притязания. Из оставшихся 8 человек с очень высоким уровнем притязаний, которые имеют высокую самооценку. Результаты представлены в диаграмме № 1.
Рис №1. Анализ самооценки и уровня притязания в 8 «а» классе.
В 8 «б» классе 3 человека с показателем
завышенной самооценкой (очень
высокая) и 1 девочка с очень
низкой самооценкой. Так же
было выявлено, что 4 человека
преобладают очень высокий
Рис № 2. Анализ самооценки и уровня притязания в 8 «б» классе.
Из этих графиков можно сказать, что у подростков уровень притязаний выше, чем самооценка. Они хотят лучше чувствовать себя, чем обычно.
Анализ рисунков показал, что в двух классах «а» и «б» разные степени агрессивности. В классе «а» у 6 детей высокая степень агрессивности, из них 2 мальчика, а остальные девочки. Низкий показатель проявили 5 детей из 22, из них 4 девочки и один мальчик. В классе «б» высокую агрессивность проявили три мальчика, а низкую 8 из 17 человек. Из графика ниже можно заметить, что 8 «б» класс менее агрессивен, чем 8 «а».
Рис № 3. Сравнительный анализ агрессивности между 8 «а» и 8 «б».
Анализируя агрессивность в 8 «а» классе, было выявлено, что большинство детей ярко выражают отдельные виды реакций:
Можно сделать вывод, что в 8 «а» классе самые агрессивные дети в основном девочки, но они испытывают чувство вины, а мальчики менее агрессивные, у них слабо выражены поведенческие реакции агрессивности.
Рис № 4. Сравнительный анализ в 8 «а» классе по видам агрессивных реакций между мальчиками и девочками.
В 8 «б» классе картина немного другая. У девочек ярко выражена физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность и вербальная агрессия. А у мальчиков – негативизм, обида, подозрительность и чувство вины. В этом классе самые яркие показатели проявили 3 человека: два мальчика и девочка. По всем 8ми агрессивным реакциям они проявили самые высокие показатели.
Рис № 5. Сравнительный анализ в 8 «б» классе по видам агрессивных реакций между мальчиками и девочками.
Анализ
исследования показал, что у детей
в 8 «а» и в 8 «б» умеренная тревожность.
Но хотим заметить, что у некоторых
детей преобладает высокая
Рис № 6. График исследования уровня тревожности в 8 «а» классе.
В «б» классе у 3х детей высокая степень тревожности по двум показателем, также 3 ребенка показали высокую личностную тревожность и другие 2 – реактивную.
Рис № 7. График исследования уровня тревожности в 8 «б» классе.
Высокая тревожность может быть из-за того, что родители и педагоги не оценивают реальные способности и успешность в обучении.
Проведя
корреляционный анализ, получилось, что
самооценка не влияет на агрессивность,
но зато влияет личностная тревожность:
чем выше личностная тревожность, тем
ниже самооценка и наоборот (-0,30). Самооценка
коррелирует с уровнем притязаний: чем
выше самооценка, тем выше уровень притязаний
(0,65). Обнаружена взаимосвязь между личностной
тревожностью и подозрительностью: чем
выше личностная тревожность, тем выше
подозрительность (0,62). Личностная тревожность
коррелирует с чувством вины: чем выше
личностная тревожность, тем выше чувство
вины (0,47). Обнаружена положительная связь
между чувством вины и обидой: чем выше
чувство вины, тем выше обида (0,49). Так же
установлена связь между личностной тревожностью
и обидой: чем выше личностная тревожность,
тем выше обида (0,40). Обида взаимодействует
с негативизмом (0,41) и раздражением (0,43),
корреляция имеет положительные значения,
а раздражение влияет на косвенную и физическую
агрессию: чем выше раздражительность,
тем выше физическая (0,51) и косвенная агрессия
(0,48).
Рис № 8. Корреляционные плеяды исследования.
0,65 -0,30 0,44
Информация о работе Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте