Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа
Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4
1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4
1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14
1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков. 28
2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31
2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32
2.2. Результаты изучения самооценки агрессии у подростков 36
2.2.2. Анализ исследования проективной методики «Кактус» М. Панфиловой 37
2.2.3. Анализ исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 38
2.2.4. Анализ исследования самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) 40
2.3. Корреляционный анализ исследования 41
Выводы 43
Список литературы 44
Второе место по частоте
В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в
этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.
Агрессивность и конфликтность
Иногда
понятие «агрессивность»
Однако наличие таких
С содержательно-
Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии —враждебности.
В
одном исследовании (Реан А. А., 1997) было
показано, что уровень физической агрессии
подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем
общей самооценки личности. Чем выше была
самооценка, тем больше была выражена
и склонность к проявлению физической
агрессии.
Оказалось, кроме того, что парциальные
самооценки, такие, как самооценка
способности к лидерству и
самооценка своего «
В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.
Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.
Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично: такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к агрессии.
Специальные
исследования, проведенные по этому
поводу (ДандароваЖ. К., Реан А. А.), показали,
что действительно подростки, чья самооценка
находится в конфликте с внешней оценкой
социума (оценка ниже и не соответствует
самооценке), значимо отличаются от своих
сверстников более высокими показателями
агрессии. Наиболее существенные различия
обнаруживаются по уровню выраженности
косвенной агрессии и негативизма. Однако,
кроме того, подростки с конфликтным соотношением
самооценки и внешней оценки имеют также
и более высокий уровень таких форм агрессии,
как раздражительность, физическая агрессия
и обида.
2.1. Организация и методы исследования.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе Старогородковской средней общеобразовательной школы в период с 2010 по 2011 года. В эксперименте участвовало 39 детей в возрасте от 13 до 14 лет, обучающихся в 8м классе, из них .. девочек и .. мальчиков.
С целью изучения влияния самооценки на проявления агрессивности у подростков нами были выбраны следующие методики:
2.1.1. Методика исследования самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
С целью изучения самооценки нами была выбрана методика Дембо – Рубинштейн. Данная методика основана на оценивании подростками ряда личных качеств, такие как здоровье, способности (ум), характер, авторитет у сверстников, умение делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития этих качеств, которые бы их удовлетворяли. Каждому испытуемому предлагается бланк методики с 14 шкалами. Из них 7 шкал – самооценка, 7 – уровень притязаний. В ходе выполнения задания дети не сразу поняли, переспрашивали и задавали вопросы.
Инструкция:
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого ниже на шкалах крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемым выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Ниже этих шкал такие же уровнем притязаний.
Испытуемые работают самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Интерпретация результатов:
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
значение
расхождения между уровнем
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму,
реалистический уровень притязаний,
характеризует результат от 60 до
89 баллов. Оптимальный — сравнительно
высокий уровень — от 75 до 89 баллов,
подтверждающий оптимальное представление
о своих возможностях, что является
важным фактором личностного развития.
Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет
нереалистическое, некритическое отношение
детей к собственным
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Бланк заполнения представлен в приложении №1.
С
целью изучения агрессии мы применили
методику «Кактус». В ней были выделены
6 показателей агрессивности
Цель: исследование эмоциональной сферы ребёнка, выявление агрессии.
Материалы: лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш.
Инструкция испытуемому: На листе белой бумаги нарисуйте кактус. Такой, какой вы себе представляете.
Интерпретация:
При
обработке результатов
Информация о работе Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте