Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования стало изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.
Предмет исследования - самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: Для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления самооценки и агрессии в подростковом возрасте 4
1.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте 4
1.2. Проявление агрессии в подростковом возрасте. 14
1.3. Самооценка подростка и агрессивность. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков. 28
2.1.2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой. 31
2.1.3. Методика исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 32
2.2. Результаты изучения самооценки агрессии у подростков 36
2.2.2. Анализ исследования проективной методики «Кактус» М. Панфиловой 37
2.2.3. Анализ исследования агрессивности личности «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» 38
2.2.4. Анализ исследования самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) 40
2.3. Корреляционный анализ исследования 41
Выводы 43
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

вместе2.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

       Второе место по частоте встречаемости  в указанный возрастной период  у мальчиков занимает физическая  агрессия, а у девочек — вербальная.

       В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в

       этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

     Агрессивность и конфликтность

     Иногда  понятие «агрессивность» употребляется  как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность, вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.).

       Однако наличие таких корреляционных  связей на самом деле еще  не дает оснований для отождествления  понятий. Необоснованность такой  логики видна хотя бы из  следующей простой аналогии. Рост  и вес человека коррелируют между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это не дает нам оснований считать, что рост и вес — это одно и то же, что эти понятия синонимичны.

       С содержательно-психологической  точки зрения понятия «агрессивность»  и «конфликтность» обозначают  различные психологические феномены, что находит отражение как  на уровне современных теорий  агрессивности и конфликтности,  так и на уровне методов  их диагностики. А кроме того, на поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой взаимосвязи и при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности.

    1. Самооценка  подростка и агрессивность.

     Уровень выраженности агрессивных реакций  коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии —враждебности.

     В одном исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. 

       Оказалось, кроме того, что парциальные  самооценки, такие, как самооценка  способности к лидерству и  самооценка своего «физического  Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности.

       В том же исследовании (Реан А. А.) было показано, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.

     Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А.), состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.

     Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично: такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к агрессии.

     Специальные исследования, проведенные по этому  поводу (ДандароваЖ. К., Реан А. А.), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида. 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.

     2.1. Организация и методы исследования.

     Экспериментальная часть исследования проводилась  на базе Старогородковской средней общеобразовательной школы в период с 2010 по 2011 года. В эксперименте участвовало 39 детей в возрасте от 13 до 14 лет, обучающихся в 8м классе, из них .. девочек и .. мальчиков.

     С целью изучения влияния самооценки на проявления агрессивности у подростков нами были выбраны следующие методики:

  • Методика исследования самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн;
  • Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой;
  • Опросник Басса – Дарки;
  • Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.

     2.1.1. Методика исследования самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

     С целью изучения самооценки нами была выбрана методика Дембо – Рубинштейн. Данная методика основана на оценивании подростками ряда личных качеств, такие как здоровье, способности (ум), характер, авторитет у сверстников, умение делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития этих качеств, которые бы их удовлетворяли. Каждому испытуемому предлагается бланк методики с 14 шкалами. Из них 7 шкал – самооценка, 7 – уровень притязаний. В ходе выполнения задания дети не сразу поняли, переспрашивали и задавали вопросы.

     Инструкция:

     На  каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого ниже на шкалах крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

     Испытуемым выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Ниже этих шкал такие же уровнем притязаний.

     Испытуемые  работают самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

     Интерпретация результатов:

     Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» —  не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

     По  каждой из шести шкал определить:

  1. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  2. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

     значение  расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

     Рассчитать  среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

     Уровень притязаний

     Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление  о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение  детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует  о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

     Высота  самооценки

     Количество  баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»  самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

     Количество  баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует  о завышенной самооценке и указывает  на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может  подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может  указывать на существенные искажения  в формировании личности — «закрытости  для опыта», нечувствительности к  своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует  о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут  скрываться два совершенно разных психологических  явления: подлинная неуверенность  в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

     Бланк заполнения представлен в приложении №1.

      1. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой.

     С целью изучения агрессии мы применили  методику «Кактус». В ней были выделены 6 показателей агрессивности такие, как агрессия, импульсивность, эгоцентризм, открытость, тревога и дикий (кактус).  Каждый показатель оценивался в «1»  балл. Испытуемым раздавались белые  листы бумаги. Им давали инструкцию: изобразить кактус такой, какой им представляется. Все дети с удовольствие приступили к выполнению задания, дополнительные вопросы не задавали.

     Цель: исследование эмоциональной сферы ребёнка, выявление агрессии.

     Материалы: лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш.

       Инструкция испытуемому: На листе белой бумаги нарисуйте кактус. Такой, какой вы себе представляете.

     Интерпретация:

     При обработке результатов учитываются  характеристики всех графических методик: пространственное положение и размер рисунка, характеристика линий, нажим  карандаша. Кроме того, учитываются  показатели, специфические именно для  данной методики: характеристика образа кактуса (дикий, домашний.), а так  же размер, расположение, дополнительные детали. В рисунке могут проявляться  следующие качества испытуемых:

  • Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение внизу листа.
  • Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Тревога - использование тёмных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
  • Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка в рисунке, изображение комнатного растения.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.

Информация о работе Влияние самооценки на проявления агрессивности в подростковом возрасте