Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………..6
Специфика педагогического общения……………………………………6
1.2 Модели педагогического общения……………………………………….….9
1.3 Стили педагогического общения …………………………………………..11
Влияние стиля общения учителя на эмоциональное развитие младших школьников……………………………………………………………………...19

Глава II. Практическая часть……………………………………………………27
2.1 Исследование влияния стиля общения на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы…………………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента……………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложения …………………………………………………….……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПСИХОЛоГИЯ влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Кузбасская  государственная педагогическая академия 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по психологии

Влияние стиля общения  педагогов

на  развитие эмоциональной  сферы детей 
 
 
 

                                                                           Выполнила: студентка ФИЯ

                                                            III курса 2 группы

                                                             Максименко Ольга 

                                                                     Научный руководитель:

                                                                                 Умнов Владислав Семёнович 

Новокузнецк

2009 

     Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………..6

    1. Специфика педагогического общения……………………………………6

1.2 Модели педагогического общения……………………………………….….9

1.3 Стили  педагогического общения …………………………………………..11

    1. Влияние стиля общения учителя на эмоциональное развитие младших школьников……………………………………………………………………...19
 

Глава II. Практическая часть……………………………………………………27

2.1 Исследование  влияния стиля общения на развитие  эмоциональной сферы детей начальной  школы…………………………………………………………27

2.2 Обсуждение  результатов констатирующего эксперимента……………..32 

Заключение………………………………………………………………………35

Список  использованных источников…………………………………………38

Приложения  …………………………………………………….………………41

 

Введение 

     Гуманизация системы образования, характеризующая  современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

     Индивидуальный  стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

     Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов выделяют три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, то есть педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.

     Психологическая проблема общения нашли отражение в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева. Педагогическому общению уделили внимание Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.А. Карпенко, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов, А.А. Реан, В.В. Рыжов, Е.Ф. Тарасов, Т.Н. Ушакова, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, Е.А. Климов, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина,  и другие.

     Первое  экспериментальное исследование стилей общения руководителя было проведено немецким психологом К. Левином. Он ввел классификацию основных стилей руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Педагогическому  общению посвятили свои работы западные ученые - Н. Фландерс, Э. Стоунс, К. Роджерс и другие.

     Из  отечественных ученых, занимавшихся вербальным общением, можно отметить И. А. Зимнюю, П. Крейтсберг, А. А. Реан, А. В. Фомина.

     В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

     На  сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

     Педагогическое  общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

     В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

     Цель  исследования: выявление влияния стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы.

     Объект: процесс педагогического общения.

     Предмет: влияния стиля общения педагогов  на развитие эмоциональной сферы  детей начальной школы.

     Гипотеза: влияния стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы будет эффективным при демократическом стиле общения.

     Задачи:

  1. Определить понятие «педагогическое общение».
  2. Выявить стили педагогического общения.
  3. Рассмотреть влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы.
  4. Провести педагогический эксперимент.
  5. Проанализировать результаты и сделать выводы.

     Методы  исследования:

    • анализ психолого-педагогической литературы,
    • эксперимент,
    • беседа,
    • тестирование,
    • математический анализ.
 

 

      Глава I. Теоретическая часть

    1. Специфика педагогического общения
 

     Общение является важнейшей категорией психологической  науки. В определенном смысле и педагогическую психологию можно рассматривать  целиком через призму общения, ибо  практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением.

     Общение является чрезвычайно сложным и  емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более  людей с целью установления и  поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [26,c.224].

     Человеческое  общение может рассматриваться  не только как акт осознанного, рационально  оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов [33,c.124].

     Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.

     Одной из форм делового, профессионального  общения выступает педагогическое общение, - психологический контакт  учителя и ученика в процессе обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить на уроке благоприятный, психологически комфортный климат для успешного решения педагогических задач, направленных, в целом, на развитие личности и профессиональных способностей ученика.

     Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика определяется стилем педагогического общения, который проявляется, с одной стороны, в характере эмоционально-оценочного отношения к ученику, к его действиям, а с другой стороны, в способе управления поведением ученика, в характере воздействия на него. Если отношение педагога оказывает влияние на побуждения учеников, их намерения, внутренний мир, то его управление состоит в непосредственном руководстве действиями ученика. И в зависимости от содержания установки, более или менее критического отношения к способностям ученика учитель по-разному руководит его действиями на уроке, более или менее детализирует свои указания, чаще или реже контролирует, более или менее дифференцированно оценивает его поведение.

     Педагогическое  общение - специфическое межличностное  взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания [18,c.24].

     В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива» [19,c.3]

     И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся» [13,c.14].

     Педагогическое  общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

Информация о работе Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей