Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………..6
Специфика педагогического общения……………………………………6
1.2 Модели педагогического общения……………………………………….….9
1.3 Стили педагогического общения …………………………………………..11
Влияние стиля общения учителя на эмоциональное развитие младших школьников……………………………………………………………………...19

Глава II. Практическая часть……………………………………………………27
2.1 Исследование влияния стиля общения на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы…………………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента……………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложения …………………………………………………….……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПСИХОЛоГИЯ влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)
 

  Обработка результатов

     Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней  суммой баллов, в соответствии с «Ключом» теста (таблица 3). Общая сумма, характеризующая позицию педагога в общении, равна арифметической сумме всех полученных баллов.

Таблица 2

Ключ

Ответ Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
 

Критерии  оценки:

     25 – 30 баллов – открытая профессиональная  позиция, предпочтение демократического стиля общения.

     20-24 балла – авторитарная педагогическая  позиция.

     10-19 баллов – отстранённая позиция,  выраженность либерального стиля  общения. 

     Методика № 2 «Оценка эмоционального состояния»

     Порядок работы. Стимульный материал (рассказ) предъявляется всему классу одновременно. После чтения рассказа, дети описывают свое впечатление от прочитанного рассказа, оценивая эмоции, как героя рассказа, так и свои собственные.

     Инструкция: Вам будет прочитан рассказ. Ваша задача в процессе прослушивания оценить возникшие у вас эмоции, затем описать свои эмоции в небольшом рассказе».

     Обработка результатов проводится по упрощенной системе: прочитываются количество отмеченных и проявленных эмоций – отрицательных и положительных в соответствии со «шкалой эмоциональных состояний» (Е.А. Зинченко).

  1. сильное отрицательное: сильное неудовольствие, ярость, отчаяние, ужас;
  2. слабое отрицательное: слабое неудовольствие, гнев, огорчение, обида, тревога, страх;
  3. нейтральное: спокойствие, уверенность;
  4. слабое положительное: слабое удовольствие, удовольствие;
  5. сильное положительное: сильное удовольствие, радость, восторг.

     Чем выше баллы, тем более развита эмоциональная сфера учащихся.

     5, 4 баллов – высокий 

     3 балла – средний

     2,1 балла - низкий 
 
 
 
 

     2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 

     Анализ  и обобщение результатов констатирующего  эксперимента мы начали с показателей  профессиональной позиции учителя в педагогическом общении. Классным руководителям вторых классов было предложено ответить на вопросы теста, заполнив таблицу (см. бланк таблицы 1).

     Результаты  были получены следующие (см. Протокол обследования, приложение 3).

     Таким образом, учитель 2 Б класса выявила  в эксперименте открытую профессиональную позицию и предпочтение демократического стиля общения, а учитель 2 Г класса - авторитарную педагогическую позицию и авторитарный стиль общения.

     В результате проведения эксперимента с  учениками 2 Б и 2 Г класса были выявлены следующие результаты. Протоколы выявления уровня развития эмоциональной сферы детей даны в приложении (приложение 5).

     Результаты  были сведены в таблицу 5.

    Таблица 5

    Уровень развитие эмоциональной сферы учеников

    Констатирующий  эксперимент

2 Б  класс S,

баллы

Уровень 2 Г класс  S,

баллы

Уровень
1.Агутенков  И. 5 В 1.Бондаренко  И. 3 С
2.Арусланова  Ю. 4 В 2.Булгак С. 3 С
3.Базарова  П. 5 В 3.Васильев С. 3 С
4.Балицкая  Н. 5 В 4.Верещагина  Ю. 3 С
5.Виноградова  Н. 3 С 5.Галимова Л. 1 Н
6.Гартман  Д. 5 В 6.Деменев П. 3 С
7.Глубокая  А. 5 В 7.Долгова Ю. 3 С
8.Еремин  С. 4 В 8.Елёскина Н. 3 С
9.Жиганов  Н. 5 В 9.Ефремов И. 2 Н
10.Жихарева  И. 5 В 10.Казак Я. 4 В
11.Жутяйкина  В. 5 В 11.Криковцова  Ю. 2 Н
12.Карпюк  К. 5 В 12.Маняпов С. 3 С
13.Луговенко  С. 5 В 13.Михайлов И. 3 С
14.Лузин  И. 3 С 14.Павличенко  Ж. 3 С
15.Макеев  С. 5 В 15.Сайгашова  Н.  3 С
16.Охотникова  А. 5 В 16.Сидорова Л. 3 С
17.Петренко  Н. 5 В 17.Степанова  А. 2 Н
18.Седых  А. 5 В 18.Терехов С. 3 С
19.Семыкин  С. 5 В 19.Ухватова Н. 3 С
20.Суслопаров  П. 5 В 20.Чернышёв С. 2 Н
21.Тимофеева  В. 5 В 21.Шевченко П. 1 Н
22.Чугунов  Ф. 5 В 22.Яковенко Я. 3 С
 

     Таким образом, таблица 5 показывает, что во 2Б классе 91% детей (20 человек) имеют высокий уровень эмоционального развития, 9% (2 человека) – средний уровень.

     Во 2 Г классе 5% детей (1 ребенок) имеют высокий уровень эмоционального развития, 68% детей (15 детей) – средний уровень и 27% детей (6 учеников) – низкий уровень.

     Существует  взаимозависимость между стилем общения учителей и развитием  эмоциональной сферы детей начальной  школы. 

     

     Рисунок 1. Диагностика уровня эмоционального развития детей начальной школы

     Найдя среднее арифметическое от суммы всех баллов каждого класса, мы определим коэффициент, который соответствует уровню эмоционального развития младших школьников для авторитарного и демократического стиля общения учителей.

     Для демократического стиля общения  коэффициент уровня эмоционального развития младших школьников равен - 4,7; для авторитарного стиля общения – 2,5.

     Характеристика  эмоциональной сферы младших  школьников во 2 Б классе, где преобладает демократический стиль общения учителя, состоит в том, что дети:

     - открыто проявляют эмоции, как положительные, так и отрицательные;

     - диапазон эмоционального проявления широкий и ярко выраженный;

     - проявление эмоций сильное («Нельзя  приносить диких животных домой!»  Чугунов Филипп);

     - в предложенном рассказе увидели больше положительного («рассказ поучительный»).

     Во 2 Г классе, где преобладает авторитарный стиль общения учителя, дети ярко не выражают эмоции, преобладает нейтральное  эмоциональное состояние, либо со слабой выраженностью отрицательных эмоций. Характерным для них стали  высказывания, где они

     - пересказывали сюжет рассказа, не  давая оценки своему состоянию  и поступку Сережи;

     - оценивали плохие поступки, как  хорошие («Мне понравился Сережа, он ловит птиц, и еще понравился  Сережин дядя – он подарил ему сетку для ловли птиц. Ну, мне понравилась Сережина мама – она ему говорила: «Выпусти Чижика на волю». И мне потом понравилось, что Сережа больше никогда не ловил птиц». Чернышёв Сережа).

     Можно сделать выводы, что демократический  стиль общения учителя располагает  к развитию эмоциональной сферы младших школьников.

     Заключение 

     Одной из форм делового, профессионального  общения выступает педагогическое общение, - психологический контакт  учителя и ученика в процессе обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить на уроке благоприятный, психологически комфортный климат для успешного решения педагогических задач, направленных, в целом, на развитие личности и профессиональных способностей ученика.

     Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика определяется стилем педагогического общения, который проявляется, с одной стороны, в характере эмоционально-оценочного отношения к ученику, к его действиям, а с другой стороны, в способе управления поведением ученика, в характере воздействия на него.

     Педагогическое  общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности, как учащихся, так и педагогов

     Педагогическое  общение осуществляется в разнообразных  формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности и педагогического руководства.

     Под стилем педагогического руководства понимается совокупность устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися в процессе совместной деятельности и общения.

     Мы  рассмотрели авторитарный, попустительский, демократический, общение – дистанция, общение – устрашение, заигрывание, регламентированный, импровизационный стиль. На практике стили общения не так ярко выявлены и в педагогическом общении можно выделить: авторитарный, попустительский, демократический стиль общения.

     Наше  исследование проводилось в начальной  школе. В младшем школьном возрасте механизм эмоционального предвосхищения деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. При этом общение с учителем начинает играть ориентировочную роль. Большую роль в этом играет эмоциональное предвосхищение отдаленных последствий своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации. Это выражается в том, что ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а, следовательно, и для него самого. Так, он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

     При авторитарном стиле общения педагога эмоциональное развитие ребенка  затруднено тем, что учитель не доверяет ученикам, чем сковывает проявление эмоций и их развитие. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.

     Демократический стиль общения в начальной школе развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у учеников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Эмоциональное развитие младших школьников происходит гармонично.

     Нами  было проведено экспериментальное  исследование, которое было направлено на выявление влияния стиля общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы. Исследование проводилось на базе МОУ №11, г. Прокопьевска. В эксперименте принимали участие младшие школьники 2 Б и 2 Г классов.

     В ходе эксперимента было выявлено: стили  общения классных руководителей данных классов и эмоциональное состояние детей.

     Учитель 2 Б класса выявила в эксперименте открытую профессиональную позицию и предпочтение демократического стиля общения, а учитель 2 Г класса - авторитарную педагогическую позицию и авторитарный стиль общения. Во 2Б классе 91% детей (20 человек) имеют высокий уровень эмоционального развития, 9% (2 человека) – средний уровень. Во 2 Г классе 5% детей (1 ребенок) имеют высокий уровень эмоционального развития, 68% детей (15 детей) – средний уровень и 27% детей (6 учеников) – низкий уровень.

     Характеристика  эмоциональной сферы младших  школьников во 2 Б классе, где преобладает  демократический стиль общения  учителя, состоит в том, что дети: открыто, проявляют эмоции, как положительные, так и отрицательные; диапазон эмоционального проявления широкий и ярко выраженный; проявление эмоций сильное; в предложенном рассказе увидели больше положительного.

     Во 2 Г классе, где преобладает авторитарный стиль общения учителя, дети ярко не выражают эмоции, преобладает нейтральное эмоциональное состояние, либо со слабой выраженностью отрицательных эмоций. Характерным для них стали высказывания, где они пересказывали сюжет рассказа, не давая оценки своему состоянию и поступку Сережи; оценивали плохие поступки, как хорошие.

Информация о работе Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей