Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить, каким образом телевидение влияет на социальное настроение людей. Из цели исследования вытекают следующие основные задачи:
1) Выяснить сущность, структуру социального настроения, обозначить его классификацию;
2) Определить социальное настроение молодежи
3) Определить факторы, способствующие воздействию средств массовой информации на сознание и поведение людей;
Можно выделить следующие виды благополучия личности:
— Социальное благополучие – это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении.
— Материальное благополучие – удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.
— Духовное благополучие – ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщения к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры – в Бога или в себя, в судьбу; возможность свободного проявления приверженности к своей вере и т.д.
— Психологическое благополучие (душевный комфорт) – ощущение внутреннего равновесия, целостности, удовлетворенность своим творчеством. Психологическое благополучие возникает при относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс возникает при возникновении противоречивой информации, когда текущая ситуация воспринимается как неопределенная.
— Физическое (телесное) благополучие – удовлетворенность потребности в здоровье, хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт.
Удовлетворенность различными сторонами жизни напрямую зависит от притязаний. Чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности, а это связано с ценностями индивида и его жизненными стратегиями.
Социальное настроение также связано с оценкой общества и оценкой себя в обществе. Итак, оценка является третьим компонентом социального настроения. Мы будем рассматривать это понятие несколько шире. Так как социальное настроение – это отношение ко всему, что происходит в обществе, на наш взгляд, необходимо выделить две составляющие: оценку себя в обществе, и оценку различных сторон жизни общества.
Оценка себя в обществе проявляется через оценку своей роли и своего социального статуса, оценку своего материального положения, своего уровня и качества жизни, оценку уровня своего образования и культурного развития. Она зависит также от самооценки, которая возникает вследствие оценки своего жизненного опыта, собственной успешности или неуспешности.
Оценка различных сторон жизни, предполагает, прежде всего, оценку экономической, политической, и культурной сфер общества. При анализе экономики оценивается экономическая ситуация в стране и в городе, а также оценка последствий рыночной экономики, поскольку именно от этого в первую очередь зависит материальное благополучие индивида. Кроме того, материальное благополучие зависит от политики государства. В этом случае оценивается эффективность работы властей, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также проявляется отношение к решениям федеральных и региональных властей. На социальное настроение жителей регионов происходящие в их городе события могут оказывать большее влияние, чем общероссийские. Поэтому целесообразно также учитывать отношение граждан к эффективности работы муниципальных органов, оценку работы различных городских служб, таких как ЖКХ, милиции, органам социальной защиты и т.д. В зависимости от отношения к властям и их деятельности проявляется уровень протестной активности различных групп населения. Чем негативнее оценка деятельности, тем уровень протестной активности будет выше. Еще одной сферой общества является культура, поэтому социальное настроение также проявляется в оценке духовной жизни общества. Человек оценивает культуру общества, исходя из собственного культурного уровня, уровня своего образования, эрудированности, начитанности, собственных духовных потребностей. Можно предположить, что оценка различных сторон жизни общества зависит от удовлетворенности жизнью и напрямую влияет на социальное настроение.
Четвертая важным компонентом социального настроения является социальная позиция. Социальная позиция, прежде всего, отражает мировоззрение человека как системы его взглядов на мир. Мировоззрение представляет собой еще более или менее «стабильный строй мыслей, т. к. мировоззрение является, прежде всего, продуктом серьезной интеллектуальной деятельности независимо от того, представляет ли оно собой следствие самовоспитания или же результат усвоения вносимой извне информации». Мировоззрение проявляется через убеждения человека. «Убеждения – сознательные мотивы к деятельности, обусловленные знаниями, жизненным опытом и общественными отношениями. В соответствии с убеждениями формируются социальные цели и интересы, определяются средства и направления их реализации. Убеждения являются одним из компонентов готовности к реализации требований и предпочтений социального настроения».
Также частью мировоззрения выступает умонастроение. Б.Д. Парыгин определяет умонастроение как особый вид настроения, обладающий относительно устойчивым характером и представляющий собой определенную направленность не только безотчетных чувств и переживаний, но и более или менее ясных выраженных мыслей, идей и убеждений. Умонастроение, в отличие от настроения более устойчиво, и более рационально. Б.Д. Парыгин считает, что в пределах одного и того же мировоззрения возможна целая гамма умонастроений: от апатии до революционной активности, от жизнеутверждающего оптимизма, до скептизма. Умонастроение как элемент социального настроения неразрывно связан с готовностью к реализации ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации выступают в качестве некой призмы, обуславливающей особой угол зрения и отношение к происходящим изменениям. Их можно раскрыть через понятие жизненные стратегии. Жизненная стратегия – это способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Жизненная стратегия выбирается в соответствии с ценностными ориентациями личности и, с одной стороны, определяет удовлетворенность индивида различными сторонами жизни, а с другой – представляет собой проект действий индивида в будущем, определяет способы достижения благосостояния, реализации своего «Я» и т.д. В мониторинговом исследовании, проводившемся под руководством проф. О.А. Хасбулатовой и проф. Л.С. Егоровой, обозначены три типа жизненных стратегий: стратегия выживания, патерналистская стратегия и стратегия развития. Патерналистская стратегия предполагает надежду на государство в деле материального обеспечения семьи. Лица, разделяющие данную стратегию, стремятся получить льготы, социальные пособия от государства, и снижение уровня социального обеспечения приводит к распространению у них настроения подавленности или раздражения. Отличительными особенностями стратегии выживания является ориентация на собственные силы, но при этом используются такие способы обеспечения себя и своей семьи как работа на приусадебном участке, сокращение расходов на литературу, отдых, одежду. Под стратегией развития понимается такой тип поведения и конструирования жизнедеятельности, которому соответствует осознанный отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы при достижении целей, ориентация на профессиональный успех, самореализацию и саморазвитие.
В зависимости от жизненной стратегии человек конструирует свое будущее. И мы, таким образом, переходим к последнему, но немаловажному элементу социального настроения, который можно еще назвать деятельностным компонентом, а именно к социальным ожиданиям. Они включают в себя ожидание будущего развития страны в целом и отдельных сфер общественной жизни (экономики, политики, культуры), а также представление о своем будущем. В зависимости от социальных ожиданий человек строит планы на будущее, которые включают методы реализации своей цели. Методы реализации цели, способы достижения благосостояния, напрямую зависят от жизненной стратегии индивида.
Таким образом, социальное настроение имеет сложную структуру, каждый из элементов которой взаимосвязан и взаимообусловлен. Лишь рассматривая все структурные компоненты в системе, мы можем понять сущность феномена социального настроения.
1.3 Типология социального настроения
Мы рассмотрели сущность и структуру социального настроения и выяснили, что данное явление очень сложно и многогранно. Поэтому феномен социального настроения нужно рассматривать с различных сторон. Именно для этого целесообразно ввести типологию социального настроения. Классификация любых общественных явлений или процессов допускает применение различных логических оснований.
В зависимости от субъекта социального настроения, мы можем говорить об индивидуальном настроении, когда его носителем становится индивид, и о массовом настроении как настроении различных групп и слоев общества. Массовое социальное настроение предстает как настроение различных групп, институтов, организаций сообществ, а также наций, народов и даже целых исторических эпох. Разделение настроения на индивидуальное и массовое имеет большое прикладное значение. Анализ малых групп, небольших трудовых коллективов и организаций невозможен без учета индивидуальных настроений. А незнание и непонимание роли массового социального настроения может привести к серьезным последствиям, например, массовым акциям протеста. Что способствует дестабилизации в обществе.
Следующим основанием в типологии социального настроения может быть предметная направленность. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский выделяют политическое, этническое, религиозное социальное настроение. Эти виды социального настроения можно соотнести с различными сторонами жизни: политической, экономической и культурной. Например, этническое и религиозное настроение можно отнести к культурной стороне жизни. Каждое из конкретных видов социального настроения, связанных с определенной деятельностью или мировоззрением, может быть рассмотрено применительно к различным историческим эпохам, разным странам.
Также виды социального настроения можно рассматривать в плане их позитивной или негативной направленности. Настроения могут быть окрашены в позитивные тона, когда реальность соответствует ожиданиям. В таком случае мы наблюдаем настроения классовой солидарности, национального чувства, уверенности и бодрости, массового воодушевления и патриотизма. Когда чаяния и действительность особенно расходятся, на передний план выступят настроения недовольства, беспокойства, неуверенности, усталости, страха гнева, возмущения.
Следующим основанием для типологии социального настроения является отношение к жизни и процессам, происходящим в обществе. Исходя из этого, можно выделить оптимистическое и пессимистическое социальное настроение. Б.Д. Парыгин считает, что подобное социальное настроение «…оказывается уже не следствием лишь данного самочувствия и впечатлений данного периода, а итогом целой серии постоянно повторяющихся впечатлений и переживаний, результатом приобретенного жизненного опыта, успевшего оставить отпечаток в сознании человека. Так, для оптимистически настроенного настроения характерно убеждение в том, что «нет худа без добра», что доброе начало обычно побеждает злое. Пессимистическое умонастроение, наоборот, сопровождается, а часто и порождается убежденностью в том, что жизнь – это сплошное страдание, что жизнь, следовательно, не имеет ценности и смысла и т.д.» Основой пессимистического настроения становится страх. Настроение страха, тревоги, беспокойства порождается неустойчивостью социального положения, неуверенностью в завтрашнем дне и особенно характерно для переходных обществ.
Социальное настроение не может быть сведено только к этим двум полюсам. Б.Д. Парыгин выделяет следующие виды социальных настроений в зависимости от принятия или непринятия норм общества:
Апатия, для которой характерна социально-политическая индифферентность, безразличие, отсутствие как приподнятости, так и упадка духа.
Ханжество сочетает в себе элементы скрытого, замаскированного протеста, отрицательного отношения к существующим социальным ценностям с элементом приспособления к господствующим традициям и даже декларированного прославления установленных норм, обычаев и социальных стандартов.
Сомнение характеризует не уже утвердившееся отношение ко всей совокупности социальных материальных и духовных ценностей, а еще не ясное, не устоявшееся, наметившееся или намечающееся, но пока не сложившееся критическое или даже отрицательное отношение к определенным нормам поведения.
Сомнение, скептическое настроение играют положительную роль двигателя, импульса человеческой мысли в той мере, в какой они способствуют поиску и обоснованию новых, более плодотворных идей и решений. Однако, превращаясь из частного способа познания в господствующий и единственный метод, способ мировосприятия, сомнение, как правило, становится тормозом на пути познания мира.
Нигилизм – выражает полное и абсолютное отрицание всех норм, традиций, обычаев и авторитетов. Б.Д. Парыгин считает, что атмосфера жестокой конкурентной борьбы и полнейшего равнодушия к судьбе отдельного человека, не может не порождать настроения взаимного недоверия, враждебности человека человеку, ощущение собственной изолированности и незащищенности. Это настроение особенно сильно проявляется в среде молодежи, так как она всегда острее переживает разрыв между идеальными стремлениями и действительностью. Отсюда нервозность, чувство одиночества, тревоги и беспокойства, перерастающее в настроение отчаяния, пессимизма и нигилизма.
В типологии Б.Д. Парыгина все виды социального настроения так или иначе связаны с пессимистическим полюсом. Поэтому, по нашему мнению, его классификацию следует дополнить видами социального настроения, относящимися больше к оптимистическому полюсу.
Консерватизм выражает полное принятие действующих социальных норм. Для консерватизма характерно осторожное отношение к жизни, сдержанность, нежелание производить изменения, реформы, нововведения. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого.
Энтузиазм, как социальное настроение, возникает, когда индивид, принимая социальные нормы, желает их позитивно изменить. Он предпринимает активные попытки к улучшению не только собственной жизни, но и жизни общества.
Наконец, социальное настроение можно типизировать по глубине его исходных компонентов. Так, социальное настроение может быть ситуативным, сиюминутным и иметь быстротекущее значение, а может быть устойчивым долговременным образованием.
Таким образом, предлагаемые типологии социального настроения в зависимости от субъекта, предметной направленности, отношения к жизни и нормам общества позволяют рассмотреть данный феномен с различных сторон. Это позволит более точно охарактеризовать социальное настроение, которое развивается очень динамично и может перетекать из одной формы в другую.