Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить, каким образом телевидение влияет на социальное настроение людей. Из цели исследования вытекают следующие основные задачи:
1) Выяснить сущность, структуру социального настроения, обозначить его классификацию;
2) Определить социальное настроение молодежи
3) Определить факторы, способствующие воздействию средств массовой информации на сознание и поведение людей;
Мы выяснили, что социальное настроение определяется с помощью следующих структурных элементов: психологическая и физиологическая основа, социальное самочувствие, оценка, социальные ожидания и социальная позиция. В рамках данного исследования мы остановились на следующих аспектах социального настроения: на оценке решений федеральных и местных властей, на ценностях молодежи, а также мы попытались определить уровень оптимизма молодых людей.
Мы определили, как влияет телевидение на уровень законопослушности граждан. Так, 59% молодежи считают для себя возможным нарушить закон. Правда, 40% могут нарушить закон, если это не несет серьезных последствий.
Таблица 4. Законопослушность граждан в зависимости от пола, в % (N=100)
Считаете ли Вы возможным нарушать закон | Пол респондента | |
Мужчины | Женщины | |
1. Нет, законы надо соблюдать всегда | 32% | 33% |
2. Да, если это не несет слишком тяжелых последствий | 30% | 50% |
3. Закон можно нарушить, если он мешает | 27% | 10% |
4. Свой вариант | 14% | 7% |
Таким образом, женщины в основном могут нарушить закон, если это не несет слишком серьезных последствий, а мужчины в большей степени могут нарушить закон, если он мешает. Также встречались варианты ответов о том, что «у нас такие законы, что их грех не нарушить» (3%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодежь в основном негативно относится к законам и в большинстве случаев готова их нарушить.
Мы попытались установить связь между просмотром сцен насилия и соблюдением законов, и выяснили, что такая связь есть.
Таблица 5. Связь между просмотром сцен насилия и возможность соблюдения законов, в % (N=100)
Нравится ли Вам, когда в фильме много погонь, драк, убийств? | Считаете ли Вы возможным нарушить закон | |||
Нет, законы надо соблюдать всегда | Да, если это не несет слишком тяжелых последствий | Закон можно нарушить, если он мешает | Свой вариант | |
1. Да, эти сцены делают фильм интереснее | 18% | 20% | 46% | 11% |
2. Да. Но в ограниченном количстве | 36% | 51% | 40% | 34% |
3. Лучше бы их не было | 14% | 0% | 7% | 11% |
4. Я не люблю такие сцены | 28% | 26% | 7% | 22% |
5. Затрудняюсь ответить | 4% | 3% | 0% | 22% |
Итого | 33% | 40% | 19% | 10% |
Исходя из этих данных видно, что в целом готовы нарушить закон только 19% опрошенных. Из них 46% считают, что сцены с погонями, драками и убийствами делают фильм интереснее. И лишь 14% из них предпочитают не смотреть такие сцены. Опять же из тех, кто считают, что всегда нужно соблюдать законы, только 18% любят смотреть сцены насилия и почти половина из них предпочитает не смотреть подобные сцены. Еще один интересный вывод. Из тех респондентов, которые отметили, что из героев фильмов им больше всего нравятся участники преступных группировок, только 11% считают, что закон нужно соблюдать всегда, 56% могут нарушить закон, если это не несет слишком тяжелых последствий и 33% готовы нарушить закон, если он мешает. Таким образом, можно предположить, что телевидение способствует распространению агрессивных настроений среди молодежи и влияет на развитие уровня преступности в обществе.
Немаловажным для определения влияния телевидения является степень изменчивости настроения молодежи. Надо сказать, что, мужчины менее подвержены влиянию, чем женщины. Девушки в основном признают, что им легко испортить и поднять настроение (36%). И вот что интересно. Чем старше становится человек, тем больше он признает, что подвержен влиянию. В 16–18 лет это признали только 11%, а в 25–29 – половина. Таким образом, опасность телевидения заключается в том, что именно в младшем возрасте, когда человек не осознает свою внушаемость, телевидение воздействует особенно сильно.
Наконец, мы переходим к определению ценностей молодых людей в настоящее время. На вопрос, какие качества вы больше всего цените в людях, на первом месте стоит ум (69%), на втором – чувство юмора (63%), на третьем – доброта (56%) и на четвертом – ответственность (47%). Девушки больше всего ценят ум, а мужчины – чувство юмора. Что касается распределения по возрасту, то чем старше человек становится, тем более он начинает ценить доброту, и меньше – независимость и силу. В возрасте 16–18 лет сила (11%), умение постоять за себя (17%), смелость (11%) ценится больше, чем в более старшем возрасте. Это подтверждает гипотезу о том, что именно подростковая и младшая молодежь является наиболее агрессивной и жестокой группой, она больше всего подвержена влиянию. Так же для оценки ценностей, было предложено выбрать три варианта ответа. Так, на первом месте стоит здоровье (74%), на втором любовь (72%), далее на третьем месте у мужчин стоят деньги (41%), а у женщин карьера (36%). Треть респондентов выбирают стабильность (37%) и чуть меньше – образование (24%). Самый низкий по популярности ответ – это развлечения (10%). С возрастом начинают больше ценить стабильность (60%) и меньше, как ни странно, любовь (45%). Деньги больше всего ценят в возрасте 16–18 лет и в 21–25. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная молодежь больше всего стремится к тому, чтобы сделать свою жизнь наиболее безопасной и спокойной. Они в основном настроены на активное изменение собственной жизни, выбирая карьеру и образование, как ценность. Современная молодежь ориентируется на профессиональный успех и стратегию развития.
Проанализировав данные исследования, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время телевидение оказывает большее влияние на социальное настроение молодежи. Телевидение оказывается главным ориентиром в жизни людей, т. к. именно из этого средства массовой коммуникации молодежь получает основную информацию о мире и стране. Мы сделали вывод о том, что большинство респондентов доверяет именно телевидению и оценивает влияние телевидения как положительное. Оно в основном выполняет информационную и развлекательную функцию.
Помимо этого можно обозначить такую латентную функцию, как влияние телевидения на повышение агрессивных настроений молодежи. Более того, оно способствует распространению преступности среди молодежи. Надо отметить, что большинство молодых людей отрицательно относится к законам. В результате исследования мы выяснили, что наиболее подвержена такому влиянию молодежь 16–18 лет.
Проанализировав социальное настроение молодежи города Иванова, мы сделали вывод, что, и большинство юношей и девушек выстраивает стратегию развития и ориентируется на достижение профессиональных успехов. Таким образом, исходя из результатов исследования, можно рекомендовать снизить количество агрессивных сцен на телевидении, особенно в дневное время, увеличить количество позитивной информации.
Заключение
Изучив влияние телевидения на социальное настроение молодежи города Иваново, мы можем сделать следующие выводы.
Социальное настроение является важным феноменом, изучение которого необходимо для понимания процессов, происходящих в обществе. Социальное настроение является отношением ко всему, что происходит в обществе. Его роль состоит в том, что оно способно выступать в одних случаях в качестве ускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп. Оно, в свою очередь, зависит от очень многих обстоятельств, охватывающих всю совокупность политических, экономических, социальных и духовных процессов, от структуры психики личности, темперамента, ценностей и убеждений индивида, а также от отношений между людьми.
В рамках данной работы мы определили структуру социального настроения, которая состоит из психологической и физиологической основы, социального самочувствия, оценки себя в обществе и оценки различных сторон в жизни общества, социальных ожидания и социальной позиции, которая связана с жизненными стратегиями индивида. Мы выделили различные виды социального настроения в зависимости от субъекта, предметной направленности, глубины и в зависимости от принятия и непринятия норм общества.
Исходя из того, что социальное настроение формируется под влиянием всей информации, попадающей в мозг за единицу времени, большое влияние на данный феномен оказывает СМИ, а именно телевидение. Мы выяснили, что средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые погружают его. В настоящее время телевидение, стремясь повысить рейтинг канала, зачастую преподносит ту информацию, которая пользуется наибольшей популярностью. Чтобы привлечь внимание телезрителя, телевидение обращается к скрытым инстинктам и желаниям человека, пропагандирует сцены насилия.
Другой проблемой, кроме насилия, является то, что большинство информационных программ несут негативный эмоциональный настрой. Таким образом, телевидение влияет на нагнетание страха в стране, и, соответственно, на формирование пессимистического социального настроения. Запугивание страны ужасающим настоящим и беспросветным будущим становится самым перспективным бизнесом, и данный прием особенно часто применяется во время избирательных кампаний.
Было проведено исследование на тему влияния телевидения на социальное настроение среди молодежи 16–29 лет города Иваново. Телевидение оказывается главным ориентиром в жизни людей, т. к. именно из этого средства массовой коммуникации молодежь получает основную информацию о мире и стране. Мы сделали вывод о том, что большинство респондентов доверяет именно телевидению, и оценивает влияние телевидения как положительное. Тем не менее, телевидение оказывает влияние на повышение агрессивных настроений молодежи. Наше исследование подтвердило гипотезу модели, согласно которой агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей. Мы установили связь между просмотром сцен насилия и готовностью нарушить закон. Таким образом, телевидение способствует распространению преступности среди молодежи.
Проанализировав влияние телевидения на социальное настроение можно сделать вывод о том, что, помимо информационной и развлекательной функции, телевидение выполняет латентную функцию, такую как повышение агрессивности молодежи. На наш взгляд, необходимо снизить количество фильмов и телепередач, содержащие сцены насилия и увеличить количество позитивных телепрограмм, несущих оптимистичное социальное настроение.
Список литературы
1. Березовская Е.С. Актуальные вопросы исследования телевидения как социального института // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т., М., 2003. Т. 2.