Влияние телевидение на человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить, каким образом телевидение влияет на социальное настроение людей. Из цели исследования вытекают следующие основные задачи:

1) Выяснить сущность, структуру социального настроения, обозначить его классификацию;

2) Определить социальное настроение молодежи
3) Определить факторы, способствующие воздействию средств массовой информации на сознание и поведение людей;

Работа состоит из  1 файл

Диплом Белоусов ПСз-061.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

 

Еще одной проблемой телевидения является обилие отрицательных новостей в информационных программах. Каждый день мы можем слышать о катастрофах, убийствах, террористических актах и т.д. Люди, уставшие после трудового дня и желающие отдохнуть перед телевизором, подвергаются мощной эмоциональной нагрузке.

 

Таким образом, телевидение, которое должно выступать как интегратор общества, обеспечивать стабильность, формировать позитивное социальное настроение, не выполняет своих социальных функций. Поэтому исследование о влиянии телевидения на социальное настроение молодежи очень актуально.

 

Объект исследования – молодые люди 16–29 лет.

 

Предмет исследования – механизмы влияния телевидения на социальное настроение и социальное самочувствие молодежи.

 

Цель исследования – анализ влияния телевидения на социальное настроение и самочувствие молодежи.

 

Задачи исследования:

 

1.  Составить портрет молодого телезрителя.

 

— Выяснить, какое место занимает телевидение в жизни молодых людей.

 

— Узнать, какое из средств массовой информации пользуется наибольшим доверием у молодежи.

 

— Выяснить, какие каналы, телепрограммы и фильмы пользуются большей популярностью у молодежи 16–29 лет.

 

— Выяснить социальный заказ молодежи в отношении телевидения.

 

2.  Оценить влияние телевидения.

 

— Выявить, как молодежь оценивает влияние телевидения.

 

— Узнать степень изменчивости настроения молодежи.

 

— Определить влияние сцен насилия на телевидении на агрессивность молодежи.

 

3.  Проанализировать социальное настроение молодежи.

 

— Оценить степень включенности молодежи в общественную жизнь.

 

— Исследовать удовлетворенность молодежи своим экономическим положением.

 

— Изучить оценку респондентами различных сторон жизни общества: экономической, политической и культурной.

 

— Определить отношение молодежи к законам федеральных и местных властей.

 

— Выявить социальные ожидания молодежи о своем будущем и будущем развития страны.

 

— Выяснить ценностные ориентации молодежи, как одной из составляющих социального настроения.

 

Логический анализ понятий

 

В ходе исследования определены и структурированы основные понятия, составляющие предмет исследования.

 

1. Теоретическая интерпретация основных понятий

 

Социальное настроение – целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых (или нереализуемых) в процессе практической деятельности.

 

Социальное самочувствие – потребность в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственно окружающей микросреды.

 

Массовая коммуникация рассматривается как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.

 

Средства массовой информации: печать, радио, телевидение, интернет и др.

 

2. Структурная операционализация понятий.

 

Направления влияния телевидения

 

1.  Темы передач;

 

2.  Тематика фильмов;

 

3.  Эмоциональный настрой телепередач;

 

4.  Наличие или отсутствие сцен насилия;

 

5.  Способ подачи информации;

 

6.  Влияние телеведущего и комментариев на интерпретацию информации телезрителями;

 

Следует выделить внутренние и внешние факторы, влияющие на социальное настроение.

 

К внутренним факторам следует отнести пол, возраст, образование, семейное положение, род деятельности, настроения в семье и социальном окружении. Также к внутренним факторам относятся такие личные характеристики как жизненная стратегия и ценностные ориентации.

 

К внешним факторам относят социально-экономические условия и политические условия. Здесь играют свою роль законы и решения федеральных служб, а также законы и решения местных структур. Большое значение на формирование социального настроения оказывают средства массовой информации, т.к. именно от интерпретации событий в СМИ зависит восприятие индивидом этого события. Поэтому среди внешних факторов социального настроение уместно выделять средства массовой информации. К средствам массовой информации относят телевидение, радио, прессу, а также интернет. Наиболее эффективным средством массовой информации является телевидение, которое обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида.

 

Телевидение оказывает влияние на социальное настроение, самочувствие людей и ценности молодежи. Влиянию телевидения наиболее подвержена молодежь в 16–18 лет, т.к. именно в этом возрасте формируются ценностные ориентации.

 

Молодежь считает телевидение одним из способов развлечения. Наибольшей популярностью у молодежи 16–29 лет пользуются развлекательные телепередачи, а также боевики. Телевидение становится для многих основным источником информации и, следовательно важным институтом социализации. В настоящее время телевидение пропагандирует сцены насилия. Молодежь воспринимает эти сцены, поэтому агрессия на телеэкране может служить своего рода примером для моделирования реального поведения. Мужчины более подвержены агрессии, чем женщины, причем больше всего это заметно в более молодом возрасте.

 

Выборочная совокупность

 

Для выявления влияния телевидения на социальное настроение молодежи расчетно-опытным путем определена выборочная совокупность, объем которой составил 100 человек (при вероятности в 90% и допускаемой ошибке в 10%). Была определена структура выборки по двум базисным параметрам (квотам): пол, возраст. Традиционно молодежь разделяют на три группы: 16–20 – период юности, 20–24 – собственно молодежь, и 25–29 – взрослая молодежь. Таким образом, мы выделили три интервала: 16–20, 21–24, 25–29 лет, но первый интервал 16–20 мы разбили на два: 16–18, 19–20, т.к. именно в 16–18 лет ценностные ориентации и установки молодежи только формируются, поэтому мнения людей в 16 и 20 лет могут существенно различаться.

 

В качестве основного метода исследования используется метод анкетирования. Анкетный опрос – это незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах, деятельности, мнениях.

 

Анкета включает в себя следующие основные блоки вопросов:

 

1.  Вводная часть, направленная на то, чтобы выяснить какое место занимает телевидение в структуре свободного времени молодежи (№1,2).

 

2.  Вопросы, направленные на выяснение степени доверия к СМИ вообще и к телевидению в частности (№3,4).

 

3.  Вопросы, позволяющие определить, какие каналы, телепередачи и фильмы пользуются большей популярностью (№5,6,9).

 

4.  Вопросы, позволяющие выяснить агрессивную направленность телевидения (№10,11,12,13,14).

 

5.  Вопрос, позволяющий определить осознанность молодежью влияния телевидения (№15).

 

6.  Вопросы, выясняющие степень включенность респондентов в общественную жизнь, доверие к законам (№7,16,20).

 

7.  Вопросы, выясняющие ценностные ориентации молодежи (№17,18).

 

8.  Вопрос, определяющий степень изменчивости настроения молодежи (№19).

 

9.  Социально-демографический блок вопросов (№21–27).

 

Проведенное исследование носит характер поискового пилотажа. На данном этапе мы особое внимание уделили разработке теории, поиску новых методик и разработке инструментария. Мы используем данный тип исследования, т.к. в изучении данной проблемы нет ясных отчетливых форм в ее понимании, противоречие скрыто и неочевидно; мы не имеем готовой методики проведения исследования; и, наконец, автором эта проблема изучается впервые. Поэтому наше исследование в первую очередь направлено:

 

— на поиск реальных проблемных ситуаций исследования;

 

— на поиск сфер основных направлений будущего исследования;

 

— на определение задач исследования;

 

— на выявление наиболее адекватных методов изучения проблемы;

 

— на поиск рабочих гипотез исследования.

 

Поэтому в нашем исследовании мы сделали акцент на изучение степени влияния телевидения на молодежь. Для подробного изучения структуры и динамики социального настроения предполагается более глубокое исследование.

 

В ходе исследования было опрошено 100 человек, распределение было учтено по 2 базисным параметрам: пол и возраст. Возрастное распределение определилось следующим образом:

 

– молодежь 16–18 лет – 22%;

 

– молодежь 18–20 лет – 23%;

 

– молодежь 21–24 лет – 28%.

 

– молодежь 25–29 лет – 27%.

 

В ходе нашего исследования мы хотели определить, какое место занимает телевидение в структуре свободного времени молодых людей. Итак, 31% молодежи отметили то, что они проводят свободное время у телевизора, что составляет лишь пятое место. Чаще всего молодежь проводит время в компании друзей (57%), сидя за компьютером (47%), с любимым человеком (38%), или занимаясь домашними делами (33%). Только 1 человек из ста (девушка 25–29 лет) отметил, что он посещает музеи, театры. Следует отметить, что больше всего времени проводит у телевизора молодежь 25–29 лет (40% отметили, что они смотрят телевизор) и чаще женщины чем, мужчины (38% и 25% соответственно). Это можно объяснить тем, что мужчины обычно проводят время, сидя за компьютером. Интересно, что ответы на вопрос о том, как молодежь проводит свободное время, не совпадают с ответами на вопрос о том, как бы они хотели проводить свободное время. Так, большинство хотело бы встречаться с любимым человеком, выезжать на природу, далее молодежь хотела бы больше времени проводить с друзьями, заниматься спортом и чаще ходить в бары, кино, на дискотеку. И только 5% респондентов указали на то, что они бы хотели смотреть телевизор, причем все они – мужчины. Таким образом, можно сделать вывод о том, телевидение для большинства молодых людей рассматривается как нечто второстепенное и не занимает большого места в структуре свободного времени. Многие совмещают просмотр телевизионных передач с другими занятиями: например, домашними делами, встречами с друзьями и игрой на компьютере. Несмотря на то, что интернет сам по себе является средством массовой информации, целесообразно, что лишь ограниченное число молодых людей имеет доступ к интернету.

 

Мы уже говорили о том, что средства массовой информации в основном призваны выполнять информационную функцию. Данная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.  Как мы уже указывали выше, телевидение является основным средством массовой информации. На вопрос, откуда вы чаще всего получаете информацию о мире и стране, большинство респондентов (72%) ответили, что из телепередач. И это намного опережает другие средства массовой информации (Радио – 26%, Пресса – 14%). Таким образом, мы подтверждаем гипотезу о том, что телевидение становится главным ориентиром в мире, основным каналом информации для молодежи. Более того, телевидение оказывается тем источником информации, которому больше всего доверяют – 65% опрошенных отметили, что доверяют сведениям, полученным из телевидение. На втором по степени доверия идет интернет.

Информация о работе Влияние телевидение на человека