Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 09:05, курсовая работа
Предмет исследования: телевизионная реклама как одно из средств воздействия на массовое сознание.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Провести экспериментальное исследование влияния детского фольклора на развитие эмоциональной сферы детей среднего возраста.
Адаптировать опросник Авдеевой Н.Н. и Фоминых Н.А. к данной проблеме исследования
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы изучения влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема изучения психического развития детей в Отечественной и Зарубежной психологии…………………………………………………………. 6
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………… 9
1.3 Влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...16
Глава II. Экспериментальное изучение влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностические методики исследования…………………………………20
2.2 Анализ результатов………………………………………………………....22
Заключение
Список литературы
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ТЫВИНСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КЫЗЫЛСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Курсовая работа на тему:
«Влияние
телевизионной рекламы на психическое
развитие детей старшего дошкольного
возраста»
Выполнил: студент 3 курса «г» группы Тукежик Василий
Научный
руководитель: Ооржак А.А.
Кызыл, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема
изучения психического развития детей
в Отечественной и Зарубежной психологии……………………………………………………
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
1.3 Влияние
телевизионной рекламы на психическое
развитие детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
Глава II. Экспериментальное изучение влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностические методики исследования…………………………………20
2.2 Анализ
результатов…………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Исследования психического развития детей дошкольного возраста имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, который не может быть сведен только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которое происходит на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С. Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребенка.
Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные [25, с.5].
Открывая для себя мир взрослых через средства массовой информации, ребенок попадает в новые, непривычные условия. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития критического восприятия к телевизионной рекламе.
Поведение ребенка, развитие его психики является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Поэтому родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник психического развития дошкольника.
Актуальность исследования. Многократно повторяясь независимо от желания человека, действуя на взрослых и, в особенности на беззащитную психику детей и запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама формирует современного человека.
При этом с точки зрения психологической защиты дети по сравнению со взрослыми еще не в состоянии противопоставлять воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.
Не каждый взрослый человек способен адекватно разобраться во всей гамме рекламируемых товаров и услуг, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые рекламные ролики, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром посредством телевизионной рекламы.
Мы поставили перед собой цель изучить влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью мы выдвинули гипотезу о том, что телевизионная реклама оказывает влияние на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является психическое развитие как процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза.
Предмет исследования: телевизионная реклама как одно из средств воздействия на массовое сознание.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Практическая и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что освещенные теоретические вопросы по данной проблеме и данные, полученные в экспериментальной работе, можно использовать в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методы научного исследования: анкетирование, наблюдение, беседа.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили работы следующих авторов: Авдеевой Н.Н., Фоминых Н.А., Райгородского Д.Я., Урунтаевой Г.А., Обуховой Л.Ф.
Исследование было проведено на базе МДОУ комбинированного вида №37 г. Кызыла.
Структура
курсовой работы: курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема изучения психического развития детей в Отечественной и Зарубежной психологии
Теоретическую и методологическую базу данной главы составили работы следующих авторов: Большаковой М., Урунтаевой Г.А., Авдеевой Н.Н. и Фоминых Н.А.
Г.А. Урунтаева полагает, что нельзя рассматривать психическое развитие как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.
Психическое развитие – это процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза [15, с.94].
Психическое развитие – это процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта [5, с.52].
Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и качественные. Количественные изменения, такие, как увеличение высоты и веса тела, запаса слов, форм поведения и действий, составляют процессы роста. Но в психическом развитии возникают прежде всего качественные изменения: например, формирование понимания малышом речи взрослого и переход к собственной активной речи. Специфика психического развития состоит в том, что оно подчиняется законам биологической эволюции.
Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества [25, с.19].
Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. Психическое развитие во многом зависит от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная особенность, как к ней будут относиться взрослые и сам ребенок.
Интерес к изучению психического развития детей не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование нескольких направлений в понимании психического развития.
В зависимости от того, что считалось определяющим для развития человека – наследственность или среда, - теории психического развития разделились на два направления. Биогенетическое направление рассматривало психическое развитие как процесс биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам, а социогенетическое – как процесс, складывающийся под влиянием внешних, социальных условий [25, с.9].
По мнению В.Штерна, психическое развитие определяется сближением внутренних данных и внешних условий развития.
Психическое развитие в психоанализе понимается как вытеснение обществом врожденных инстинктов и адаптация ребенка к изначально врожденной и противостоящей конкретному индивиду среде. Отношения между ребенком и обществом с самого рождения антагонистичны. Общество оказывает на ребенка давление с помощью запретов и ограничений, в результате чего ребенок развивается как личность [7, с.42].
В отличие от психоанализа бихевиоризм придерживается другого подхода к рассмотрению психического развития, утверждая, что человека формирует таким, каков он есть, окружающая среда [25, с.12]
Психическое развитие Дж. Уотсон рассматривал как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков, таким образом отождествляя развитие с научением. Он утверждал, что у ребенка нет ничего внутри, что подлежало бы развитию. Все зависит, прежде всего, от условий жизни, социального окружения, от стимулов, составляющих социальную сферу [25, с.13].
Ж.Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Детский организм изначально активен и стремится к познанию и действию. Когда он сталкивается с окружающей средой, с миром взрослых, то обнаруживает требования, запреты, предметы, к которым необходимо приспосабливаться, адаптироваться.
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста
Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых [25, с.60].
В раннем детстве ребенок
Главная
потребность ребенка состоит
в том, чтобы войти в мир
взрослых, быть как они и действовать
вместе с ними. Но непосредственно
выполнять функции старших
Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции, вступая тем самым в определенные отношения с другими идеальными взрослыми. Через роль, опосредованно, взрослый присутствует в ролевой игре.