Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 09:05, курсовая работа
Предмет исследования: телевизионная реклама как одно из средств воздействия на массовое сознание.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Провести экспериментальное исследование влияния детского фольклора на развитие эмоциональной сферы детей среднего возраста.
Адаптировать опросник Авдеевой Н.Н. и Фоминых Н.А. к данной проблеме исследования
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы изучения влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема изучения психического развития детей в Отечественной и Зарубежной психологии…………………………………………………………. 6
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………… 9
1.3 Влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...16
Глава II. Экспериментальное изучение влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностические методики исследования…………………………………20
2.2 Анализ результатов………………………………………………………....22
Заключение
Список литературы
Приложение
Психологическое
воздействие рекламы
В. Г. Зазыкин выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы:
Телевидение — самое разностороннее из рекламных средств. Уникальная особенность ТВ-рекламы состоит в том, что для нее характерны, во-первых, сочетание звукового и зрительного воздействий и, во-вторых, огромная, по сравнению с любым другим рекламным средством, аудитория.
Существует
несколько вариантов
С. Г. Кара-Мурза отмечает «убаюкивающий эффект» телевизионной рекламы, обеспечивающий пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки приводит к релаксации, снижению умственной активности и критичности восприятия информации [8, с.37].
Е. Я. Малышев делает акцент на этической стороне рекламы. Реклама дорогостоящих продуктов при низкой покупательной способности основного потребителя, внушение мыслей о необходимости их приобретения, внедрение в общественное сознание недостижимого образа жизни приводят к негативным эмоциональным реакциям человека. Довольно часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Кроме того, многократное повторение подобных сюжетов также можем создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть еще и общий психологический фон отечественного телевещания, который, по мнению Е. Я. Малышева, способствует возникновению негативных эмоциональных реакций, вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения телезрителя, а нередко создает условия для слабого сопротивления человека раз личным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой российского населения [8, с.39].
Многократно повторяясь независимо от желания человека, действуя на взрослых и в особенности на беззащитную психику ребенка и запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.
Отмечая особое влияние рекламы на детей, В. Паккард подчеркивает, что основная функция современной рекламы — готовить детей к «будущей профессии — быть квалифицированными потребителями» [20, с.117].
Среди методов психологического воздействия рекламы на детей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическая заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присваивание ребенком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая суггестивность детей ввиду несформированной целостности личности).
При
этом с точки зрения психологической
защиты дети по сравнению со взрослыми
еще не в состоянии противопоставлять
воздействию собственные
Глава II. Экспериментальное изучение влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностические методики исследования
Особенности реального действия телевизионной рекламы были проанализированы нами при проведении практического исследования, которое было построено в виде специально разработанного анкетирования для родителей.
Практическое исследование проводилось на базе МДОУ №37 г.Кызыла. Для исследования была взята группа родителей, имеющих детей в возрасте 5-6 лет, посещающих совместно групповые занятия в детском саду.
Всего участников описанной группы — 20 человек, из них — 17 матерей и 3 отцов следующих детей:
1.Алина А. (5,7)
2.Олег М. (6,1)
3.Чаян О. (5,8)
4.Алдынай К. (5,3)
5.Норбу Я. (5,9)
6.Орланда Н. (6,2)
7.Кежик А. (6,1)
8.Аржаана А. (5,4)
9.Слава Л. (5,3)
10.Денис У. (5,7)
11.Давид О. (5,9)
12.Ай-кыс К. (6,1)
13.Чаян С. (5,,6)
14.Менди В. (5,9)
15.Даша Е. (6,1)
16.Саша А. (5,7)
17.Валера Ф. (5,8)
18.Кан-Демир Н. (6,1)
19.Херел О. (5,9)
20.Долаана Д. (5,6)
Цель экспериментального исследования: изучение влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
В экспериментальном исследовании было использовано анкетирование родителей. Основными стратами были: 20 родителей, имеющие детей в возрасте 5-6 лет.
Перед исследованием мы
Для
выявления влияния телевизионной рекламы
на психическое развитие дошкольника
была разработана анкета для родителей,
включающая 12 вопросов. Им предлагалась
ответить на вопросы в развернутом виде,
аргументировать.
2.2 Анализ результатов
Таблица 1
№п/п | Отношение к телевизионной рекламе | Количество детей |
1 | Положительное | 11 |
2 | Выборочно нравится | 5 |
3 | Очень нравится | 2 |
4 | Отрицательное | 2 |
Из
таблицы видно, что больше половины
детей положительно относятся к
рекламе, любят ее смотреть (55%). При
этом отдельные рекламные ролики нравятся
примерно 25 % старших дошкольников. 10% старших
дошкольников очень нравится смотреть
телевизионную рекламу. Негативно относятся
к телевизионной рекламе 10% старших дошкольников.
Диаграмма 1
О доверии детей к рекламе можно судить на основании данных, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
№п/п | Ответы | Количество детей |
1 | Да | 16 |
2 | Нет | 3 |
3 | Иногда | 1 |
Из таблицы 2 видно, что 16 дошкольников верят рекламе, что составляет 80%. Хотелось бы также отметить, что 3 старших дошкольника проявили осознанное и критичное отношение к телевизионной рекламе, что составляет 15%.
Диаграмма 2
Таблица 3
№п/п | Сфера рекламируемой продукции | Количество детей |
1 | Игрушки | 6 |
2 | Рекламы с участием животных | 1 |
3 | Бытовая химия | 1 |
4 | Продукты питания | 6 |
5 | Напитки | 3 |
6 | Косметика | 1 |
7 | Рекламы мультфильмов | 2 |
Таким образом, можно заметить, что наибольшей популярностью пользуются продукты питания, игрушки (их назвали в общем 12 детей). Следующая по популярности реклама напитков, ее назвали 3 дошкольника, что составляет 15%. Реклама с участием животных нравится 1 ребенку. Следующие по популярности — реклама мультфильмов (ее назвали 2 ребенка – 10%). По одному ребенку упомянуло такие сферы, как косметика, бытовая техника и реклама с участием животных.
Явных различий между мальчиками и девочками не выявлено (однако косметика называлась только девочкой).
Сферы наиболее популярной рекламы среди детей старшего дошкольного возраста, на основании ответов родителей, представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3
Наличие любимой рекламы детей, на основании ответов их родителей представлены в таблице 4.
Таблица 4
№п/п | Наличие любимой рекламы | Количество детей |
1 | Да | 17 |
2 | Нет | 3 |
У 17 детей старшего дошкольного возраста есть любимая реклама, это составляет 85%. У 3 старших дошкольников родители не отмечают наличие любимой рекламы, это составляет 15%.
Диаграмма 4
Таблица 5
№п/п | Эмоции ребенка | Количество детей |
1 | Радость | 13 |
2 | Восторг | 1 |
3 | Желание приобрести | 4 |
4 | Наличие невербальных средств (мимика, жесты, пантомимика) | 2 |