Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью данной работы явилось выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и особенностями межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления.
Для достижения поставленной цели в работе решался ряд теоретических, практических задач:
Изучить основные подходы к исследованию самоотношения личности;
Исследовать профессиограмму, структуру деятельности и функции руководителя среднего и нижнего звеньев управления;
Провести психодиагностические процедуры обследования самоотношения и особенностей межличностной сферы испытуемых;
Осуществить статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов исследования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ САМООТНОШЕНИЯ 5
1.1. Психологические подходы к профессиональной адаптации в отечественных и зарубежных исследованиях 5
1.2. Проблема самотношения в современности 9
1.3. Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию с позиций разных направлений 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 18
2.1. Методы и процедура исследования 18
2.3. Анализ проведения исследования 29
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51

Работа состоит из  1 файл

Самоотношение_личности.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

     Анкетирование на тему: «Значение саморазвития в  жизни современного руководителя»

     Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью  заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Одним из первых использовал этот метод Френсис Гальтон, изучавший  происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Метод анкетирования обладает следующими достоинствами:

     - высокой оперативностью получения информации;

     - возможностью организации массовых обследований;

     - сравнительно малой трудоемкостью  процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

     - отсутствием влияния личности  и поведения опрашивающего на  работу респондентов;

     - невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

     Однако  анкетированию свойственны и существенные недостатки:

     - отсутствие личностного контакта  не позволяет изменять порядок  и формулировки вопросов в  зависимости от ответов или  поведения респондентов;

     - не всегда достаточна достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел. Анкетирование считается вспомогательным методом исследования.

     Бланк анкеты представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.

     Методика диагностики самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

     Самоотношение человека еще недостаточно исследовано  в психологической науке. Самый  заметный вклад в разработку данного  вопроса внесли И.И. Чеснокова, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев. Согласно взглядам, эмоционально-ценностное отношение к себе – это специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, о чем она узнает, что понимает, открывает относительно самой себя. Это личностное образование, которое непосредственно выражает смысл Я для самого субъекта. Самоотношение личности имеет сложное строение. В.В. Столин и С.Р. Пантилеев выделили в основе макроструктуры самоотношения такие базовые измерения: самоуважение, аутосимпатию, самопрезрение и самоинтерес, каждое из которых имеет позитивный и негативный полюс.

     Самоуважение  выступает как социальный аспект, нормативная самооценка. Здесь четко  фиксируется оценочный компонент  самоотношения, что предусматривает  сравнение себя, своих действий и  поступков с другими; или же внутреннее обоснование, объяснение того, почему определенные собственные поступки оцениваются позитивно, а другие наоборот.

     Аутосимпатия  – это представление о себе как самоценности; это чувства, связанные  с симпатией – неприязнью, привлекательностью – непривлекательностью субъекта для самого себя.

     Самопрезрение – это эмоциональная неудовлетворенность, переживание разлада и несогласованности  собственного Я.

     Самоинтерес отражает переживание внутренней дистанции, субъективной близости к объекту  отношения.

     Дальнейшее  исследование В.В. Столина и С.Р. Пантилеева показали, что кроме отмеченных базовых  измерений составляющих самоотношения  можно также выделить:

     - ожидание положительного отношения  от других – значимость для  субъекта положительного мнения о нем других людей, особенно значимого окружения; одобрение его поступков, взглядов и т.д.

     -самопринятие  – безоценочное позитивное отношение  к себе, несмотря на существущие  недостатки;

     -саморуководство,  самопоследовательность – ощущение  управляемости и подчиняемости Я; способность рационально организовывать свое поведение;

     -самообвинение  – склонность обвинять себя  во всех неудачах. При высоком  уровне проявления – неадекватная  интропунитивность, что иногда  может приобретать даже агрессивный  характер и своеобразное «злорадство» над собой. При этом наблюдается какая – то фаталистическая обречённость, когда человек, приписывая все причины собственных неудач лишь себе, даже не пытается что – то изменить;

     -самопонимание  – способность понимать, находить  причины своих психических состояний, действий и поступков.

     Эти измерения интегрируются в общее  позитивное или негативное отношение  к себе, интегральное чувство «за» или «против» собственного я.

     В соответствии с предложенной структурой самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева был разработан специальный опросник для диагностики этого феномена. Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания.

     S - Интегральное чувство «за» или  «против» собственного Я

     1. Самоуважение

     2. Аутосимпатия

     3. Ожидание положительного отношения  от других

     4. Самоинтерес

     1) Самоуверенность

     2) Отношение других

     3) Самопринятие

     4) Саморуководство, самопоследовательность

     5) Самообвинение

     6) Самоинтерес

     7) Самопонимание

     Данный  опросник дает возможность определить не только общий уровень эмоционально-ценностного отношения к себе, но и позволяет получить данные относительно элементов его структуры.

     Инструкция: «Вам предлагается ответить на нижеперечисленные  вопросы. Прослушав их, выберите один из возможных вариантов: «да» или «нет». Над ответами долго не думайте, отвечайте искренне».

     Показатель  по каждой шкале подсчитывается суммированием  совпадений ответов испытуемого  с ключом. Каждое совпадение оценивается  в один балл. По завершении подсчета сырые баллы выражаются в единицах накопленных частот и приобретают процентное значение.

     Среднегрупповые нормы по данной методике были рассчитаны для данной выборки испытуемых с  помощью среднеарифметических значений по шкалам и стандартных отклонений.

     Методика  «Якорь карьеры» Э.Шейна.

     Для любого человека характерны определённая личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы, и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор  карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определённую систему  ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этому понятию соответствует понятие „карьерные ориентации”.

     Опросник  Эдгара Шейна „Якорь карьеры” используется для практического изучения карьерных  ориентаций. Опросник переведен и  адаптирован В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой.

     Э. Шейн выделил 8 основных карьерных ориентаций („якорей”):

  1. Профессиональная компетентность;
  2. Менеджмент;
  3. Автономия (независимость);
  4. Стабильность;
  5. Служение;
  6. Вызов;
  7. Интеграция стилей жизни;
  8. Предпринимательство;

     Инструкция: «По шкале от 1 до 10 оцените, насколько  важным является каждое из первых 21 утверждений. Учитывая, что 1 – означает «совершенно неважно», а 10 – «исключительно важно». Остальные баллы – промежуточные. Начиная с 22 утверждения, оцените, насколько вы согласны с каждым из следующих утверждений. Учитывая, что 1 – «совершенно не согласен», а 10 – «полностью согласен». Остальные баллы промежуточные».

     С помощью ключа по каждой карьерной  ориентации подсчитывается количество сырых баллов путем суммирования и деления на количество вопросов – 5 (для ориентации стабильность – 3). Самый высокий показатель – 10, самый низкий – 1. Полученное значение свидетельствует о выраженности соответствующей карьерной ориентации. Обобщённый результат – может говорить о выраженности фактора профессиональной мотивации, о „напряжённости” направленности на деятельность. Следует обратить внимание на „перекос” в сторону какой – либо одной ориентации или баланс всех видов карьерных ориентаций.

     Ведущей является карьерная ориентация, набравшая  не менее 5 баллов. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация – в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

     В целях проверки методики на валидность был проведен корреляционный анализ между карьерными ориентациями и  факторами личности по методике Р. Кеттелла. Результаты его подтверждают высокую  содержательную валидность этого опросника. Вот некоторые, наиболее показательные примеры этого: ориентация личности на менеджмент связана с такими личностными факторами, как общительность (А+), социальная смелость (Н+) и недоверчивость по отношению к людям (L-); личность, ориентированная на служение, как правило, консервативна (Q1) и не доминантна (Е-); человек, ориентирующийся на интеграцию стилей жизни, обычно в своем поведении проявляет конформность (Q2-).

     Среднегрупповые нормы по методике были рассчитаны для данной выборки с помощью среднего арифметического и стандартного отклонения.

     Текст опросника, ключи для обработки  и описание карьерных ориентаций приводятся в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

     Методика  диагностики стиля межличностных  отношений Т. Лири.

     Этот  личностный опросник разработан Т. Лири в 1957 году и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми.

     Задача  испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 локальных характеристик с  оценкой своего Я. Каждая из эпитетов-характеристик имеет порядковый номер. Ответы испытуемого («да» либо «нет») фиксируются на отдельном бланке.

     Согласно  «ключу» определяются первичные  оценки по 16 характеристикам, формирующие 8 октантов, отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:

  1. Авторитарный (властный).
  2. Независимый – доминирующий (эгоистический).
  3. Агрессивный (прямолинейно-агрессивный).
  4. Недоверчивый – скептический (подозрительный).
  5. Покорно-застенчивый (подчиняющийся).
  6. Зависимый (зависимый).
  7. Сотрудничающий (конвенциональный).
  8. Альтруистический (ответственно-великодушный).

     Количественные  показатели (баллы, по числу совпадений с ключом) по каждому из октантов - от 0 до 16 - откладываются на соответствующей номеру октанта ординате, каждая из которых размечена дугами. Расстояние между дугами равно четырем единицам (то есть дуги пересекают ординаты в точках, соответствующих 4, 8, 12 и 16 баллам). На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. Полученные профильные оценки наглядно показывают преобладающий стиль межличностных отношений. Показатели, превышающие 8 баллов (до 12), свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о выраженных трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

     Первые 4 типа межличностных отношений – 1, 2, 3, 4 – характеризуются преобладанием  неконформных тенденций и склонностью  к конфликтным проявлениям (3,4), большой  независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1,2). Другие 4 октанта – 5, 6, 7, 8 – представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруентность в контактах с окружающими (7,8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5,6).

Информация о работе Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию