Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью данной работы явилось выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и особенностями межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления.
Для достижения поставленной цели в работе решался ряд теоретических, практических задач:
Изучить основные подходы к исследованию самоотношения личности;
Исследовать профессиограмму, структуру деятельности и функции руководителя среднего и нижнего звеньев управления;
Провести психодиагностические процедуры обследования самоотношения и особенностей межличностной сферы испытуемых;
Осуществить статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов исследования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ САМООТНОШЕНИЯ 5
1.1. Психологические подходы к профессиональной адаптации в отечественных и зарубежных исследованиях 5
1.2. Проблема самотношения в современности 9
1.3. Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию с позиций разных направлений 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 18
2.1. Методы и процедура исследования 18
2.3. Анализ проведения исследования 29
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51

Работа состоит из  1 файл

Самоотношение_личности.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

     - пассивность, застенчивость – по 7 (23,3%);

     - обидчивость – 6 (20%);

     - жестокость – 5 (16,7%);

     - обязательность, упорство – по 4 (13,3%) и др.

     Руководители  нижнего звена хотели бы изменить:

     - несдержанность – 11 человек (36,7%);

     - застенчивость – 10 (33,3%);

     - мнительность – 7 (23,3%);

     - легковерие, безотказность – по 6 (20%);

     - упрямство, равнодушие, эгоизм, подозрительность  – по 5 (16,7%);

     - медлительность, жесткость, болтливость,  конфликтность – по 4 (13,3%) и др.

     Результаты  исследования ответов на вопросы, касающиеся личности респондента, с использованием пятибалльной системы оценивания в группе №1 представлены в таблице 1.

     Таблица 1 - Распределение респондентов группы №1 по вопросу №8

Утверждение Баллы
  1 2 3 4 5
Я к себе хорошо отношусь Чел. 4 1 10 7 8
% 13,3 3,3 33,3 23,3 26,7
В целом я удовлетворён собой Чел. 3 2 5 8 12
% 10 6,7 16,7 26,7 40
Мне всегда интересно собственное Я Чел. 7 4 5 10 4
% 23,3 13,3 16,7 33,3 13,3
 

     Как видно из таблицы, с утверждением «Я к себе хорошо отношусь» полностью  не согласны 4 человека (13,3%), скорее не согласны, чем согласны, - 1 (3,3%), ни не согласны, ни согласны – 10 человек (33,3%), скорее согласны, чем не согласны – 7 (23,3%), полностью согласны – 8 (26,7%).

     С утверждением «В целом я удовлетворен собой» полностью не согласны 3 человека (10%), скорее не согласны, чем согласны - 2 (6,7%), ни не согласны, ни согласны – 5 человек (16,7%), скорее согласны, чем не согласны – 8 (26,7%) и полностью согласны – 12 (40 %).

     С утверждением «Мне всегда интересно  собственное Я» полностью не согласны 7 человек (23,3%), скорее не согласны, чем согласны - 4 (13,3%), ни не согласны, ни согласны – 5 человек (16,7%), скорее согласны – 10 (33,3%), полностью согласны – 4 (13,3%).

     Результаты  исследования ответов на эти же вопросы  в группе №2 представлены в таблице 2. 

     Таблица 2 - Распределение респондентов группы №2 по вопросу №8

 
Утверждение
Баллы
  1 2 3 4 5
Я к себе хорошо отношусь Чел. 1 0 8 15 6
% 3,3 0 26,7 50 20
В целом я удовлетворён собой Чел. 3 2 4 14 7
% 10 6,7 13,3 46,7 23,3
Мне всегда интересно собственное Я Чел. 4 3 7 9 7
% 13,3 10 23,3 30 23,3
 

     Как видно из таблицы, с утверждением «Я к себе хорошо отношусь» не согласен 1 человек (3,3%), ни не согласны, ни согласны – 8 человек (26,7%), скорее согласны, чем  не согласны – 15 (50%), полностью согласны – 6 (20%).

     С утверждением «В целом я удовлетворен собой» не согласны 3 человека (10%), скорее не согласны, чем согласны - 2 (6,7%), ни не согласны, ни согласны – 4 человека (13,3%), скорее согласны, чем не согласны – 14 (46,7%) и согласны – 7 (23,3 %).

     С утверждением «Мне всегда интересно  собственное Я» полностью не согласны 4 человека (13,3%), скорее не согласны, чем  согласны - 3 (10%), ни не согласны, ни согласны – 7 человек (23,3%), скорее согласны – 9 (30%), полностью согласны – 7 (23,3%).

     Из  опрошенных согласны считать себя неудачниками 3 человека (10%) из группы №1 и 2 человека (6,7%) из группы №2; не согласны – 15 (50%) и 14 (46,7%); от случая к случаю считают себя неудачниками 12 (40%) и 14 (46,7%) человек.

     Все респонденты первой группы считают, что руководитель любого ранга, положения для повышения эффективности в работе должен заниматься самопознанием и саморазвитием. Но только пять человек (16,7 %)

     из  всех респондентов используют специальные  приемы и упражнения для саморазвития: чтение литературы, посещение семинаров, поддержание хорошей физической формы. Два человека (6,7%) такие приемы используют от случая к случаю. А большинство – 23 человека (76,7%) – не используют их никогда.

     Во  второй группе 24 человека (80%) согласны, что руководитель должен заниматься самопознанием и саморазвитием; 2 человека (6,7%) так не считают и 4 (13,3%) затрудняются ответить. Из них 10 человек (33,3%) используют специальные приемы и упражнения для саморазвития, например, читают литературу, посещают семинары, общаются с коллегами, ходят в туристические походы. 19 человек (63,3%) ничего не предпринимают для развития своей личности. 1 человек (3,3%) в качестве специального приема использует самостоятельное освоение сложных заданий.

     Следующим этапом анализа результатов выступила обработка полученных данных с помощью методов математической статистики, которая также выполнялась в несколько этапов.

     На  первом этапе произведена описательная статистика. Полученные результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ В. На втором этапе был проведен сравнительный анализ с помощью критерия Хи - квадрат, критерия t - Стьюдента для независимых выборок.

     Таблица 3 – Результаты сравнительного анализа по методике «Изучение самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева

Шкалы M 1 M 2 t df p σ 1 σ 2 Р
1 S 84,31 76,96 1,30 58 0,1977 18,22 24,98 0,09
2 Самоуважение 69,30 72,68 -0,51 58 0,6116 23,93 27,22 0,49
3 Аутосимпатия 67,15 73,28 -1,05 58 0,2964 23,85 21,06 0,50
4 Ожидание полож. отношения других 74,04 57,09 2,65 58 0,0103 19,58 29,08 0,04
5 Самоинтерес 79,71 66,30 2,82 58 0,0140 25,08 31,67 0,21
6 Самоуверенность 75,18 72,28 0,42 58 0,6696 21,50 30,15 0,07
7 Отношение других 76,01 61,28 2,49 58 0,0156 16,86 27,65 0,01
8 Самопринятие 74,78 81,34 -1,04 58 0,3031 27,66 20,72 0,13
9 Саморуководство 70,49 69,25 0,22 58 0,8231 20,32 22,55 0,58
10 Самообвинение 53,64 56,94 -0,50 58 0,6216 23,55 27,80 0,38
11 Самоинтерес 75,89 59,21 2,17 58 0,0344 25,94 33,27 0,19
12 Самопонимание 64,85 62,02 0,46 58 0,6517 20,88 26,95 0,18
 

     Из  таблицы видно, что статистически  значимые различия существуют по следующим  шкалам: «Ожидание положительного отношения  других», «Самоинтерес» и «Отношение других».

     Так, по шкалам «Ожидание положительного отношения других» и «Отношение других» средние значения группы руководителей среднего звена выше, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. для руководителей среднего звена более значимо положительное мнение о них окружающих, одобрение их взглядов, поступков и т.п. Возможно это связано с тем, что ситуация принятия важных решений, а следовательно и большая ответственность, является для них фрустрирующей и поэтому для поддержания уверенности в себе и высокой самооценки эти руководители нуждаются в одобрении и дополнительных свидетельствах своей правоты. Вместе с тем, одобрение и поддержка окружающих, в частности подчинённых и коллег, может являться одним из факторов дальнейшего карьерного роста, что делает его значимым для руководителя среднего звена.

     По  шкале «Самоинтерес» среднее  значение группы руководителей среднего звена также выше, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. управленцы более близки к своему внутреннему миру, им в большей степени интересно собственное Я. Можно предположить, что у руководителей нижнего звена, поглощенных решением большего количества производственных задач, просто не хватает времени на самопознание, изучение своего Я. С другой стороны, руководители среднего звена, уже имеющие опыт руководящей работы, поняли, что для дальнейшего карьерного роста необходимо не только совершенствование профессиональных навыков, но и саморазвитие, самоактуализация, которая начинается с интереса к себе, к своему Я.

     Таблица 4 - Результаты сравнительного анализа по методике «Якорь карьеры» Э. Шейна

Шкалы M 1 M 2 t df p σ 1 σ 2 Р
1 Профессиональная  компетентность 6,23 5,74 1,03 58 0,3069 1,90 1,78 0,72
2 Менеджмент 6,51 5,09 2,38 58 0,0203 2,48 2,12 0,41
3 Автономия 6,40 7,10 -1,35 58 0,1816 2,03 1,98 0,91
4 Стабильность  места работы 8,92 9,41 -1,63 58 0,1077 1,23 1,07 0,46
5 Стабильность  места жительства 5,40 5,75 -0,45 58 0,6503 2,64 3,28 0,25
6 Служение 8,26 7,33 2,01 58 0,0496 1,50 2,06 0,09
7 Вызов 6,56 6,13 0,87 58 0,3872 1,81 2,03 0,55
8 Интеграция  стилей жизни 8,33 7,73 1,82 58 0,0731 1,15 1,38 0,33
9 Предпринимательство 3,99 3,55 0,89 58 0,3788 2,06 1,77 0,43

Информация о работе Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию