Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы явилось выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и особенностями межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления.
Для достижения поставленной цели в работе решался ряд теоретических, практических задач:
Изучить основные подходы к исследованию самоотношения личности;
Исследовать профессиограмму, структуру деятельности и функции руководителя среднего и нижнего звеньев управления;
Провести психодиагностические процедуры обследования самоотношения и особенностей межличностной сферы испытуемых;
Осуществить статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов исследования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ САМООТНОШЕНИЯ 5
1.1. Психологические подходы к профессиональной адаптации в отечественных и зарубежных исследованиях 5
1.2. Проблема самотношения в современности 9
1.3. Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию с позиций разных направлений 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 18
2.1. Методы и процедура исследования 18
2.3. Анализ проведения исследования 29
2.3. Анализ и обсуждение результатов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51
- пассивность, застенчивость – по 7 (23,3%);
- обидчивость – 6 (20%);
- жестокость – 5 (16,7%);
- обязательность, упорство – по 4 (13,3%) и др.
Руководители нижнего звена хотели бы изменить:
- несдержанность – 11 человек (36,7%);
- застенчивость – 10 (33,3%);
- мнительность – 7 (23,3%);
- легковерие, безотказность – по 6 (20%);
- упрямство, равнодушие, эгоизм, подозрительность – по 5 (16,7%);
- медлительность, жесткость, болтливость, конфликтность – по 4 (13,3%) и др.
Результаты исследования ответов на вопросы, касающиеся личности респондента, с использованием пятибалльной системы оценивания в группе №1 представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение респондентов группы №1 по вопросу №8
Утверждение | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Я к себе хорошо отношусь | Чел. | 4 | 1 | 10 | 7 | 8 |
% | 13,3 | 3,3 | 33,3 | 23,3 | 26,7 | |
В целом я удовлетворён собой | Чел. | 3 | 2 | 5 | 8 | 12 |
% | 10 | 6,7 | 16,7 | 26,7 | 40 | |
Мне всегда интересно собственное Я | Чел. | 7 | 4 | 5 | 10 | 4 |
% | 23,3 | 13,3 | 16,7 | 33,3 | 13,3 |
Как видно из таблицы, с утверждением «Я к себе хорошо отношусь» полностью не согласны 4 человека (13,3%), скорее не согласны, чем согласны, - 1 (3,3%), ни не согласны, ни согласны – 10 человек (33,3%), скорее согласны, чем не согласны – 7 (23,3%), полностью согласны – 8 (26,7%).
С утверждением «В целом я удовлетворен собой» полностью не согласны 3 человека (10%), скорее не согласны, чем согласны - 2 (6,7%), ни не согласны, ни согласны – 5 человек (16,7%), скорее согласны, чем не согласны – 8 (26,7%) и полностью согласны – 12 (40 %).
С утверждением «Мне всегда интересно собственное Я» полностью не согласны 7 человек (23,3%), скорее не согласны, чем согласны - 4 (13,3%), ни не согласны, ни согласны – 5 человек (16,7%), скорее согласны – 10 (33,3%), полностью согласны – 4 (13,3%).
Результаты
исследования ответов на эти же вопросы
в группе №2 представлены в таблице
2.
Таблица 2 - Распределение респондентов группы №2 по вопросу №8
Утверждение |
Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Я к себе хорошо отношусь | Чел. | 1 | 0 | 8 | 15 | 6 |
% | 3,3 | 0 | 26,7 | 50 | 20 | |
В целом я удовлетворён собой | Чел. | 3 | 2 | 4 | 14 | 7 |
% | 10 | 6,7 | 13,3 | 46,7 | 23,3 | |
Мне всегда интересно собственное Я | Чел. | 4 | 3 | 7 | 9 | 7 |
% | 13,3 | 10 | 23,3 | 30 | 23,3 |
Как видно из таблицы, с утверждением «Я к себе хорошо отношусь» не согласен 1 человек (3,3%), ни не согласны, ни согласны – 8 человек (26,7%), скорее согласны, чем не согласны – 15 (50%), полностью согласны – 6 (20%).
С утверждением «В целом я удовлетворен собой» не согласны 3 человека (10%), скорее не согласны, чем согласны - 2 (6,7%), ни не согласны, ни согласны – 4 человека (13,3%), скорее согласны, чем не согласны – 14 (46,7%) и согласны – 7 (23,3 %).
С утверждением «Мне всегда интересно собственное Я» полностью не согласны 4 человека (13,3%), скорее не согласны, чем согласны - 3 (10%), ни не согласны, ни согласны – 7 человек (23,3%), скорее согласны – 9 (30%), полностью согласны – 7 (23,3%).
Из опрошенных согласны считать себя неудачниками 3 человека (10%) из группы №1 и 2 человека (6,7%) из группы №2; не согласны – 15 (50%) и 14 (46,7%); от случая к случаю считают себя неудачниками 12 (40%) и 14 (46,7%) человек.
Все респонденты первой группы считают, что руководитель любого ранга, положения для повышения эффективности в работе должен заниматься самопознанием и саморазвитием. Но только пять человек (16,7 %)
из всех респондентов используют специальные приемы и упражнения для саморазвития: чтение литературы, посещение семинаров, поддержание хорошей физической формы. Два человека (6,7%) такие приемы используют от случая к случаю. А большинство – 23 человека (76,7%) – не используют их никогда.
Во второй группе 24 человека (80%) согласны, что руководитель должен заниматься самопознанием и саморазвитием; 2 человека (6,7%) так не считают и 4 (13,3%) затрудняются ответить. Из них 10 человек (33,3%) используют специальные приемы и упражнения для саморазвития, например, читают литературу, посещают семинары, общаются с коллегами, ходят в туристические походы. 19 человек (63,3%) ничего не предпринимают для развития своей личности. 1 человек (3,3%) в качестве специального приема использует самостоятельное освоение сложных заданий.
Следующим этапом анализа результатов выступила обработка полученных данных с помощью методов математической статистики, которая также выполнялась в несколько этапов.
На первом этапе произведена описательная статистика. Полученные результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ В. На втором этапе был проведен сравнительный анализ с помощью критерия Хи - квадрат, критерия t - Стьюдента для независимых выборок.
Таблица 3 – Результаты сравнительного анализа по методике «Изучение самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева
№ | Шкалы | M 1 | M 2 | t | df | p | σ 1 | σ 2 | Р |
1 | S | 84,31 | 76,96 | 1,30 | 58 | 0,1977 | 18,22 | 24,98 | 0,09 |
2 | Самоуважение | 69,30 | 72,68 | -0,51 | 58 | 0,6116 | 23,93 | 27,22 | 0,49 |
3 | Аутосимпатия | 67,15 | 73,28 | -1,05 | 58 | 0,2964 | 23,85 | 21,06 | 0,50 |
4 | Ожидание полож. отношения других | 74,04 | 57,09 | 2,65 | 58 | 0,0103 | 19,58 | 29,08 | 0,04 |
5 | Самоинтерес | 79,71 | 66,30 | 2,82 | 58 | 0,0140 | 25,08 | 31,67 | 0,21 |
6 | Самоуверенность | 75,18 | 72,28 | 0,42 | 58 | 0,6696 | 21,50 | 30,15 | 0,07 |
7 | Отношение других | 76,01 | 61,28 | 2,49 | 58 | 0,0156 | 16,86 | 27,65 | 0,01 |
8 | Самопринятие | 74,78 | 81,34 | -1,04 | 58 | 0,3031 | 27,66 | 20,72 | 0,13 |
9 | Саморуководство | 70,49 | 69,25 | 0,22 | 58 | 0,8231 | 20,32 | 22,55 | 0,58 |
10 | Самообвинение | 53,64 | 56,94 | -0,50 | 58 | 0,6216 | 23,55 | 27,80 | 0,38 |
11 | Самоинтерес | 75,89 | 59,21 | 2,17 | 58 | 0,0344 | 25,94 | 33,27 | 0,19 |
12 | Самопонимание | 64,85 | 62,02 | 0,46 | 58 | 0,6517 | 20,88 | 26,95 | 0,18 |
Из таблицы видно, что статистически значимые различия существуют по следующим шкалам: «Ожидание положительного отношения других», «Самоинтерес» и «Отношение других».
Так, по шкалам «Ожидание положительного отношения других» и «Отношение других» средние значения группы руководителей среднего звена выше, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. для руководителей среднего звена более значимо положительное мнение о них окружающих, одобрение их взглядов, поступков и т.п. Возможно это связано с тем, что ситуация принятия важных решений, а следовательно и большая ответственность, является для них фрустрирующей и поэтому для поддержания уверенности в себе и высокой самооценки эти руководители нуждаются в одобрении и дополнительных свидетельствах своей правоты. Вместе с тем, одобрение и поддержка окружающих, в частности подчинённых и коллег, может являться одним из факторов дальнейшего карьерного роста, что делает его значимым для руководителя среднего звена.
По шкале «Самоинтерес» среднее значение группы руководителей среднего звена также выше, чем в группе руководителей нижнего звена, т.е. управленцы более близки к своему внутреннему миру, им в большей степени интересно собственное Я. Можно предположить, что у руководителей нижнего звена, поглощенных решением большего количества производственных задач, просто не хватает времени на самопознание, изучение своего Я. С другой стороны, руководители среднего звена, уже имеющие опыт руководящей работы, поняли, что для дальнейшего карьерного роста необходимо не только совершенствование профессиональных навыков, но и саморазвитие, самоактуализация, которая начинается с интереса к себе, к своему Я.
Таблица 4 - Результаты сравнительного анализа по методике «Якорь карьеры» Э. Шейна
№ | Шкалы | M 1 | M 2 | t | df | p | σ 1 | σ 2 | Р |
1 | Профессиональная компетентность | 6,23 | 5,74 | 1,03 | 58 | 0,3069 | 1,90 | 1,78 | 0,72 |
2 | Менеджмент | 6,51 | 5,09 | 2,38 | 58 | 0,0203 | 2,48 | 2,12 | 0,41 |
3 | Автономия | 6,40 | 7,10 | -1,35 | 58 | 0,1816 | 2,03 | 1,98 | 0,91 |
4 | Стабильность места работы | 8,92 | 9,41 | -1,63 | 58 | 0,1077 | 1,23 | 1,07 | 0,46 |
5 | Стабильность места жительства | 5,40 | 5,75 | -0,45 | 58 | 0,6503 | 2,64 | 3,28 | 0,25 |
6 | Служение | 8,26 | 7,33 | 2,01 | 58 | 0,0496 | 1,50 | 2,06 | 0,09 |
7 | Вызов | 6,56 | 6,13 | 0,87 | 58 | 0,3872 | 1,81 | 2,03 | 0,55 |
8 | Интеграция стилей жизни | 8,33 | 7,73 | 1,82 | 58 | 0,0731 | 1,15 | 1,38 | 0,33 |
9 | Предпринимательство | 3,99 | 3,55 | 0,89 | 58 | 0,3788 | 2,06 | 1,77 | 0,43 |
Информация о работе Влияния самоотношения личности на профессиональную адаптацию