Воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание

В концепции дошкольного воспитания отмечается, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности человека. Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогики ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине, коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Содержание

1методы и приёмы формирования начальных качеств женственности у девочек.
2 методы и приёмы формирования начальных качеств мужественности у мальчиков.
3воспитание культуры общения у мальчиков и девочек.

1.1половое воспитание

Работа состоит из  1 файл

воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу - копия.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф.Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Интересная работа была проведена Р.Б.Стеркиной по изучению самооценки детей дошкольного возраста.

Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.

Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения “непопулярного” ребенка может способствовать не только улучшению “микроклимата” вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с луч шей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Репина и Бухтиарова.

В зарубежной науке имеет место субъективно идеалистическая теория, считающая, что отношения между людьми, в частности, отношения симпатии и антипатии, определяются их врожденными качествами. Соответственно этим своим неизменным качеством тот или иной ребенок якобы будет обречен на “непопулярность” и попадает в разряд “изолированных” или будет “звездой” среди детей, т.е. ему будет обеспечена в любой детской группе особо высокая “популярность”. Представители этой теории пытаются найти в ней оправдание классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы – это закон природы. Исследования наших психологов доказали обратное. выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей.

Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследование, проведенное лабораторией формирования личности ребенка НИИ дошкольного воспитания, показало, что в сельских детских садах, где часто дети встречаются и посоле возвращения из детского сада, а также в группах с интернатным пребыванием детей, дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений и общения в группе были выше. Избирательность отношения между детьми были ярче выражены: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась его нравственными качествами.

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.

Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников

В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил – это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.

Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной, Антоновой, Рояк и Иванковой на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.

Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.

Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.

Перед педагогом встает сложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и вместе с тем не тормозить процесс половой дифферентации, а только тонко корректировать. И один из путей продолжения разобщенности в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации – использование сюжетно-ролевых игр с ролями, которые учитывают интересы, как мальчиков, так и девочек.

В нашем социалистическом обществе, где дружба, товарищество, взаимопомощь являются основой, взаимоотношений, значение культуры поведения, культуры общения между людьми возрастает. Однако в поведении людей иногда наблюдается разрыв между внешними формами культуры общения и ее внутренней сущностью - взаимным уважением, доброже­лательностью, что подчеркивает важность и сложность проб­лемы, разрешаемой в данной работе.

В советской педагогике имеется ряд исследований по проблеме формирования отношений в дошкольном возрасте (Т.О. Лямина, Р.М. Римбург, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская, А.В. Булатова, М.И. Тимошенко, В.П. Пушмина). В других педагогических трудах раскрывается воспитание культуры поведения, моральных качеств личности и коллектива в школьном возрасте (Е.И. Медынский, Н.И. Болдырев, Е.И. Шимбирева, Л.В. Додон, Г. Бандзеладзе, В.А. Крутецкий) и в дошкольном возрасте (В.А. Горбачева, А.В. Черков, Е.Ю. Демурова, С.В. Петерина и др.).

В вышеуказанных исследованиях раскрываются некоторые вопросы культуры общения, ее воспитания. Однако специального исследования культуры общения у детей до­школьного возраста нет.

 

Культуру общения, прежде всего, характеризует вежливость, которая делает

Целенаправленное наблюдение на всех этапах работы дало возможность выявить типичную картину проявлении вежливости детьми.

Естественный эксперимент создавал условия для проявления вежливости. Для выяснения знаний о правилах вежливости и характера суждений применялись беседы (индивидуальные и коллективные), загадки, рассказы, рассматривание картин.

Формирующий эксперимент был направлен на обогащение опыта вежливого поведения на основе данных констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента создавались естественные ситуации для проявления детьми вежливости, применялись приемы и методы воспитания культуры поведения, уже известные в литературе Широко использовался пример взрослых и детей, упражнения Мы стремились к тому, чтобы вежливое обращение было естественным поведением детей в их взаимоотношениях с окру­жающими людьми в различных видах деятельности.

 

В целях формирования знаний о правилах вежливости, влияния на осознание их детьми, развитии мотивов применяли чтение художественных произведении, раскрывающих как положительные, так и отрицательные поступки героев, этические беседы, загадки о вежливых проявлениях в отношении к людям.

Вежливость рассматривается как важное качество морального облика советско­го человека Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о личности о морали как форме общественного сознания Формирование человека зависит от общественных условий, социального строя. В основе нашей диссертации — понимание сущности личности и пути ее формирования в социалистическом обществе. Сущность человеческой личности заключена в совокупности личностных и общественных отношений. Человек становится личностью, вступая в определенные отношения с людьми вовлекаясь в систему отношений, познавая их. Поэтому не­возможно изучать личность вне изучения отношения ее к лю­дям. Социальные отношения проявляются в поведении, в де­ятельности людей.

Проблема отношений являлась и является актуальной и советской психологии (С.Л. Рубинштейн, М.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Л.И. Божович).

Советская педагогика и психология рассматривают вежли­вость и как проявление культуры поведения, в частности, культуры общения. Мы исходим из данных, указанных во введении, исследований о культуре поведения, ее проявлений связи культуры поведения с другими сторонами личности, условий ее воспитания.

Формирование подлинно человеческих отношений в по­ведении и деятельности людей включает единство развития моральных знаний, чувств и поведения. В диссертации рас­крываются данные о психологии и педагогики о нравствен­ных привычках, о разнообразии мотивов поведения, знаниях и суждениях и их роли в формировании вежливого отношения к людям.

Советские психологи указывают на значение нравствен­ных привычек (В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.А. Люблинская); закономерности усвоения моральных понятий и особенность овладения ими детьми разного возраста (С.Л Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий, А.А. Люблин­ская, Н.Н. Палагина); подчеркивают роль раннего детства в воспитании чувств.

 

Принцип единства моральных знаний, чувств и поведения взят как исходный в ряде исследований (А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, М.И. Тимошенко и др.).

В настоящее время этот сложный вопрос разработан еще недостаточно. Но всеми утверждается, что ни одна из сторон этого единства в отдельности не может дать положительного результата, их следует рассматривать и развивать одновременно. Разрыв между знаниями и поступками является следствием неправильного воспитания, чаще всего одностороннего вербального (Я.3. Неведеович).

Мысль о том, что между знаниями и поступками существует тесная взаимосвязь, что эта зависимость проявляется во влиянии знаний на поведение и, наоборот, во влиянии. поведения на уточнение и закрепление знаний, уточнение смысла ранее усвоенных привычек мы находим во многих исследованиях (Б.Г. Ананьев, Е.И. Щимбирева. А.А. Люблинская, Л.И. Бежойич, А.С. Макаренко). Эта взаимосвязь в развитии знаний и поступков имеет возрастную специфику. У ребенка - дошкольного возраста, обладающего еще неустойчивыми намерениями и неотработанными привычками, нельзя ожидать полного совпадения между знаниями и поведением, расстояние между ними должно быть заполнено систематическими упражнениями в нравственных проявлениях. Интересны данные В. А. Крутецкого о том, что не всегда и не в любом возрасте необходимо одновременно формировать соз­нание и поведение. Не всегда нужно идти от разъяснения к приучению, иногда целесообразно идти от выработки привычки к нравственному сознанию, — утверждает и Н.И. Болдырев. Есть мнение, что и в детском саду образование привы­чек опережает осознанность ребенком своих поступков (Е.И. Радина, В.А. Горбачева, Я.3. Неверович, Л.П. Божович). Данный вопрос изучен еще недостаточно.

Информация о работе Воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу