Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа
В концепции дошкольного воспитания отмечается, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности человека. Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогики ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине, коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.
1методы и приёмы формирования начальных качеств женственности у девочек.
2 методы и приёмы формирования начальных качеств мужественности у мальчиков.
3воспитание культуры общения у мальчиков и девочек.
1.1половое воспитание
Таким образом, как показывает анализ психологической и педагогической литературы, воспитание вежливости, как морального качества человека, как культуры общения — сложная и недостаточно разработанная проблема.
Изучение литературы позволило раскрыть вопросы о методологических основах воспитания вежливости, ее сущности и проявлениях, основной принцип воспитания вежливости.
Не разрешенными до конца остаются вопросы о своеобразии воспитания вежливости в возрастном аспекте, о соотношении между знанием правил и норм вежливости и вежливым поведением, о влиянии чувств.
Основный задачи данного исследования выявить своеобразие воспитания у детей старшего дошкольного возраста вежливого поведения, связанного с доброжелательным отношением к людям и уточнить пути его формирования в условиях детского сада. Для решения выдвинутой задачи основное внимание мы уделяли вопросу соотношения знаний и
«Проявление вежливого отношения к окружающим людям детьми старшего дошкольного возраста» — изложены данные наблюдений и констатирующего эксперимента, проведенных в начале исследования:
Задачами данного этапа работы было изучение проявлений вежливости в обращении с окружающими детьми старшего дошкольного возраста, мотивы их поведения, знания и суждения о проявлениях вежливости, а также уточнение соотношения знаний и вежливых проявлений в поведении детей.
Изучались такие проявления вежливости, как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.
Анализ показал различный опыт вежливого поведения детьми экспериментальной группы. Большая часть детей поступает вежливо, но лишь по отдельным проявлениям вежливости и только по отношению к отдельным взрослым, что свидетельствует о недостаточной обобщенности детских проявлений, их устойчивости. Нет ни одного ребенка в поведении которого, даже по отношению к отдельным взрослым, были бы все проявления вежливости. Вежливое поведение носит ситуативный характер, сами дети не могут переносить вежливые проявления из одних условий в другие, недостаточно в них упражняются.
Вежливость детей отражает разную систему отношений их к взрослым и к своим товарищам. Если вежливо обращается с просьбой к взрослым более половины детей, то этого нельзя сказать об отношении детей друг к другу. Дети иногда благодарят взрослых за услугу, к своим же товарищам этого внимания не проявляют.
Побудителями проявлений вежливости, в большинстве случаев, являются несущественные мотивы, так как преобладающие мотивы детских поступков не уточняются, а мотивы, связанные с гуманной сущностью их, не раскрываются, что сказывается и на результатах работы с детьми.
Знания и суждения о правилах вежливости у детей также ситуативные и зависят от упражнения в поведении по правилам, а суждения дети большей частью заимствуют от взрослых. Все это свидетельствует о недостаточном осознании детьми знаний и суждений о правилах вежливости.
Сравнение данных детских проявлений вежливости, знаний и суждений о них показывает, что знания не всегда являются руководством в поведении детей по отношению к окружающим людям. Этот разрыв между знанием и поведением неодинаков по разным проявлениям вежливости и определяется недоучетом значения воспитания вежливости в дошкольном возрасте, злоупотреблением словесными методами воспитания, отсутствием последовательности и системы в этой работе.
Полученные данные позволили выделить разные уровни опыта вежливого поведения. При этом одни и те же дети находились на разном уровне по разным проявлениям вежливости.
Первый уровень — у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи (28 детей), вежливо просить разрешения пройти (26 детей).
Знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим - знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. На этом уровне находится большая часть детей по таким проявления вежливости, как: здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой (28 детей), благодарить за услуги (26 детей), извиняться за неловкость (22 ребенка), не перебивать разговора взрослых (23 ребенка).
Знания и соответствующие проявления. Такое соотношение наблюдалось по единичным проявлениям вежливости — обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству (28 детей), не называть детей полуименем (22 ребенка), оказывать услуги взрослым (18 детей).. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении — с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.
Неодинаковый детский опыт определял, задачи и пути дальнейшей работы по формированию у детей опыта вежливого отношения к окружающим людям.
Формирование вежливого отношения к окружающим людям у детей старшего дошкольного возраста— раскрывает пути воспитания вежливого отношения к людям. Задачами данного этапа исследования являлось изучение вопросов о соотношении знаний и проявлений детей при воспитании вежливости; роли чувств при этом, характера знаний на разных этапах формирования привычки, определения наиболее эффективных методов и приемов воспитания вежливого отношения к людям
Применение того или иного метода, приема или сочетания их определялось опытом детских проявлений вежливости, конкретными поступками детей. Особое внимание уделено коллективной деятельности детей, так как она требует от них умения руководствоваться своих отношениях к людям знанием правил и норм вежливости. Воспитание вежливости проходило в разных видах деятельности детей в детском саду (бытовой, учебной, игровой).
В связи с расширением круга общения в детском коллективе и с коллективом взрослых необходимо и возможно в старшем дошкольном возрасте формирование привычки быть вежливым по всем ее проявлениям, применительно ко всем окружающим людям. Исследование показывает, что в результате систематической работы по организации опыта вежливого поведения, когда детский сад действует в тесном контакте с семьей, оно становится устойчивым и осознанным
- Разрыв между знанием правил вежливости и поведением но правилам является следствием нарушения при воспитании вежливости принципа единства моральных знании, поведения, чувств, злоупотребление словесными методами воспитания без достаточного воздействия на чувства детей с целью развития доброжелательности во взаимоотношениях детей между собой и с окружающими взрослыми людьми.
- Своеобразие вежливого поведения заключается в его связи с доброжелательным отношением, поэтому важно развивать чувство уважения людей и чувство собственного достоинства.
- Воспитание вежливого отношения к людям осуществляется различными путями по трем этапам формирования привычки быть вежливым Наличие этапов внутри путей определяется уровнем вежливого поведения.
- Овладение опытом вежливого поведения определяется спецификой самих проявлений в условиях детского сада. Поэтому не всеми проявлениями вежливости дети дошкольного возраста овладевают одинаково легко и быстро. Быстрее и легче дети овладевают проявлениями прощания, чем приветствия, вежливого обращения с просьбой, чем благодарностью за услугу. Легко и быстро дети усваивают привычку вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, труднее —проявлением извинения за свою неловкость. Однако, исходя из парности проявлении вежливости их взаимосвязь способствует лучшему обогащению опыта детского поведения по всем проявлениям вежливости
Большая роль при формировании у детей вежливого отношения к людям отводится оценке.
На первом этапе формирования привычки оценка помогает детям усвоить правила вежливости, стимулирует их выполнение.
В процессе формирования привычки оценка поддерживает детей стремление быть вежливым.
При закреплении привычки быть вежливым у детей развирается способность к оценке поведения литературного героя, своих товарищей и своею собственного поведения.
На всех этапах работы оценка развивает у детей чувство симпатии к людям и является связующим звеном между знаниями и поведением.
- Вежливость формируется и проявляется в процессе общения в различных видах деятельности. Все виды деятельности имеют свои возможности и особенности для обогащения опыта вежливого поведения. Большие возможности для упражнения детей в вежливом отношении к взрослым и своим товарищам имеет бытовая деятельность. В процессе учебной деятельности уточняются и закрепляются представления о правилах вежливости, осознаются мотивы вежливых проявлений. Игровая деятельность дает возможность детям преломлять свой опыт вежливого поведения, закреплять его/
Изменения в проявлениях вежливого отношения к окружающим людям»—раскрываются данные контрольного эксперимента проведенного в конце исследования.
Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми —очень длительный тонкий и сложный процесс
Формирование вежливого поведения детей находится в зависимости от понимания сущности вежливости. Если вежливость определить как внешнее выражение уважения и доброжелательного отношения к людям, то такое понимание вежливости помогает осуществить ее воспитание у детей на основе единства моральных знаний чувств и поведения
Воспитание у детей вежливого отношения к людям проходит по трем этапам формирования нравственной привычки.
Первоначальный этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное.
На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается.
На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях.
Знания, их характер влияния на, вежливое поведение определяется, прежде всего, опытом детского поведения. При первоначальном формировании привычки ситуативные знания способствуют утверждению детей в необходимости вежливого отношения к взрослым и к своим товарищам. В процессе формирования привычки и при ее закреплении знания принимают обобщенный, действенный характер. Временные связи, возникающие от упражнения детей в проявлениях вежливости и от представлений о правилах вежливости и необходимости их выполнения, создают стойкий, динамический стереотип поведения. В этом случае вежливое поведение детей становится более осознанным, а знания более прочными и действенными.
На разных этапах овладение детьми опытом вежливого поведения, сообщаемые им знания должны связываться с проявлениями детей, окружающих взрослых и литературных героев. Это, в свою очередь, способствует развитию чувства уважения и любви к людям, осознанию мотивов вежливого поведения.
Вежливое отношение тесно связано с доброжелательным отношением, что требует развития чувства симпатии и уважения людей. Развивая и закрепляя через общение с окружающими это чувство, можно воспитать у детей стойкую наклонность к вежливому взаимоотношению с людьми.
Проявление вежливости связаны и с другими чувствами (радость, испуг), которые или вызывают или тормозят эти проявления.
Усвоению правил вежливости помогает справедливая оценка, являющаяся связующим звеном между знанием и поведением. Оценка вызывает у детей интерес к проявлениям вежливости, поддерживает стремление быть вежливым.
поведения и соответствующих знаний у детей развивается способность к оценке поведения окружающих людей и своего собственного.
при первоначальном формировании привычки быть вежливым, наряду с упражнением в поведении, надо сообщать детям элементарные ситуативные знания о проявлениях вежливости применительно к отдельным ситуациям; в процессе формирования привычки способствовать обобщенности детских представлений о правилах вежливости применительно ко всем, ситуациям детского сада, по отношению ко всем окружающим людям, при закреплении привычки быть вежливым, сообщаемые знания должны быть направлены на раскрытие гуманной сущности вежливого поведения с тем, чтобы вежливое отношение к людям выражалось не только внешне, но и было тесно связано с уважением, доброжелательным отношением к ним.
Проведенное исследование позволяет определить линию развития у детей опыта вежливого поведения. Внешняя вежливость — азбука воспитания, с нее и начинается воспитание вежливости у детей с первых дней их пребывания в детском саду. Дети вначале овладевают наиболее необходимыми при взаимоотношении в коллективе, проявлениями вежливости (здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги и т. д.). Эти проявления направлены вначале на отдельных взрослых, они ситуативны. Знания даются в виде требования выполнения правила («надо, «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо» или требования, включающего в себя конкретное правило вежливости).
Информация о работе Воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу