Воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание

В концепции дошкольного воспитания отмечается, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности человека. Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогики ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине, коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Содержание

1методы и приёмы формирования начальных качеств женственности у девочек.
2 методы и приёмы формирования начальных качеств мужественности у мальчиков.
3воспитание культуры общения у мальчиков и девочек.

1.1половое воспитание

Работа состоит из  1 файл

воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу - копия.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, как показывает анализ психологической и педагогической литературы, воспитание вежливости, как мо­рального качества человека, как культуры общения — сложная и недостаточно разработанная проблема.

 

Изучение литературы позволило раскрыть вопросы о ме­тодологических основах воспитания вежливости, ее сущности и проявлениях, основной принцип воспитания вежливости.

 

Не разрешенными до конца остаются вопросы о своеобразии воспитания вежливости в возрастном аспекте, о соот­ношении между знанием правил и норм вежливости и веж­ливым поведением, о влиянии чувств.

 

Основный задачи данного исследования выявить своеоб­разие воспитания у детей старшего дошкольного возраста вежливого поведения, связанного с доброжелательным отно­шением к людям и уточнить пути его формирования в усло­виях детского сада. Для решения выдвинутой задачи основное внимание мы уделяли вопросу соотношения знаний и

«Проявление вежливого отношения к окружающим людям детьми старшего дошколь­ного возраста» — изложены данные наблюдений и констатирующего эксперимента, проведенных в начале исследования:

 

Задачами данного этапа работы было изучение проявле­ний вежливости в обращении с окружающими детьми старшего дошкольного возраста, мотивы их поведения, знания и суждения о проявлениях вежливости, а также уточнение со­отношения знаний и вежливых проявлений в поведении де­тей.

 

Изучались такие проявления вежливости, как здоро­ваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и назы­вать по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время при­ема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.

 

Анализ показал различный опыт вежливого поведения детьми экспериментальной группы. Большая часть детей поступает вежливо, но лишь по отдель­ным проявлениям вежливости и только по отношению к от­дельным взрослым, что свидетельствует о недостаточной обобщенности детских проявлений, их устойчивости. Нет ни одного ребенка в поведении которого, даже по отношению к отдельным взрослым, были бы все проявления вежливости. Вежливое поведение носит ситуативный характер, сами дети не могут переносить вежливые проявления из одних условий в другие, недостаточно в них упражняются.

 

Вежливость детей отражает разную систему отношений их к взрослым и к своим товарищам. Если вежливо обраща­ется с просьбой к взрослым более половины детей, то этого нельзя сказать об отношении детей друг к другу. Дети иног­да благодарят взрослых за услугу, к своим же товарищам этого внимания не проявляют.

Побудителями проявлений вежливости, в большинстве случаев, являются несущественные мотивы, так как преобла­дающие мотивы детских поступков не уточняются, а мотивы, связанные с гуманной сущностью их, не раскрываются, что сказывается и на результатах работы с детьми.

 

Знания и суждения о правилах вежливости у детей так­же ситуативные и зависят от упражнения в поведении по правилам, а суждения дети большей частью заимствуют от взрослых. Все это свидетельствует о недостаточном осозна­нии детьми знаний и суждений о правилах вежливости.

 

Сравнение данных детских проявлений вежливости, знаний и суждений о них показывает, что знания не всегда яв­ляются руководством в поведении детей по отношению к ок­ружающим людям. Этот разрыв между знанием и поведе­нием неодинаков по разным проявлениям вежливости и оп­ределяется недоучетом значения воспитания вежливости в дошкольном возрасте, злоупотреблением словесными мето­дами воспитания, отсутствием последовательности и системы в этой работе.

 

Полученные данные позволили выделить разные уровни опыта вежливого поведения. При этом одни и те же дети находились на разном уровне по разным проявлениям вежливости.

 

Первый уровень — у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные прояв­ления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением зна­чения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи (28 детей), вежливо просить разрешения пройти (26 детей).

Знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим - знаниям примени­тельно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне име­ют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. На этом уровне находится большая часть детей по таким прояв­ления вежливости, как: здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой (28 детей), благодарить за услуги (26 детей), извиняться за неловкость (22 ребенка), не перебивать разговора взрослых (23 ребенка).

Знания и соответствующие проявления. Такое соотношение наблюдалось по единичным про­явлениям вежливости — обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству (28 детей), не называть детей полуименем (22 ребенка), оказывать услуги взрослым (18 детей).. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении — с оце­ночным отношением взрослых и детей к поступку.

 

Неодинаковый детский опыт определял, задачи и пути дальнейшей работы по формированию у детей опыта вежли­вого отношения к окружающим людям.

Формирование вежливого отношения к окружающим людям у детей старшего дошкольно­го возраста— раскрывает пути воспитания вежливого отно­шения к людям. Задачами данного этапа исследования явля­лось изучение вопросов о соотношении знаний и проявлений детей при воспитании вежливости; роли чувств при этом, ха­рактера знаний на разных этапах формирования привычки, определения наиболее эффективных методов и приемов вос­питания вежливого отношения к людям

 

Применение того или иного метода, приема или сочета­ния их определялось опытом детских проявлений вежливо­сти, конкретными поступками детей. Особое внимание уделе­но коллективной деятельности детей, так как она требует от них умения руководствоваться своих отношениях к людям знанием правил и норм вежливости. Воспитание вежливости проходило в разных видах деятельности детей в детском са­ду (бытовой, учебной, игровой).

В связи с расширением круга общения в детском коллективе и с коллективом взрослых необходимо и возможно в старшем дошкольном возрасте формирование привычки быть вежливым по всем ее проявлениям, применительно ко всем окружающим людям. Исследование показывает, что в результате систематической работы по организации опыта вежливого поведения, когда детский сад действует в тесном контакте с семьей, оно становится устойчивым и осознанным

 

- Разрыв между знанием правил вежливости и поведе­нием но правилам является следствием нарушения при вос­питании вежливости принципа единства моральных знании, поведения, чувств, злоупотребление словесными методами воспитания без достаточного воздействия на чувства детей с целью развития доброжелательности во взаимоотношениях детей между собой и с окружающими взрослыми людьми.

 

- Своеобразие вежливого поведения заключается в его связи с доброжелательным отношением, поэтому важно раз­вивать чувство уважения людей и чувство собственного достоинства.

 

- Воспитание вежливого отношения к людям осущест­вляется различными путями по трем этапам формирования привычки быть вежливым Наличие этапов внутри путей определяется уровнем вежливого поведения.

 

- Овладение опытом вежливого поведения определяется спецификой самих проявлений в условиях детского сада. По­этому не всеми проявлениями вежливости дети дошкольного возраста овладевают одинаково легко и быстро. Быстрее и легче дети овладевают проявлениями прощания, чем при­ветствия, вежливого обращения с просьбой, чем благодарно­стью за услугу. Легко и быстро дети усваивают привычку веж­ливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, труднее —проявлением извинения за свою неловкость. Однако, исходя из парности проявлении вежливо­сти их взаимосвязь способствует лучшему обогащению опыта детского поведения по всем проявлениям вежливости

 

Большая роль при формировании у детей вежливого отношения к людям отводится оценке.

 

На первом этапе формирования привычки оценка помогает детям усвоить правила вежливости, стимулирует их выполнение.

 

В процессе формирования привычки оценка поддерживает  детей стремление быть вежливым.

 

При закреплении привычки быть вежливым у детей развирается способность к оценке поведения литературного героя, своих товарищей и своею собственного поведения.

 

На всех этапах работы оценка развивает у детей чувство симпатии к людям и является связующим звеном между знаниями и поведением.

 

- Вежливость формируется и проявляется в процессе общения в различных видах деятельности. Все виды деятельности имеют свои возможности и особенности для обогащения опыта вежливого поведения. Большие возможности для упражнения детей в вежливом отношении к взрослым и своим товарищам имеет бытовая деятельность. В процессе учебной деятельности уточняются и закрепляются представления о правилах вежливости, осознаются мотивы вежливых прояв­лений. Игровая деятельность дает возможность детям пре­ломлять свой опыт вежливого поведения, закреплять его/

 

Изменения в проявлениях вежливого отношения к окружающим людям»—раскрываются данные контрольного эксперимента проведенного в кон­це исследования.

 

Воспитание вежливости как важного морального каче­ства личности, проявляющегося в общении с людьми —очень длительный тонкий и сложный процесс

Формирование вежливого поведения детей находится в зависимости от понимания сущности вежливости. Если вежливость определить как внешнее выражение уважения и доброжелательного отношения к людям, то такое понимание вежливости помогает осуществить ее воспитание у детей на основе единства моральных знаний чувств и поведения

Воспитание у детей вежливого отношения к людям проходит по трем этапам формирования нравственной привычки.

 

Первоначальный этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное.

На втором этапе формирования привычки вежливое от­ношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается.

На третьем этапе вежливое отношение к людям стано­вится моральной потребностью, которая проявляется в пове­дении и суждениях.

Знания, их характер влияния на, вежливое поведение определяется, прежде всего, опытом детского поведения. При первоначальном формировании привычки ситуативные знания способствуют утверждению детей в необходимости вежливого отношения к взрослым и к своим товарищам. В процессе формирования привычки и при ее закреплении зна­ния принимают обобщенный, действенный характер. Времен­ные связи, возникающие от упражнения детей в проявлениях вежливости и от представлений о правилах вежливости и необходимости их выполнения, создают стойкий, динамиче­ский стереотип поведения. В этом случае вежливое поведение детей становится более осознанным, а знания более прочны­ми и действенными.

На разных этапах овладение детьми опытом вежливого поведения, сообщаемые им знания должны связываться с проявлениями детей, окружающих взрослых и литературных героев. Это, в свою очередь, способствует развитию чувства уважения и любви к людям, осознанию мотивов вежливого поведения.

Вежливое отношение тесно связано с доброжелательным отношением, что требует развития чувства симпатии и уважения людей. Развивая и закрепляя через общение с окружающими это чувство, можно воспитать у детей стойкую наклонность к вежливому взаимоотношению с людьми.

Проявление вежливости связаны и с другими чувствами (радость, испуг), которые или вызывают или тормозят эти проявления.

Усвоению правил вежливости помогает справедливая оценка, являющаяся связующим звеном между знанием и поведением. Оценка вызывает у детей интерес к проявлениям вежливости, поддерживает стремление быть вежливым.

поведения и соответствующих знаний у детей развивается способность к оценке пове­дения окружающих людей и своего собственного.

при первоначальном формировании привычки быть вежливым, наряду с упраж­нением в поведении, надо сообщать детям элементарные ситуативные знания о проявлениях вежливости применительно к отдельным ситуациям; в процессе формирования привычки способствовать обобщенности детских представлений о пра­вилах вежливости применительно ко всем, ситуациям детско­го сада, по отношению ко всем окружающим людям, при за­креплении привычки быть вежливым, сообщаемые знания должны быть направлены на раскрытие гуманной сущности вежливого поведения с тем, чтобы вежливое отношение к людям выражалось не только внешне, но и было тесно связа­но с уважением, доброжелательным отношением к ним.

Проведенное исследование позволяет определить ли­нию развития у детей опыта вежливого поведения. Внешняя вежливость — азбука воспитания, с нее и начинается воспита­ние вежливости у детей с первых дней их пребывания в дет­ском саду. Дети вначале овладевают наиболее необходимы­ми при взаимоотношении в коллективе, проявлениями вежли­вости (здороваться, прощаться, вежливо обращаться с прось­бой, благодарить за услуги и т. д.). Эти проявления направле­ны вначале на отдельных взрослых, они ситуативны. Знания даются в виде требования выполнения правила («надо, «мож­но», «нельзя», «хорошо», «плохо» или требования, включаю­щего в себя конкретное правило вежливости).

Информация о работе Воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу