Воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание

В концепции дошкольного воспитания отмечается, что в дошкольном возрасте закладываются основы личности человека. Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогики ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине, коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Содержание

1методы и приёмы формирования начальных качеств женственности у девочек.
2 методы и приёмы формирования начальных качеств мужественности у мальчиков.
3воспитание культуры общения у мальчиков и девочек.

1.1половое воспитание

Работа состоит из  1 файл

воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу - копия.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

 

Эти элементарные представления, переплетаясь с пове­дением, способствуют развитию и осознанию мотивов вежливого поведения. Постепенно расширяется круг людей, на ко­торых направлено данное отношение, в результате — обога­щение детей опытом вежливого поведения и уточнение пред­ставлений о необходимости данного проявления в других ус­ловиях, применительно ко всем окружающим людям.

 

В дальнейшем происходит обогащение опыта поведения в связи с уточнением знаний о других правилах вежливости и сущности человеческих отношений. Обогащая детский опыт вежливого поведения, необходимо расширять круг лиц, на которых направлено это поведение, способствовать его пе­реносу в другие условия и ситуации (детский сад, семья, школа). Организуя опыт вежливого поведения, следует од­новременно воздействовать на развитие и осознание сужде­ний и мотивов.

Проявление вежливости как морального качества личности имеют много общего с другими моральными качества­ми, а именно, ситуативный характер, разная система отноше­ний к взрослым и сверстникам, различие индивидуальных проявлений, разрыв между знаниями и проявлениями, необ­ходимость постоянных упражнений в проявлении моральных качеств.

 

Все это свидетельствует о закономерности проявлении различных моральных качеств личности в поведении детей.

 

Формирование моральных качеств личности осуществляется на основе принципа единства моральных знаний, чувств и поведения. Овладение проявлениями вежливости и осознание их находится в прямой зависимости от особенности воспитания детей в семье и правильной постановки работы в детском саду, от учета особенностей детей дошкольного возраста.

 

Наряду с общим, закономерным в формировании моральных качеств личности, проявления вежливости имеют и свои особенности: специфика проявлении вежливости в условиях детского сада, особенности формирования и проявления вежливости в различных видах деятельности, тесная связь этого морального качества с доброжелательным отношением к людям. В формах вежливого обращения ребенок может выразить комплекс чувств, испытываемых к собеседнику (своему товарищу, взрослому), поэтому вежливое обращение определяется отношением к человеку.

обогащение опыта вежли­вого поведения способствует образованию «невидимых нитей» симпатии, чуткости и предупредительности, вниматель­ности, сдержанности, а в то же время активности в оказании помощи детям и взрослым. Это еще раз подтверждает мысль советских педагогов о взаимосвязи различных качеств в формировании личности в целом.

 

Все эти качества личность реализует во взаимоотношениях с окружающими людьми, удовлетворяя свою потребность в общении. А так как потребность в общений у детей старшего дошкольного возраста расширяется и углубляется, наблюдается перенос вежливого отношения из одних условий в другие (семья, школа), на более широкий круг людей. Дети становятся более чувствительными к проявлениям вежливости во взаимоотношениях, начинают осознавать свое отношение, так как оно не безразлично для детей и взрослых, оценивается ими. А осознание отношения способствуют дальнейшему его укреплению, устойчивости.

На взаимоотношения детей накладывают отпечаток те отношения, которые складываются в группе, под непосредственным руководством воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

2.1

В своей работе я поставила пред собой следующие задачи:

1.              Изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе.

2.              Определить основные мотивы, лежащие в остове общения ребенка со сверстниками.

3.              Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.

4.              Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения детей дошкольного возраста.

5.              Изучить роль воспитателя в развитии взаимоотношений детей шести лет.

План практической части

1.              Провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломинским.

a.              провести игру “Секрет” (выбор в действии);

b.              отзывы детей о лидерах группы;

c.              беседа с воспитателем о лидерах группы;

d.              беседа с родителями о лидерах (их детях);

e.              отзывы детей о детях “отверженных”;

f.              беседа с воспитателем о детях “отверженных”;

g.              беседа с родителями о детях “отверженных” (их детях);

h.              выводы по игре “Секрет”.

2.              Проводить коллективную деятельность (игру, труд и т. д.)

3.              Провести беседу о дружбе.

4.              Провести игру “Секрет” (словесную).

Но культуру общения между детьми разных полов необходимо формировать, т.к они часто ссорятся . Для проведения формирующей работы были спланированы с/р игры , где будут участвовать и мальчики и девочки. Это такие игры как: супермаркет, кафе, пожарные.

В играх  мы будем способствовать формированию культуры общения между детьми: вежливости ,уважения и тд. 


Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.
Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое "хорошо" и что такое "плохо". Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив "отверженного" ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
Свою экспериментальную работу я проводила в группе шестилетних детей.

Всю работу я проводила в соответствии со своей темой курсовой работы и теми задачами, которые я поставила перед собой.

Избирательные отношения между детьми возникают очень рано, еще в период преддошкольного детства, а в группе детского сада они достигают уже высокой степени развития.

В процессе проведения экспериментальной работы подтвердилось, что в дошкольном возрасте у детей 6 лет формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит воспитателю.

Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 6 лет

Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Воспитатель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.

В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов.

Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.

Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

Прежде всего важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить не другой задаче. Для того чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, сне необходимо было определить, какое содержание занятий позволяет объединить детей в небольшие группы с общим заданием. Начиная работу я предусмотрела, каким образом преподнесу детям задачу как коллективную (т. е. поставила цель, для достижения которой требуются общие усилия; разъяснить целесообразность организации коллективной деятельности), в какой форме оценю результат работы как итог усилий, стараний всех участников.

Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. Например, “Цветы не лугу” (рисование, аппликация и лепка). А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти – самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий по изодеятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, ибо мои разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.

Детские взаимоотношения строились в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли соблюдая все правила игры.

Дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: “назначение ведущего”, “поручаем по очереди провести игру”.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в старших группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Я принимала участие в том случае, когда была не уверенна в том, что дети доведут дело до конца. Мое участие предупреждало нежелательное поведение детей. Я часто принимала оценку промежуточного результата, например: “Вот мы уже половину сделали своей работы, осталось немного до конца и дело сделано”. Таким образом, фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, я вела их к достижению конечной цели.

Информация о работе Воспитание у девочек и мальчиков доброжелательного отношения друг к другу