Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:25, реферат
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
1. Общее определение восприятия.
2. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.
3. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
4. Свойства перцептивного образа.
5. Феноменология восприятия. Общая схема видов и свойств восприятия. Единица процесса восприятия.
Некоторые работы И. М. Сеченова, исследование Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьев доказали, что первоочередной и общей возможностью восприятия является виризнення контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Виризнення предмета из фона составляет необходимое условие четкого восприятия.
Предмет и фон динамичны. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношение предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимального возбуждения по коре головного мозга.
Особенности психологической закономерности виризнення предмета из фона восприятия и динамических взаимоотношений четко прослеживаются на так называемых двойных изображениях.
Виризнення объекта определяется его свойствами и условиями, в которых он воспринимается. Прежде всего это контраст объекта с фоном. На это учитывают при выборе формы, цвета окраски, литерного шрифта для виризнення пешеходного перехода, транспортных знаков. Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко видны на фоне земли, асфальта, снега.
Контрастные цвета способствуют выделению предмета из фона. Слово, написанное учителем мелом на черной доске, ошибка, подчеркнутое в тетради учащегося красным карандашом, привлекают к себе внимание. Виризнення объекта зависит от расстояния, на которой мы его воспринимаем, от условий освещения и т.д. На большом расстоянии за недостаточного освещения контуры объектов зглажуються, что затрудняет виризнення их среди других объектов.
Стимулирующую роль в выделение предмета из фона играет предварительное ознакомление с объектом. Чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в особенностях композиции конкретного литературного произведения, необходимо заранее ознакомить их с различными приемами композиции. Чтобы студент мог сделать психологический анализ методов, которыми пользуется учитель для поддержания внимания учащихся на уроке, важно предварительно ознакомить его с психологическими особенностями внимания и приемами ее тренировки.
Обведенья контуров предмета также помогает организации восприятия. Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводить их рукой, что помогает ему выделить эти объекты, которые сами не "бросаются в глаза", определить те или иные их особенности. Четкое определение учащимся задач относительно выделения того или иного предмета или его части из ряда других является необходимым условием их успешного выполнения.
Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, неправильно, искривлений, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих, ситуациях.
Пример мышечной иллюзии. Перед обследуемых лежат две коробки одинаковой формы и веса, но разные по размеру: одна большая, другая меньше. Обследуемого меньше коробка кажется тяжелее. Восприятие в этом случае имеет иллюзорный характер. Ошибка объясняется динамичным стереотипы, который до этого был выработан в обследуемого. В процессе зрительного восприятия большая коробка воспринимается им как тяжелее, а меньшая - как легче, поскольку так часто бывает в жизни. Поэтому мышцам той руки, которой он поднимает большую коробку, он оказывает большее напряжение, а мышцам второй руки - меньшего. Через это небольшая коробка воспринимается как тяжелее.
Особенно распространенными являются оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчено углы, глядели открытой стороной к ней, кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки.
Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темнее фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темноте.
Иллюзии
порождаются деятельностью
Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировки, которое является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц. Один из эффективных способов маскуван88 - мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующий рисунка, который настолько нарушает контуры животных, их даже нельзя распознать и различить. Например, благодаря ярким полоса зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды.
Иллюзии
имеют самые различные причины:
выработаны жизненной практикой
приемы зрительного восприятия, особенности
зрительного анализатора, изменение
условий восприятия, образное предвидению
увиденного, дефекты зрения. Но какой
бы сложной ни была иллюзия, искаженное
восприятие можно отличить от правильного.
Практическая деятельность людей уточняет
образы восприятия.
Развитие процесса
Развитие
восприятия обуславливается
2.
Двойственная природа
перцептивного образа:
чувственная ткань
и предметное содержание.
Двойственная природа образов восприятия
Главная
особенность перцептивного
- различие
между воспринимаемым и
- различие между субъективным образом и объективными свойствами реального объекта;
- известная ограниченность наших органов чувств и физическая многомерность объекта;
- принципиальная
несводимость свойств
Двойственность природы перцептивного образа нашла свое терминологическое отражение в работах психологов самых разных школ и направлений: первичные образы и образы восприятия (Г. Гельмгольц), чувственная основа и воспринимаемый смысл (Э.Титченер), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н.Леонтьев), видимое поле и видимый мир (Дж.Гибсон). Как отмечал известный немецкий исследователь восприятия Курт Коффка (K.Koffka, 1886— 1941), попытки вычленения в чувственном образе двух его планов можно обнаружить в трудах античных авторов Евклида и Птолемея.
Серьезное осмысление этого вопроса было сделано А. Н.Леонтьевым при разработке концепции образа мира (см. гл. 8).
В структуре перцептивных образов в качестве основного содержания сознания выделяется чувственная ткань, или чувственная основа, образа. Ее функция — придание чувства реальности сознательной картине мира, переживание объективности, представленности объекта восприятия вовне. Другая составляющая перцептивного образа — его предметное содержание, представленное в форме значения. В значениях дана свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, понять которую принципиально невозможно исходя лишь из одного чувственного опыта человека. Это сверхчувственное содержание перцептивного образа. Значения предметов, представленных в образах восприятия, лежат вне непосредственной чувственной реальности, они происходят из мира культуры, осваиваемого и присваиваемого человеком в ходе всей жизни, в процессе активного взаимодействия с окружающей действительностью. Этот процесс жизненного взаимодействия в отечественной психологической традиции называется предметной деятельностью (А. Н.Леонтьев, С. Р. Рубинштейн). Поэтому пространство значений образов восприятия может расширяться в нашей жизни неограниченно. В этой связи еще раз обратимся к цитате, вынесенной в эпиграф нашего учебника: «Мир соткан не из света, цвета, вибраций, тепла, холода. Он выступает в этом качестве, в этих свойствах лишь в процессе познания мира, т.е. не как комплексы ощущений, а как действительность, передающая себя, говорящая о себе на языке этих сенсорных модальностей» [68, 142].
При нормальном восприятии, т.е. восприятии здорового человека в обычных условиях, эти две составляющие перцептивного образа неразрывно слиты. И лишь в особых экспериментальных условиях, а также при патологических нарушениях органов чувств или психических расстройствах чувственная ткань и значение образа могут быть в определенной степени разделены. Еще раз вернемся к примеру А. Н.Леонтьева и А. В. Запорожца о специфике отражения действительности у раненых минеров, потерявших на войне не только кисти рук, но и зрение: лишенные чувственной основы, эти люди теряли чувство реальности происходящего. Знание о предметном мире, полученное в прошлой жизни, не могло компенсировать им полноценного восприятия даже вполне знакомых предметов. И другой пример, показывающий, что хотя в процессе восприятия чувственная ткань прямо не осознается, а переживается, как правило, предметное содержание образа, она может стать при определенных условиях предметом нашей рефлексии. У больных с катарактой и вновь прозревших после операции наблюдается дефицит знания о значении воспринимаемых предметов: они видят, используя термин Дж. Гибсона, видимое поле, наполненное приобретенной вновь чувственной основой, но не могут адекватно воспринимать видимый мир в его предметной означенности. Аналогичные примеры будут приведены ниже при обсуждении экспериментов с искажениями восприятия в условиях инвертированного и псев-доскопического зрения1.
В таких условиях в пространстве перцептивного образа происходит своеобразное разъединение чувственной ткани образа от его предметного содержания, и испытуемые в начале исследования реально осознают, что чувственные впечатления не имеют привычного предметного содержания, это приводит к появлению чувства иллюзорности и нереальности воспринимаемого мира. Дж.Стрэттон, впервые проводивший опыты в 1896 г. с ношением инвертирующих линз на самом себе, писал, что окружавшие его предметы осмысливались совершенно иначе, чем воспринимались.
Таким
образом, имеющиеся в психологии
эмпирические факты подтверждают правомерность
такого рода научных абстракций, как
чувственная ткань и предметное содержание
образов восприятия, характеризующих
их фундаментальную особенность — представленность
в сознании субъекта двойственно, двупланово.
3.Виды
образных явлений.
Специфика перцептивного
образа в ряду
других видов образов.
Образ - это субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мислительной деятельности, составляет целостное и интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные персептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.п.), это чувственная форма психического явления, содержащей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику, это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Следовательно, этимологически термин "образ" тяготеет к наглядности, наталкивает на мысль о внешнем виде предмета или явления. Рассматривая образ, прежде всего как многоступенчатую опосредованное отражение действительности, стоит акцентировать внимание на выявлении сущности самого отображения Термин "отображение" составляет содержательный результат, психическое образ, который отвечает сущности объекта и выступает в форме научного понятия или художественной интуиции.
Проблема отображения - это проблематика трех членов:
1) природа;
2) познание человека, сочетается с ее мозгом как высшим продуктом той же природы;
3) форма
отражения природы в познании
человека, эта форма составляет
понятия, законы, категории и т.п.,
т.е. субъективные образы
Информация о работе Восприятие. Общее определение восприятия