Восприятие. Общее определение восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:25, реферат

Описание

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Содержание

1. Общее определение восприятия.
2. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.
3. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
4. Свойства перцептивного образа.
5. Феноменология восприятия. Общая схема видов и свойств восприятия. Единица процесса восприятия.

Работа состоит из  1 файл

Восприятие.docx

— 72.28 Кб (Скачать документ)

Заключение

Образные  явления, возникающие в особых условиях или в особых людей разделяются на несколько видов:

- образ  восприятия - отражение в идеальном  плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы чувств;

- образ  воображения - вымышленный образ,  который подан в представлении;

- послеобраз - модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде;

- эйдетичний образ - четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение определенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени;

- фосфена  - спонтанные световые ощущения;

- фантом - ощущение утраченной части тела;

- галлюцинация - иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует,  субъективно неотделимо от образа  восприятия.

Перцептивный  образ в психологии восприятия - это совокупность связанных характеристик, типичных для распознаваемого объекта. Например, мы распознаем "чай" исходя из запаха, вкуса, прикосновения, телесных ощущений, которые он вызывает. Связанные в один образ в сознании характеристики "чая" - это его перцептивный образ. 
 
 

4.Свойства  перцептивного образа.

5.Феноменология  восприятия. Общая  схема видов и  свойств восприятия. Единица процесса  восприятия. 
 

Свойства  образов восприятия 

1. Сенсорное качество и его количественная представленность в образе восприятия. Это свойство перцептивного образа самое непосредственное и содержательное, поскольку оно характеризует саму фактуру или живую чувственную ткань образа.

Касание кожи руки холодным предметом или  острый укол, вкус лимона или сахара, запах ландыша или полыни, напряжение усталой мышцы шеи или согнутой в локте руки, свет от лампы-вспышки или красноватый отблеск вечерней зари на горизонте — все это те сенсорные качества, которые наполняют чувством реальности наши образы восприятия. Как уже было указано выше, представленные в образе сенсорные каче- ства имеют свои количественные измерения — интенсивность, длительность во времени и протяженность в пространстве, делая звуки громкими или тихими, запахи насыщенными или едва уловимыми. Но вариации количества определенного сенсорного качества не изменяют самого основного — представленности во вне некоторой чувственной реальности, отображающей определенные предметы. Таким образом, прямое, непосредственное переживание некоторого сенсорного качества или сенсорных качеств и есть основа нашего восприятия.

2. Фигура и фон как обязательные атрибуты перцептивного образа образуют структуру нашего восприятия. Это означает, что воспринимаемый мир всегда структурирован на фигуры и фон.

Мы рассматриваем  стоящее дерево, оно представлено в нашем восприятии как фигура на фоне неба и окружающих деревьев, подходя ближе к дереву, мы различаем отдельные листья, оцениваем их форму, расположение на ветке и цвет, и тогда само дерево становится фоном в пространстве нашего образа, а листья — фигурой. Таким образом, содержание нашего восприятия всегда целостно, а не представляет собой набор разрозненных сенсорных элементов. Эта фундаментальная особенность нашего восприятия может быть выражена простой формулой: мы воспринимаем объект всегда целостно, как отдельную фигуру, или вообще никак не воспринимаем.

Форма объекта, замкнутость его контуров, группировка нескольких объектов относительно друг друга — так называемые конфигурационные аспекты восприятия в значительной степени определяют его содержание. На рис. 1 вертикальные линии расположены  хаотично. Они воспринимаются в качестве восьми отдельных фигур на фоне белого книжного листа. На рис. 2 сенсорная составляющая образа почти не изменилась — все те же восемь вертикальных линий. Но перед нами уже совершенно другой образ, состоящий из регулярно повторяющихся фигур, образованных парой все т£х же линий. Новая группировка отдельных элементов образа (линий) привела к совершенно иному содержанию образа восприятия: в нем появилась регулярность, строгость и какая-то внутренняя логика.

Что изменилось на рис. 3? Исчезло равномерное распределение  фигур в пространстве фона. Но что  осталось сходного с рис. 2? Две вертикальные линии все также жестко и однозначно образуют собой одну фигуру. Таким образом, пространственная близость элементов образа восприятия — двух вертикальных линий — создала устойчивое перцептивное образование — фигуру, которая, несмотря на изменение общей конфигурации расположения линий на рис. 3, показала неизменность своей формы при изменении конфигурации рисунка в целом.

Феномены  фигура-фон и устойчивость восприятия формы фигуры при изменении сенсорной  основы всего образа в целом можно  легко показать, попросив кого-нибудь несколько раз нарисовать у вас  на спине пальцем любую букву, например «О», меняя ее начертание: маленькую, большую, прямую, наклонную и т.д. Даже не проводя данный опыт, вы можете легко себе представить, какие образы у вас появятся. Естественно, что вы будете всегда воспринимать букву «О» как возникающую на фоне поверхности кожи спины фигуру, несмотря на то, что последовательность тактильных ощущений каждый раз была иной.

Таким образом, вслед за гештальтпсихологами, впервые обратившими внимание на принципиальную важность конфигурационного аспекта восприятия, мы должны заключить, что наше восприятие всегда структу-рировано различного рода компоновками фигур и фона, которые, кстати, могут меняться местами, как в известных фигурах-перевертышах (рис. 4). Подобные иллюстрации еще раз подтверждают общее правило: мы видим то одно изображение (белого ангела), то другое (черного дьявола) в зависимости от того, какие сенсорные элементы структурируются нашим восприятием в виде фигуры, а какие становятся фоном. Но на гравюре М.Эшера мы не видим двух фигур одновременно!

3. Константность восприятия — одно из свойств образов восприятия, явно отличающих их от сенсорных образов. Оно проявляется в относительной неизменности воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий их восприятия, т.е. при изменении проксимальной стимуляции.

Представим, например, что мы смотрим на человека с расстояния 5, 10 и 20 м. Мы даже не задумываемся над тем, что, несмотря на различия в  расстоянии, видимый размер человека один и тот же, потому, что мы это  явно видим. Однако легко показать, что исходя из законов геометрий, размер проксимального стимула, т.е. сетчаточной проекции1 человека, уменьшился обратно пропорционально увеличению расстояния. Но тогда мы должны признать, что изменение размеров раздражителя, действующего на рецепторную поверхность — сетчатку, почти никак не отразилось на величине воспринимаемого объекта, т.е. физический параметр стимуляции не повлиял на изменение соответствующего феноменального параметра. То же самое происходит при восприятии нами листа белой бумаги в комнате, когда в широких пределах изменяется уровень освещения. Например, вы закрываете окна плотными шторами и видите тот же лист белой бумаги, выключаете верхний свет и видите опять лист белой бумаги, наконец, вы выключаете настольную лампу, и только небольшая часть света проникает через шторы, но вы опять видите все тот же белый лист2. В реальной жизни мы никогда не задумываемся над тем, почему при изменении на несколько порядков интенсивности света, отраженного от листа белой бумаги и попадающего на сетчатку (проксимальный стимул), соответствующий феноменальный параметр стимуляции — воспринимаемая белизна практически не меняется. Феномены константности восприятия обнаружены также и в других модальностях, например относительная неизменность восприятия громкости звука при удалении от его источника.

Таким образом, мы приходим к чрезвычайно  важному заключению: способность нашего восприятия обеспечивать относитель-

1 В психологии зрительного восприятия термин сетчаточная проекция означает, что световые лучи, отраженные от объектов, попадающих к нам в поле зрения, преломляются в оптической системе глаза и проектируются на рецепторную поверхность — сетчатку.

2 Строго говоря, интенсивность отраженного света от белой бумаги в темноте даже меньше, чем от черной настольной лампы при дневном свете.

ную неизменность характеристик отражаемой действительности при значительных изменениях физических параметров стимуляции позволяет нам воспринимать окружающий мир стабильно, сохраняя существенные характеристики предметного образа и адекватно соотнося их с меняющимися параметрами проксимальной стимуляции. Константность восприятия характеризует его как активный психический процесс, процесс построения перцептивного образа, а не пассивного отображения отдельных сенсорных качеств раздражителя. На важное биологическое значение константности восприятия обращал внимание Лев Семенович Выготский (1896—1934), отмечая, что, если бы не было константности величины, животному, которое опасается хищника, последний должен казаться на расстоянии ста шагов уменьшившимся во много раз.

Впервые константность восприятия стала  предметом внимания в работе Р.Декарта «Диоптрика» (1637), а ее экспериментальные исследования начались более 115 лет назад в лейпцигской лаборатории В. Вундта. На основе полученных результатов он сделал заключение, что наблюдается несоответствие между изображением, проецируемым на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. А спустя 42 года английский психолог Роберт Таулесс (R.H.Thouless, 1894—1984) весьма образно определил константность восприятия как феноменальный возврат к реальному объекту.

4. Следующий  феномен восприятия связан с  субъективным характером оценки величины или интенсивности какого-либо объекта и получил название системы отсчета в восприятии. Мы обычно не задумываемся, говоря, что этот звук «громкий», а тот предмет «тяжелый». Тем не менее, очевидно, что наши оценочные суждения должны быть субъективны и относительны и зависеть от сформированной ранее системы эталонов. Такая система эталонных оценок зависит от прошлого опыта восприятия подобных объектов, обучения, социокультурных норм. Как и любая другая высшая психическая функция, восприятие культурно и исторически детерминировано. Кроме того, диапазон и характер наших оценок степени выраженности какого-либо сенсорного качества зависит от того стимулъного контекста, в котором даются эти оценки.

Например, в окружении спортсменов-баскетболистов человек ростом выше среднего (175—180 см) будет казаться невысоким и даже маленьким. Экспериментальные исследования показали, что абсолютные оценки длины ряда линий, нарисованных на листах бумаги, зависят от некой средней длины линии на каждом листе, относительно которой ориентируются испытуемые, вынося свои суждения [193, 194]. Эта средняя или нейтральная точка была названа американским психологомГарольдом Хелсоном (H.Helson, 1898—1977) уровнем адаптации. Значения стимулов, расположенных выше уровня адаптации, воспринимаются как «большие», «тяжелые» или «громкие», а значения стимулов ниже уровня адаптации — «маленькими», «легкими» или «тихими».

Большое влияние сформированной системы  субъективных перцептивных эталонов на восприятие имеет профессиональный опыт человека. Хороший тому пример — работа экспертов-дегустаторов, которые могут из простых ощущений строить целый «букет» сложных образов. Теоретическое основание для понимания механизмов формирования в онтогенезе восприятия субъективных систем отсчета внесли работы выдающегося отечественного психолога Александра Владимировича Запорожца (1905—1981), предложившего термин сенсорные эталоны как выработанную общественной практикой систему чувственных качеств предметов, которую ребенок усваивает, а затем использует в качестве средств построения перцептивного образа (подробнее см. в гл. 9).

5. Предметный характер восприятия — фундаментальное свойство перцептивного образа, тесно связанное со всеми другими феноменальными свойствами и поэтому наиболее универсальное и всеобъемлющее. Оно заключается в том, что мы воспринимаем не набор отдельных сенсорных качеств, а предмет, представленный вне нас, обладающий этими качествами и поэтому реально существующий. Чувство реальности объективно существующего предмета — характерная особенность образа восприятия, отличающая его от других видов образов. Мы редко задумываемся над этой характеристикой перцептивного образа, поскольку чувство реальности воспринимаемого предмета редко покидает нас. Мы верим, мы убеждены в том, что представленный в образе предмет реален и объективен. Однако, в случае потери этого чувства, мы сразу же понимаем, что с нами произошло что-то необычное. Это случается как в специально организованных экспериментальных условиях (например, при сенсорной изоляции), так и при особых состояниях сознания, вызванных высокой температурой, действием наркотических веществ и т. п. Симптом дереализации характерен для некоторых психических заболеваний.

Информация о работе Восприятие. Общее определение восприятия