Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:25, реферат
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
1. Общее определение восприятия.
2. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.
3. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
4. Свойства перцептивного образа.
5. Феноменология восприятия. Общая схема видов и свойств восприятия. Единица процесса восприятия.
Образ имеет и свою объективность, которая определяется по таким двум основным признакам:
1) сходство образа и объекта по структуре и сущностью;
2) значения
- наличие в образе такой
Образы, отражающие в нашем сознании действительность, не являются статичными, неизменными, мертвыми вещами, они составляют динамические образования. Стоит попробовать зафиксировать определенный образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах видоизменяется, сдвигается, какой-то степени трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; те, выступающих одновременно и отступают, затеняются следующими.
Различают несколько видов образных явлений:
- образ
восприятия - отражение в идеальном
плане внешнего объекта (сцены)
- образ воображения - вымышленный образ, который подан в представлении;
- послеобраз - модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде;
- эйдетичний образ - четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение определенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени;
- фосфена - спонтанные световые ощущения;
- фантом
- ощущение утраченной части
- галлюцинация
- иллюзорное восприятие
В процессе познания окружающего мира образы-представления занимают промежуточное место между образами восприятия и образами воображения. Они составляют своего рода, меняющиеся динамические образования, которые каждый раз при определенных условиях снова воспроизводятся и отражают, сложную жизнь личности С. Л. Рубинштейн подчеркивает значимость указанных образов, прежде всего для внутренней жизни человека, ведь именно эти образы создают тот план, на котором оно разворачивается. Образы представления непосредственно связаны с предыдущим опытом человека, поскольку это процесс воспроизведения ранее воспринятых предметов, явлений и т.п.
В отличие от указанных образов, образы воображения выполняют функцию преобразования результатов прошлого опыта, это прежде психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученного в предыдущем опыте. Образ - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Итак, образ воображения выполняет четыре функции:
1) построение
образа средств и конечного
результата предметной
2) создание
программы поведения, когда
3) продуцирование
образов, которые не
4) создание
образов, соответствующих
Представление
синтезируются в процессах
Галлюцинаторные образы, лишенные реальности (т.е. образы, возникающие в отсутствие предмета, но субъективность, которых осознается) - псевдогаллюцинации. Еще один вид образов - мысленные образы, к которым относятся образы памяти и воображения. Они лишены чувственной основы, хотя и не лишены модальности (качественная характеристика ощущения, которая дифференцирует различие свойств отображаемого объекта и описывается в терминах предметных качеств объекта, например, высота (для слуховых ощущений), твердость, упругость (для тактильных ощущений), глубина, удаленность (для зрительных ощущений) и т. Д).
2 Перцептивный образ
Перцептивный
образ относится к восприятию,
сопровождающемуся
Перцептивным
образом является фигура в перцептивном
пространстве. В отличие от ощущений,
которым соответствуют
К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостностность, константность. Предметность при этом трактуется как воспроизводимость в перцептивном образе связности его свойств как свойств самого объекта. Иначе говоря, восприятие тогда полноценно, когда итогом субъективных действий является возможность дифференциации объективных и субъективных компонентов образа. (Воспринимая края (границы) образа размытыми, я понимаю, что это следствие дефекта моего зрения. Оценивая пищу как аппетитную или неаппетитную, я понимаю, что это может быть в значительной мере обусловлено тем, насколько я голоден.) В понятие предметности восприятия включается и такое его свойство, как опознаваемость, т.е. осознание производности образа, отдельных его свойств от свойств объекта как источника его образа, его характеристик. (Можно говорить о восприятии звука, когда я воспринимаю его, например, как звук проезжающей машины; о восприятии цвета, когда я воспринимаю его, например, как цвет спелой вишни и т.д.)
Свойство
целостности перцептивного
Константностью
восприятия называется относительное
постоянство свойств
Одним
из исследователей, анализировавшим
проблему константности, был Г. Гельмгольц.
С его точки зрения, константность
восприятия является результатом бессознательных
умозаключений. Так, факты константности
восприятия цвета он объяснял тем, что,
видя одни и те же объекты при
разном освещении, мы формируем представление
о том, как этот предмет будет
выглядеть при белом свете. Поскольку
наш интерес целиком связан с
постоянством цвета объектов, то мы
учимся игнорировать изменения цвета,
обусловленные изменениями
Важное значение для понимания механизмов перцепции имеют исследования иллюзий восприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины. Если испытуемому предложить несколько раз подряд поднять одновременно двумя руками пару предметов, заметно отличающихся по весу (объему), а затем дать пару предметов, одинаковых по весу (объему), то в той руке, где до этого был предмет более тяжелый, вес будет восприниматься меньшим. Эта иллюзия имеет эквивалент и для зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа многократно экспонируется пара неравных кругов. Предъявленная затем пара одинаковых кругов оценивается как неравная.
Проблемы
психологии восприятия - это в первую
очередь проблемы психического синтеза.
Важно понять (объяснить), каким образом
оказывается возможным
Зависимость полноценного восприятия от сохранности психофизиологических механизмов центрального синтеза эффективно демонстрируют особенности восприятия у людей, у которых расщеплен мозг. Например, Сперри (Sperry, 1968) продемонстрировал изменения в восприятии, когда полностью перерезано мозолистое тело, т.е. когда передача информации из одного полушария в другое стала невозможной. Хотя такая операция обычно не вызывает сколько-нибудь серьезных нарушений повседневного поведения, однако было замечено, что люди, перенесшие такого рода операцию, ведут себя так, как если бы у них было два мозга. Один из экспериментов Сперри состоял в следующем. Перед испытуемым находился экран, который закрывал его руки и на который проецировались изображения разных предметов, так чтобы информация поступала либо в правое, либо в левое полушарие. На столе, где находились руки испытуемого, лежали предметы, которые он мог ощупывать. Иначе говоря, у испытуемого формировались как бы независимо друг от друга зрительный и гаптический образы предметов в одном или в разных полушариях. Было обнаружено, что испытуемый мог после ощупывания предметов левой рукой взять тот из них, изображение которого на короткое время появлялось в левой части экрана, но он не мог ни назвать этот предмет, ни описать словами действия своей левой руки. Когда изображение проецировалось в правую часть зрительного поля и была задействована правая рука, такого явления не наблюдалось. Если же разные изображения направлялись в разные полушария одновременно и испытуемого просили выбрать предмет левой рукой, то он выбирал предмет, изображение которого было спроецировано в правое полушарие, но при этом называл тот предмет, который был спроецирован в левое полушарие. Иначе говоря, назывался образ, спроецированный в "говорящее полушарие", в противоречие с тем, что левая рука выбирала предмет, изображение которого было спроецировано в правое полушарие.
Информация о работе Восприятие. Общее определение восприятия