Восприятие. Общее определение восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:25, реферат

Описание

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Содержание

1. Общее определение восприятия.
2. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.
3. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
4. Свойства перцептивного образа.
5. Феноменология восприятия. Общая схема видов и свойств восприятия. Единица процесса восприятия.

Работа состоит из  1 файл

Восприятие.docx

— 72.28 Кб (Скачать документ)

Образ имеет и свою объективность, которая  определяется по таким двум основным признакам:

1) сходство  образа и объекта по структуре  и сущностью;

2) значения - наличие в образе такой ценности, которая отвечает объективным  потребностям.

Образы, отражающие в нашем сознании действительность, не являются статичными, неизменными, мертвыми вещами, они составляют динамические образования. Стоит попробовать  зафиксировать определенный образ, чтобы убедиться в том, как  он каждый раз на наших глазах видоизменяется, сдвигается, какой-то степени трансформируется: то одни его стороны выступают  на передний план, то другие; те, выступающих  одновременно и отступают, затеняются следующими.

Различают несколько видов образных явлений:

- образ  восприятия - отражение в идеальном  плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы чувств;

- образ  воображения - вымышленный образ,  который подан в представлении;

- послеобраз - модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде;

- эйдетичний образ - четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение определенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени;

- фосфена  - спонтанные световые ощущения;

- фантом - ощущение утраченной части тела;

- галлюцинация - иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует,  субъективно неотделимо от образа  восприятия.

В процессе познания окружающего мира образы-представления занимают промежуточное место между образами восприятия и образами воображения. Они составляют своего рода, меняющиеся динамические образования, которые каждый раз при определенных условиях снова воспроизводятся и отражают, сложную жизнь личности С. Л. Рубинштейн подчеркивает значимость указанных образов, прежде всего для внутренней жизни человека, ведь именно эти образы создают тот план, на котором оно разворачивается. Образы представления непосредственно связаны с предыдущим опытом человека, поскольку это процесс воспроизведения ранее воспринятых предметов, явлений и т.п.

В отличие  от указанных образов, образы воображения выполняют функцию преобразования результатов прошлого опыта, это прежде психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученного в предыдущем опыте. Образ - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Итак, образ  воображения выполняет четыре функции:

1) построение  образа средств и конечного  результата предметной деятельности  субъекта,

2) создание  программы поведения, когда проблемная  ситуация является неопределенной,

3) продуцирование  образов, которые не программируют,  а заменяют деятельность;

4) создание  образов, соответствующих описанию  объекта.

Представление синтезируются в процессах воображения  в различных формах: агглютинация - сочетание несовместимых реально  качеств, признаков, частей предметов; гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его  частей; обострения - подчеркивание  определенных признаков; схематизация - сглаживание различий предметов  и выявление рис сходства между  ними; типизация - выделение существенного, неповторимого в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Оба вида образов (представления и воображения) включены в мыслительной процес.

Галлюцинаторные образы, лишенные реальности (т.е. образы, возникающие в отсутствие предмета, но субъективность, которых осознается) - псевдогаллюцинации. Еще один вид образов - мысленные образы, к которым относятся образы памяти и воображения. Они лишены чувственной основы, хотя и не лишены модальности (качественная характеристика ощущения, которая дифференцирует различие свойств отображаемого объекта и описывается в терминах предметных качеств объекта, например, высота (для слуховых ощущений), твердость, упругость (для тактильных ощущений), глубина, удаленность (для зрительных ощущений) и т. Д).

2 Перцептивный образ

Перцептивный  образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием  чувственных ощущений и прошлого опыта. Понимание способствует скорейшему возникновению правильного перцептивного  образа. Первичный образ - совокупность впечатлений, формирующихся без каких бы то ни было реминисценций - и прежнего опыта и содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Все в нашем чувственном восприятии, что может быть преодолено и обращено в свою противоположность, не является ощущением. Все, что может быть обращено в свою противоположность - это продукт опыта и тренировки. Чистое ощущение - это только качества ощущения.

Перцептивным  образом является фигура в перцептивном пространстве. В отличие от ощущений, которым соответствуют свойства, признаки, параметры внешних воздействий, в восприятии получает воспроизведение  объективная целостная связность  явления. Если ощущения локализованы в  пространстве, центром координатных осей которого является человеческое тело (определенный анализатор), то для  восприятий в первую очередь характерна отнесенность к объективному пространству, вынесенность, проецированность образов вовне. Но возможность изучения восприятия как определенного рода психического феномена мы получаем лишь тогда, когда мы способны дифференцировать субъективные и объективные составляющие образа. Образ восприятия является, как правило, продуктом интеграции сенсорных данных, получаемых от многих рецепторов, и собственной активности субъекта, его перцептивных действий. В этом смысле образы восприятия более субъективны, чем ощущения, которые возникают как эффект преимущественно экстрапсихического воздействия. Однако будучи спроецированными во внешнее пространство, их свойства переживаются именно как свойства самого объекта.

К основным свойствам перцептивных образов  относят предметность, целостностность, константность. Предметность при этом трактуется как воспроизводимость в перцептивном образе связности его свойств как свойств самого объекта. Иначе говоря, восприятие тогда полноценно, когда итогом субъективных действий является возможность дифференциации объективных и субъективных компонентов образа. (Воспринимая края (границы) образа размытыми, я понимаю, что это следствие дефекта моего зрения. Оценивая пищу как аппетитную или неаппетитную, я понимаю, что это может быть в значительной мере обусловлено тем, насколько я голоден.) В понятие предметности восприятия включается и такое его свойство, как опознаваемость, т.е. осознание производности образа, отдельных его свойств от свойств объекта как источника его образа, его характеристик. (Можно говорить о восприятии звука, когда я воспринимаю его, например, как звук проезжающей машины; о восприятии цвета, когда я воспринимаю его, например, как цвет спелой вишни и т.д.)

Свойство  целостности перцептивного образа обнаруживается тогда, когда, например, неполнота или выпадение, искажение  каких-либо деталей изображения  объекта не мешают его узнаванию (слово, написанное с "ошипкой"), когда мы группируем разрозненные детали, структурируем нерасчлененную совокупность так, что они образуют осмысленное целое (фразанаписаннаябезпропусковмеждусловами), либо, наоборот, воспринимаем некоторое изображение как изображение невозможного объекта (например, фигуры Пенроуза). Свойство целостности восприятия впервые экспериментально-психологически было изучено представителями гештальтпсихологии. В их исследованиях целостность восприятия была осмыслена именно как свойство самого процесса восприятия, как механизм, который по присущим ему законам упорядочивает многообразие отдельных сенсорных данных, как гештальт. Были сформулированы законы гештальта: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка этих частей в направлении максимальной простоты и близости, тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму (прегнантность).

Константностью  восприятия называется относительное  постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия, т.е. то, когда изменение фоновых характеристик  в определенном диапазоне не влияет на величину признака воспринимаемой фигуры. В Других обстоятельствах  имеет место прямо противоположный  эффект, но эти случаи мы квалифицируем  как иллюзии восприятия. Наиболее известными видами константности являются константность величины, формы и  цвета. Фигура человека, который удалился от нас с расстояния в 3 метра на расстояние в 30 метров, не становится для  нас меньше в 10 раз, хотя его изображение  на сетчатке нашего глаза изменилось именно таким образом. Если предъявлять  испытуемому кольца под разными  углами в линии взора, в определенном диапазоне они будут восприниматься как кольца, хотя проекцией их на сетчатке будет эллипс. Классическим является пример Э. Геринга: кусок угля на ярком солнце может отражать света  больше, чем мел на рассвете, тем  не менее уголь на солнце будет восприниматься как черный, а мел на рассвете как белый.

Одним из исследователей, анализировавшим  проблему константности, был Г. Гельмгольц. С его точки зрения, константность  восприятия является результатом бессознательных  умозаключений. Так, факты константности  восприятия цвета он объяснял тем, что, видя одни и те же объекты при  разном освещении, мы формируем представление  о том, как этот предмет будет  выглядеть при белом свете. Поскольку  наш интерес целиком связан с  постоянством цвета объектов, то мы учимся игнорировать изменения цвета, обусловленные изменениями освещенности. Теорию Гельмгольца можно квалифицировать  как интеллектуалистическую. Его оппонентом выступил, в частности, Э. Геринг. Он пытался объяснять механизмы константности периферическими факторами. Дискуссия, начало которой положило столкновение позиций Гельмгольца и Геринга, характеризует одну из магистральных линий развития всей проблематики, относящейся к сфере восприятия. В частности, С.В. Кравковым были проведены специальные исследования, в которых были получены данные, противоречащие периферической теории. Он вводил в глаз атропин, исключая тем самым зрачковый рефлекс, однако константность размера сохранялась.

Важное  значение для понимания механизмов перцепции имеют исследования иллюзий восприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины. Если испытуемому предложить несколько раз подряд поднять одновременно двумя руками пару предметов, заметно отличающихся по весу (объему), а затем дать пару предметов, одинаковых по весу (объему), то в той руке, где до этого был предмет более тяжелый, вес будет восприниматься меньшим. Эта иллюзия имеет эквивалент и для зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа многократно экспонируется пара неравных кругов. Предъявленная затем пара одинаковых кругов оценивается как неравная.

Проблемы  психологии восприятия - это в первую очередь проблемы психического синтеза. Важно понять (объяснить), каким образом  оказывается возможным построение и удержание образа значимого  объекта в хаосе воздействий, падающих на человеческое тело, каким  образом происходит выделение сигнала  из шума, за счет чего происходит разделение фигуры и фона. Исследование механизмов перцепции преимущественно шло  в направлении обнаружения условий, ведущих к ошибкам восприятия, к возникновению иллюзий. При  этом оказалось, что и ошибки, и  иллюзии возникают, если ограничено время восприятия. Не случайно многочисленные эксперименты были проделаны с использованием тахистоскопа. При очень коротких экспозициях было зафиксировано отсутствие дифференцировки фигуры и фона; возникало впечатление гомогенной картины. По мере увеличения времени экспозиции постепенно происходит выделение границ экспонируемой фигуры, пока. наконец, восприятие не примет устойчивый характер. Иной способ зашумливания экспонируемого объекта используется тогда, когда границы фигуры и фона размываются за счет пространственной удаленности или когда экспонат маскируется другими изображениями. При этом перед испытуемым ставится задача выделить называемый в инструкции объект, найти определенный маршрут в лабиринте и т.п.

Зависимость полноценного восприятия от сохранности  психофизиологических механизмов центрального синтеза эффективно демонстрируют  особенности восприятия у людей, у которых расщеплен мозг. Например, Сперри (Sperry, 1968) продемонстрировал изменения в восприятии, когда полностью перерезано мозолистое тело, т.е. когда передача информации из одного полушария в другое стала невозможной. Хотя такая операция обычно не вызывает сколько-нибудь серьезных нарушений повседневного поведения, однако было замечено, что люди, перенесшие такого рода операцию, ведут себя так, как если бы у них было два мозга. Один из экспериментов Сперри состоял в следующем. Перед испытуемым находился экран, который закрывал его руки и на который проецировались изображения разных предметов, так чтобы информация поступала либо в правое, либо в левое полушарие. На столе, где находились руки испытуемого, лежали предметы, которые он мог ощупывать. Иначе говоря, у испытуемого формировались как бы независимо друг от друга зрительный и гаптический образы предметов в одном или в разных полушариях. Было обнаружено, что испытуемый мог после ощупывания предметов левой рукой взять тот из них, изображение которого на короткое время появлялось в левой части экрана, но он не мог ни назвать этот предмет, ни описать словами действия своей левой руки. Когда изображение проецировалось в правую часть зрительного поля и была задействована правая рука, такого явления не наблюдалось. Если же разные изображения направлялись в разные полушария одновременно и испытуемого просили выбрать предмет левой рукой, то он выбирал предмет, изображение которого было спроецировано в правое полушарие, но при этом называл тот предмет, который был спроецирован в левое полушарие. Иначе говоря, назывался образ, спроецированный в "говорящее полушарие", в противоречие с тем, что левая рука выбирала предмет, изображение которого было спроецировано в правое полушарие.

Информация о работе Восприятие. Общее определение восприятия