Восприятие. Общее определение восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:25, реферат

Описание

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Содержание

1. Общее определение восприятия.
2. Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание.
3. Виды образных явлений. Специфика перцептивного образа в ряду других видов образов.
4. Свойства перцептивного образа.
5. Феноменология восприятия. Общая схема видов и свойств восприятия. Единица процесса восприятия.

Работа состоит из  1 файл

Восприятие.docx

— 72.28 Кб (Скачать документ)

Интересные  примеры потери чувства реальности предметного мира приводили А.Н.Леонтьев и А. В. Запорожец, описывая специфические переживания раненых минеров, ослепших после взрыва и перенесшихампутацию кистей рук. Ввиду потери привычных для них зрительных и осязательных ощущений, пациенты восстановительного госпиталя сообщали о появлении характерного чувства нереальности или иллюзорности окружающего их мира, мира, который, несмотря на полное понимание объективности его существования, не переживался как реальность, поскольку его образ был лишен большей части своего чувственного содержания [64].

Предметность  восприятия выражается и через понятие  объективированности, т.е. чувства вынесенности содержания образа восприятия вне самого субъекта. А.Н.Леонтьев часто приводил на лекциях в этой связи пример с работой военного хирурга, удаляющего из тела пациента пулю. В ходе операции тактильные ощущения хирурга локализованы на границе зонда или пинцета и пули — там, где он обследует рану, а не на кончиках его пальцев. Естественно, что при необычных условиях сенсорной стимуляции у человека могут возникнуть образы, лишенные объективированности, например: при электрической стимуляции зрительного нерва и корковых зон в ходе нейрохирургической операции у пациентов возникают так называемые фосфены — зрительные ощущения в виде белых вспышек или пятен, никак не локализованные в пространстве; при склеротических явлениях может наблюдаться так называемый шум в ушах.

Предметное  восприятие определяется также через  означенность его содержания, т.е. мы всегда переживаем образ предмета в виде вещи, имеющей определенное значение. Означенность перцептивного образа можно проиллюстрировать известным примером из «Маленького принца» С.Экзюпери, где герои дают различное толкование воспринимаемому рисунку. Чаще всего говорят, что нарисована шляпа, но Маленький принц увидел другое содержание — это удав проглотил слона! И действительно, многозначность чувственной основы образа и отсутствие определенного контекста позволяют по-разному означивать этот объект.

Специфика перцептивного образа в том, что  мы переживаем значение предмета одномоментно — мы просто чувствуем, что перед нами та или иная вещь. И лишь в специально организованном психологическом эксперименте, где испытуемому предъявляются зрительные стимулы на очень короткое время, можно этот процесс означивания «развернуть» во времени. Будем увеличивать время экспозиции и спрашивать испытуемого, что он увидел в очередной пробе. Сначала он скажет, что на экране мелькнуло что-то темное, затем (при увеличении времени предъявления) он сообщит, что увидел нечто прямоугольное и синее, и вдруг (после очередного увеличения времени) он уверенно скажет, что это книга в темно-синей обложке.

Значение  образа всегда опосредствованно не только и не столько индивидуальным опытом субъекта, но в большей степени  культурно-историческим опытом всего человечества, особенностямивоспитания и обучения. Это так называемое сверхчувственное свойство образа, оно лежит вне наших органов чувств, его нельзя понять исходя из особенностей стимуляции.

Означенность перцептивного образа может пропадать в случаях локального поражения коры головного мозга, когда у больных наблюдается так называемая зрительная предметная агнозия. Такие больные могут подробно описать детали изображенного на картинке предмета, но не способны его опознать и воспринять целостно.

Предметность  восприятия означает и его полимодальность, т.е. слияние в перцептивном образе всех чувственных впечатлений. Например, когда мы держим в руках новый предмет, мы его активно ощупываем, рассматриваем, слышим шорох от движения пальцев по неровной поверхности, ощущаем вес, теплоту и упругость.

6. Еще  одно базовое свойство восприятия, объединяющее его с другими  психическими процессами, связано  с его избирательным характером. Избирательность восприятия проявляется во влиянии индивидуальных различий людей и эффектах доминирующей установки. Под перцептивной установкой в психологии понимается готовность субъекта к восприятию чего-либо. Феноменально влияние установки выражается в большей ясности восприятия объекта. Например, если с очень коротким временем экспозиции (т.е. в ситуации сенсорной неопределенности) на экране монитора равновероятно предъявлять буквы и цифры, то испытуемые приблизительно с одинаковой вероятностью будут опознавать изображение «13» как букву В и число 13. Но если в предыдущем опыте испытуемому предъявлялись буквы, то он воспринимал это изображение как букву, если ранее предъявлялись цифры, то как цифру.

Сходным образом на ясность и содержание перцептивного образа влияют и особенности текущего состояния человека. Состояние нужды в чем-то, т.е. то, что в психологии называют мотива-ционным состоянием, может существенно повлиять на характер восприятия.

Например, в экспериментах отечественного психофизиолога Э. А. Ко-стандова, патологические ревнивцы, обследованные в ходе судебно-пси-хиатрической экспертизы, не замечали предъявляемые на экране слова, связанные с ситуацией преступления [58]. Аналогичные по замыслу эксперименты проводились американскими психологами с кратковременным предъявлением испытуемым нецензурных слов. Подобные эффекты негативного воздействия мотивации на восприятие являются проявлениями феномена психологической защиты. Другим более известным примером вклада мотивационно-потребностной сферы личности в предметное восприятие является тест чернильных пятен Германа Роршаха (H.Rorchach, 1884-1922).

Примеры влияния эмоционального состояния  человека на восприятия хорошо известны, и каждый сам без труда может вспомнить факт, когда в состоянии радости или печали мы можем не замечать того, что в обычном состоянии просто само бросается в глаза. То же касается характера влияния сниженного функционального состояния человека на эмоциональный тон восприятия окружающего нас мира, например: в состоянии сильной усталости все кажется нам тусклым, серым, а иногда даже раздражающим и враждебным.

Одним из важнейших свойств восприятия, выделяемым различными авторами и тесно связанным со всеми остальными, является его активный характер. Это свойство может быть коротко определено так: нормальное восприятие в принципе не может быть статичным. Особенно ярко оно проявляется как принципиальная изменчивость перцептивного образа при константной сенсорной стимуляции.

Вспомним  классические опыты В. Вундта с метрономом. Испытуемый внимательно слушает равномерный ритм метронома, стараясь его отслеживать, но через некоторое время простые ритмичные удары группируются в более сложный образ, и мы начинаем выделять в том же самом ряду казалось бы абсолютно одинаковых ощущений некоторую неравномерную ритмичную структуру, напоминающую какую-нибудь мелодию. Тот же самый эффект проявляется в зрении, когда нам приходится достаточно долгое время (например, ожидая чего-то) смотреть на равномерно текстурированную поверхность стены (например, кафельной). Практически сразу же, непроизвольно, без всякого намерения, одинаковые кафельные квадраты начинают объединяться в различные фигуры.

Классическая  демонстрация того, как из одной  и той же стимульной конфигурации возникают два различных перцептивный образа — куб Неккера. Швейцарский кристаллограф Л.А. Неккер предложил в 1832 г. рисунок плоскостной проекции прозрачного куба, на котором полностью отсутствует изображение перспективы, поскольку, во-первых, разницы в размерах его граней нет, а, во-вторых, все грани нарисованы сплошными линиями (рис. 5). В таких условиях изобразительной неопределенности данное изображение на плоскости соответствует двум вариантам проекции объемной фигуры, вследствие чего при рассматривании куба Неккера у наблюдателя поочередно и спонтанно возникает два соответствующих зрительных образа — куб в одной проекции и куб в другой проекции (рис. 6). Для того чтобы увидеть этот потрясающий феномен перцептивного «переворачивания», следует внимательно смотреть на рис. 5, не переводя взор 30 —60 с (иногда и больше). После этого вы можете вни- Рис. 5. Изображение куба мательно ознакомиться с рис. 6, на кото- Неккерадеть одну из двух объемных проекций и, таким образом, однозначно опредметить каждую из них. Для получения более наглядного феномена читатель может обратиться к демонстрации М. Ньюболда, который подготовил прекрасную анимацию, позволяющую видеть поочередно обе проекции куба Неккера (см. http://dogfeathers.com/java/necker.html).

Еще одно принципиальное проявление активного  характера нашего восприятия связано  с явлением перцептивной адаптации. По аналогии с описанной выше сенсорной адаптацией этот феномен проявляется в изменении содержания перцептивного образа во времени в условиях неизменной стимуляции. Обратимся в качестве примера к блестящим демонстрациям известного американского психолога Г.Уоллаха. Изучая особенности динамики образов восприятия во времени, он обнаружил интересный эффект, названный им насыщением при восприятии движения.

Представьте, что по экрану монитора1 в виде непрерывной ленты движутся вниз темные полосы, нарисованные под углом 45° (рис. 7). Как правило, вначале все испытуемые видят движение полос вниз. Через 30 — 40 с начинает казаться, что эти же полосы начинают двигаться вправо. Более того, без особого труда можно произвольно заставлять их двигаться то вниз, то вправо. И каждый раз меняющемуся образу соответствует

1 Естественно, что в середине 1930-х гг., когда Г. Уоллах проводил эти опыты, компьютерных мониторов еще не было, и наклонные полосы были нарисованы на непрерывной ленте, которая медленно перемещалась в плоскости экрана с помощью электромотора. Тем не менее в компьютерной демонстрации этого эффекта, подготовленной нами совместно с А. Е. Кремлевым, полосы движутся именно по экрану монитора. абсолютно неизменная стимуляция. Вторая демонстрация Г.Уоллаха еще больше убеждает нас в активном и даже творческом характере восприятия. Левая половина тех же наклонных полос окрашена в черный цвет, а правая — в красный. При движении ленты сверху вниз испытуемые вначале видят движение наполовину черных и наполовину красных полос. В процессе адаптации к движению возникает необычный феномен. По аналогии с предыдущим примером, через некоторое время испытуемые должны увидеть полосы, движущимися вправо. Однако тогда должна происходить смена цвета полос при переходе через середину полосы, что весьма искусственно и маловероятно. Поэтому восприятие движения полос вниз длится дольше обычного. Но перцептивная адаптация берет верх, и испытуемый все-таки начинает видеть движение полос вправо, но образ очень серьезно преобразуется сообразно с наличной ситуацией: черные полосы начинают двигаться вправо, но, достигнув центра, заходят за красное прозрачное стекло. Это реально несуществующее стекло творчески перцептивно «изобретается», т.е. оно появляется в пространстве нового образа. Такого рода перцептивные перестройки происходят сами по себе, непроизвольно, без всякого на то усилия испытуемого.

Информация о работе Восприятие. Общее определение восприятия