Возрастная динамика смысла любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание

Психология является сегодня одной из самой динамично развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела психологии невозможно без учета основных тенденций развития самой психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Системный анализ феномена "любви". 10
1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий. 10
1.2.Системный анализ определений и психологических теорий любви. 33
1.3. Культурно-исторический анализ представлений о любви. 5
2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21
2.1. Типы исследований любви в психологии. 21
2.2. Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви 38
Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви 61
3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар 61
3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви. 90
Заключение. 109
Список используемой литературы.. 114
Приложения.. 150

Работа состоит из  1 файл

ОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ.docx

— 205.66 Кб (Скачать документ)

вОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Барнаул 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Системный  анализ феномена "любви". 10

1.1. Место категории  "любовь" в системе психологических  категорий. 10

1.2.Системный анализ  определений и психологических  теорий любви. 33

1.3. Культурно-исторический  анализ представлений о любви. 5

2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21

2.1. Типы исследований  любви в психологии. 21

2.2. Разработка исследовательского  инструментария для изучения  смысла любви 38

Глава 3. Экспериментальное  исследование возрастной динамики смысла любви 61

3.1. Смысл любви  для старшеклассников, студентов  и молодых семейных пар 61

3.2. Основные закономерности  возрастной динамики смысла любви. 90

Заключение. 109

Список используемой литературы.. 114

Приложения.. 150

 
Введение

Актуальность исследований в области психологии любви в  контексте основных тенденций развития современной психологии.

Жизнь без любви  я считаю

греховным и безнравственным  состоянием

В. Ван Гог

Психология является сегодня одной из самой динамично  развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела  психологии невозможно без учета  основных тенденций развития самой  психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.

Гуманизация психологического знания, опора на категории личности и субъекта с неизбежностью потребовала синтеза основных категорий психологии. Категория "смысла", отражая единство интеллектуальных и аффективных процессов (Л.С. Выготский [81], c.54), подчеркнула, с одной стороны, невозможность изолированного изучения когнитивных процессов, с другой стороны, не разработанность психологии эмоциональных явлений в отечественной и зарубежной психологии. Ссылки на сложность, запутанность, неразработанность психологии эмоций - традиционны для ученых (В.К. Вилюнас [71,72,73], Э. Клапаред [167], У. Макдауголл [241], А.Ш. Тхостов [361,362], Л.Я. Гозман [90,91] и др.). "Психология аффективных процессов, - отмечает Э. Клапаред, - наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в следствиях" (Э. Клапаред [167], с.93). "Н.Н. Ланге в "Психологии" (1914) писал, что чувства занимают в психологической науке место Золушки: "нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер "ума и воли", и что любой самый незначительный аспект познавательных процессов лучше изучен, чем ключевые вопросы психологии чувств" (А.Ш. Тхостов, А.Г. Колымба [362], с.41). Таким образом, сама тенденция ввода в психологию понятий, отражающих целостность субъекта и целостность взаимодействия субъекта с миром, обуславливает необходимость психологического изучения эмоциональной сферы человека, намного менее изученной по сравнению с мышлением и другими когнитивными процессами.

Следующей тенденцией развития современной психологии в  России является синтез отечественных  и зарубежных психологических знаний. Если в отечественной науке психология любви, пола, гендерных отношений практически не изучалась, то на Западе эти разделы оказались более востребованы научной психологией. Перед психологией постсоветской стоит задача учета достижений зарубежной психологии в этих областях без слепого копирования, дословного цитирования и неадаптированного использования методов и выводов западной психологии. В русле этой тенденции психология любви ярко иллюстрирует необходимость синтеза, а не полной ассимиляции западной психологии.

Сближение психологии с практикой, рождение "живой" психологии, основанной на философии  практики (Ф.Е. Василюк [62], с. 195) – тенденция и задача развития психологии на рубеже веков. К психологии любви обращены запросы образовательной практики, психологических служб, рекламы, СМИ, медицины. В сфере образования, как среднего, так и высшего, остаются неразработанными курсы по психологии эмоций, любви, психологии семьи. В дошкольных учреждениях не реализуются программы гендерного воспитания детей. Но наиболее тяжело неразработанность данных спецкурсов сказывается на воспитанниках детских домой. Эмоциональная депривация в раннем детстве, недостаток любви приводит к тому, что дети из дома малютки, усыновленные впоследствии, являются менее эмоциональными, более холодными, у них труднее складываются отношения с окружающими, не слишком удачны собственные семьи, хуже отношения со своими детьми, чем у детей из полных семей (Л.Я. Гозман, Н.И. Ажгихина [90], с.62; К. Обуховский [266]). Велико значение психологии эмоций и чувств и в предупреждении преступного поведения (В.К. Вилюнас [72,73]). Рост преступности в нашей стране заставляет задуматься о мотивации девиантного поведения, проявляющейся в неадекватном эмоциональном отношении к действительности, амбивалентности чувств и требующей коррекции эмоциональной сферы преступника.

Психологические службы, занимающиеся оказанием помощи семьям, одиноким людям, нуждаются в практикоориентированных теориях любви, в технологиях работы в рамках психоконсультирования, психотерапии, психологического тренинга с проблемами в близких отношениях. В рекламе, СМИ, шоу-бизнесе все чаще ситуации семейного счастья, встречи влюбленных, признания в любви используются для создания имиджа определенных товаров, компаний. При этом реальных исследовательских данных в этой области нет. Медицинская практика нуждается в психосоматических исследованиях типичных заболеваний половой сферы (например, рак груди - частое заболевание у женщин Алтайского края). Важно понять, зависят ли эти заболевания от проблем в близких, в сексуальных отношениях, от восприятия собственной мужественности - женственности, и, если зависят, то как, что можно сделать для их профилактики и лечения? Дефицит любви может приводить и к другим соматическим заболеваниям (увеличивается опасность инфаркта, язвы желудка). Одинокие мужчины в возрасте 65 лет и старше в два раза чаще, чем их женатые сверстники, получают рак желудка, в десять раз чаще болеют туберкулезом, в семь раз - циррозом печени (Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. [90], с.61). Этиология и синдромы большинства психических заболеваний (аффективный психоз, психопатии, неврозы и др.) связаны с различными типами эмоциональных нарушений. Существуют так называемые "малые психопатологии": неадекватные эмоциональные реакции, мнительность, обидчивость, чрезмерно накаленные конфликты (Вилюнас В.К. [72,73]), при которых деформации в эмоциональной сфере личности являются ведущими.

Следующая тенденция  развития психологии – полипарадигмальность. Многообразие теорий, методов, категорий заставляет исследователя выбирать наиболее адекватные его методологическим взглядам, объекту и предмету исследования. Психология любви отличается отсутствием единого определения любви, общепризнанной научной теории любви. Концепции любви носят в основном описательный характер и отражают опыт автора как человека и / или терапевта. Исследования в области психологии любви малочисленны и скорее описывают формирование интереса к партнеру противоположного пола (классические эксперименты двухфакторной теории эмоций), различия симпатии и любви (тест З. Рубина), чем саму любовь. Психология любви отражает все плюсы и минусы полипарадигмальности психологии и предоставляет возможность решить проблему адекватности методологии, теории и метода, хотя бы в рамках одной конкретной области.

Популяризация и  связанная с ней фальсификация  психологических знаний – отличительная  черта конца ХХ - начала ХХI века. Книги на тему "Как удачно выйти замуж", "Измена и как ее избежать", "Как быть любимой", полные противоречивых советов, наводнили прилавки магазинов. Задача научной психологии заполнить тот вакуум в знаниях, который заполняется сейчас популярной псевдопсихологией. Выход на поверхность любовного андеграунда (проституция, порнография, гомосексуализм), индустриализация и плюрализация сексуальной культуры, разделение сексуальности и репродукции (с появлением контрацепции, генной инженерии) ставит перед психологией задачи осмысления феноменов "сексуальности" и "человеческой любви". При этом, "сексуальная активность, какой бы высокой она не была, не может заменить других форм самореализации. Главные трудности, с которыми будут сталкиваться люди в ХХI веке - не столько сексуальные, сколько коммуникативные - чувство одиночества, неудовлетворенная потребность в самораскрытии, любви, психологической интимности. В этом смысле психология любви - более интересный и перспективный сюжет, чем психология сексуальности" (Кон И.С. [178], с.37).

Итак, психология любви  является одним из разделов психологии, максимально полно отражающим основные тенденции ее развития. Исследования феномена любви способны ответить на многие запросы как теории психологии, так и психологической практики.

Объектом данного  исследования является смысл любви. В исследовании под любовью понимается чувство по отношению к объектам, имеющим устойчивое положительное  значение для удовлетворения базовых  потребностей человека. "Потребности  характеризуют не столько живое  существо само по себе, сколько его  отношения с миром" [146, с.15], природа  потребностей связана не с субъектом  и не с пространством его функционирования, а с их системной взаимосвязью [46, 352]. Смысл любви раскрывается через выделение значимых объектов и их соотнесение с контекстом удовлетворения потребностей (ситуациями взаимодействия с объектами).

Предметом экспериментального исследования является возрастная динамика смысла любви. В работе представлен  анализ представлений старшеклассников, студентов и молодых супружеских  пар о любви. Цель данного исследования - определить основные тенденции и  закономерности возрастной динамики смысла любви.

Для достижения цели в ходе исследования предполагается решить ряд задач:

проанализировать  место категории "любовь" в  системе категорий современной  психологии;

осуществить системный  анализ основных психологических теорий любви;

выявить специфику  представлений о любви в различные  культурно-исторические эпохи;

выделить типы исследований в области психологии любви;

разработать и обосновать методику экспериментального изучения смысла любви;

провести психосемантическое исследование представлений старшеклассников, студентов и молодых супружеских пар о любви;

выполнить сравнительный  анализ смыслов любви для различных  возрастных групп.

В ходе исследования будут проверены следующие гипотезы:

в ходе культурно-исторического  развития происходило расширение смысла любви за счет соединения с любовью  новых потребностей и семантического конструирования новых объектов любви;

существует преемственность  смысла любви на разных возрастных этапах;

смысл любви различается  для мужчин и для женщин и является гендерно специфичным психологическим образованием;

оценки ментальностью  гендерных ролей более стереотипны, чем оценки ситуаций, последние отражают опыт реального взаимодействия с противоположным полом;

Организационным методом  исследования является метод возрастных срезов, позволяющий сопоставить  представления о любви различных  возрастных групп. Основными эмпирическими  методами исследования, используемыми  в работе, являются психосемантический дифференциал, анкетный опрос, тест (модификация методики предельных смыслов). Методы обработки данных включали в себя качественные (контент - анализ) и количественные методы (корреляционный, факторный, регрессионный анализ). Интерпретация данных производилось в русле структурного метода: выделялись виды любви, значимые гендерные образы, типы ситуаций, связанных с любовью, соотнесение образов и ситуаций позволило описать смыслы любви. Вторым интерпретационным методом, позволившим описать связь отдельных этапов в развитии представлений о любви, являлся генетический метод.

Таким образом, в  ходе исследования предполагается теоретически и экспериментально определить семантические  границы категории "любовь". Теоретический  анализ позволит определить место понятия "любовь" в системе психологических  понятий, раскрыть культурно-историческую взаимосвязь любви с определенными  потребностями и гендерными образами, раскрыть, какие потребности образуют смысл любви, с точки зрения представителей различных психологических школ. Экспериментальное исследование позволит эмпирически выявить смыслы любви, актуальные в разных возрастных группах, и описать основные тенденции и закономерности возрастной трансформации смыслов любви. Данные смыслы, отражая актуальные потребности, реализуемые в любви, позволяет эффективно разрабатывать курсы по психологии любви для разных возрастных групп, грамотно оказывать психологическую помощь, разрабатывать рекламные и брендовые компании. В рамках данной работы на основе экспериментального изучения представлений школьников о любви был разработан курс по психологии любви для старшеклассников.

 
Глава 1. Системный анализ феномена "любви" 

 

1.1. Место категории  "любовь" в системе психологических  категорий

Любовь - это все, и она воздействует на все, и о  ней можно говорить все, ей можно  и все приписывать.

Джордано Бруно

Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова [318], с.338). Частотные словари современного языка свидетельствуют о том, что "любовь" одно из самых часто употребляемых слов (Л.Я. Гозман [91], с.111). Несмотря на это на сегодняшний день не существует ни общепризнанного научного определения любви, ни концепции любви, теоретически обоснованной и экспериментально верифицируемой. Во многом причиной неразработанности данной проблематики является попытка изучать любовь как эпифеномен, изолированно от других психических явлений. Системный подход, реализуемый в данном исследовании, предполагает системное рассмотрение любви как психологического феномена: выделение метасистем, в которые входит любовь, понимание самой любви как системы, а также выявление оснований для выделения метасистем и системы. Существование любой системы объективно обусловлено теми функциями, которые она выполняет, определить основания выделения системы - значит определить ее функции.

Среди всего многообразия психических явлений в психологии принято выделять эмоциональные  явления (или эмоции в широком  смысле) как форму отражения (значения объекта для субъекта), а также  как форму активного отношения  человека к миру (Я. Рейковский [300]). "Эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой - собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается" (В.К. Вилюнас [73], с.43).

История изучения эмоциональных  явлений на начальном этапе была связана с исследованием наиболее очевидных фактов, относящихся к  эмоциональной сфере индивида. Так  изначально предметом внимания психологов стали осознанные, сильные эмоциональные  переживания. Как правило, это были отрицательные эмоции, связанные  с избеганием. Был описан рефлекторный эффект эмоциональных переживаний  и физиологические реакции, с  ними связанные. Кроме физиологических  изменений, легко заметными и  доступными для регистрации и  наблюдения оказались поведенческие  реакции (примитивные, значительной интенсивности  и длительности). Такие реакции  противоречили социальным обязанностям людей и были чужды логике и  рациональности (Р.У. Липер [226]), что заставило считать эмоции вредными для человека и общества. Постепенно представления об эмоциональных явлениях усложняются: вводится бессознательный компонент эмоций (З. Фрейд [375]), выделяются конструктивные эмоциональные факторы (К.Г. Юнг [424], А. Адлер [4], Г.С. Салливан [387], Э. Фромм [377, 378, 394], К. Роджерс [305], А.Г. Маслоу [246], Г.А. Меррей [73]); проблематика эмоциональных явлений связывается с проблематикой мотивации (К. Левин [213], А.Н. Леонтьев [218,219], С.Л. Рубинштейн [319,320], В.К. Вилюнас [70,71,72,73,74]), рассматриваются приобретенные и врожденные детерминанты эмоциональных переживаний.

Информация о работе Возрастная динамика смысла любви