Возрастная динамика смысла любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание

Психология является сегодня одной из самой динамично развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела психологии невозможно без учета основных тенденций развития самой психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Системный анализ феномена "любви". 10
1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий. 10
1.2.Системный анализ определений и психологических теорий любви. 33
1.3. Культурно-исторический анализ представлений о любви. 5
2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21
2.1. Типы исследований любви в психологии. 21
2.2. Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви 38
Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви 61
3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар 61
3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви. 90
Заключение. 109
Список используемой литературы.. 114
Приложения.. 150

Работа состоит из  1 файл

ОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ.docx

— 205.66 Кб (Скачать документ)

М.С. Яницкий в своей работе "Ценностные ориентации личности как динамическая система" [430] выделил типы индивидуальной иерархии ценностных ориентаций и соотнес их с личностными особенностями студентов, вошедших в эти группы. Методом кластерного анализа испытуемые были разделены на три типа. Рассмотрим лишь особенности третьего типа, в который вошли люди, наиболее значимыми ценностями которых являются ценности развития, творчества, свободы, любви и дружбы. К числу отвергаемых ими ценностей относятся материально обеспеченная жизнь, общественное признание и развлечения. В групповой иерархии инструментальных ценностей доминирует ответственность [430, c.107]. По тесту смысложизненных ориентаций испытуемые этой группы демонстрировали более высокие, по сравнению с двумя другими типами, показатели различных аспектов осмысленности жизни, при этом они в большей степени склонны жить настоящим, воспринимать процесс своей жизни, как наполненный смыслом, интересный и эмоционально насыщенный. По результатам самоактуализационного теста Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской ценностные ориентации студентов третьего типа в наибольшей степени соответствуют ценностям, присущим самоактуализирующейся личности. В отличие от остальных, им свойственна естественность, раскованность, способность спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, положительное представление о людях в целом, а также стремление к приобретению знаний и творческая активность [430, c.109]. По тесту уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голицыной и А.М. Эткинда третий тип в целом характеризовался наибольшим принятием на себя ответственности за собственные достижения и неудачи, деловые и межличностные отношения [430, c.109]. По тесту Р. Кеттела этому типу свойственна опора на собственные ценности, независимость суждений, низкая конформность, некоторая отчужденность. Ориентация на свой внутренний мир, высокий творческий потенциал и развитое воображение [430, c.112]. Таким образом, третий тип с высокой значимостью ценностей развития, творчества, любви, свободы был определен М.С. Яницким как "самоактуализирующийся".

С.С. Бубнова [54], опросив 620 человек в возрасте 14-45 лет, выделила и сформулировала 11 основных ценностей, в эти ценности объективно вошла и любовь. И.А. Джидарьян, изучая представления о счастье, пришел к выводу, что большинство респондентов связывают счастье со счастливой семейной жизнью и любовью [108]. Никитин В.Н. [263, c.97-99] приводит данные опроса представителей трех стран (ФРГ, ГДР, Австралия, Фиджи) разных возрастов. В ходе опроса их просили проранжировать 20 опасений по значимости и опасности для себя. Интересно, что в список этих опасений наряду с раком, землетрясением, зависимостью от наркотиков, собственной смерть и смертью родителей вошло такое опасение, как "не быть любимым", которое заняло в этом списке 13-14 место по своей значимости для респондентов.

В работе Н.П. Ильченко с соавторами [151, c.228-229] рассматривались  мотивы вступления в половую жизнь  юношей и девушек. Результаты опроса выявили значительные различия в  мотивах девушек и юношей. У  юношей основным мотивом является сильное  сексуальное влечение. Затем в  значительно меньшем числе случаев  упоминаются приобретение опыта, развлечение, самоутверждение. У девушек основным мотивом является любовь. Например, при опросе американцев любовь к  партнеру в качестве причин для первого  сношения назвали 48% женщин и только 25% мужчин (Laumann et al., 1994). Реже называются стремление удержать партнера, сильное половое влечение и любопытство. Девушки преувеличивают у юношей значимость мотива любопытства и недооценивают мотив "сильное сексуальное влечение", так как сами этого не переживают. Как юноши, так и девушки недооценивают друг у друга значимость мотива "любовь" [151, c.228-229].

Во вторую группу исследований любви, изучающих ее наряду с другими психологическими феноменами, вошел ряд психосемантических исследований. Это исследования Е.С. Шильштейна [405, 406], в которых для исследования образа Я респондентов, были составлены две семантические матрицы: роли по Дж. Келли - конструкты и цвета-конструкты. Конструкты включали в себя свободные конструкты, задаваемые самими респондентами (например, ведущая ценность, качество, которого мне не хватает в других людях, и другие) и заданные исследователем конструкты (Любовь, Здоровье, Красота, Ум, Счастье, Сексуальность, Идеализация, Симпатия, Уважение). Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д. при исследовании интрапсихических моделей межличностного взаимодействия [158] выявили, что респонденты хотели бы в отношениях:

чувствовать себя любимыми и близкими другим людям (первый главный  фактор);

чувствовать взаимоуважение и доверие;

ощущать независимость  и уверенность в себе;

удовлетворять потребность  в контроле и дистанцировании.

Категория "быть любимым" использовалась в тесте  наряду с такими категориями, как "уважать  других", "быть независимым", "доверять себе" (всего 22 категории), и оказалась  наиболее значимой для респондентов: вошла в первый фактор с максимальным весом.

Наконец, исследования любви второй группы включают в себя исследования, основным методом которых  был клинический, психиатрический  метод [212] - наблюдение за пациентом  в ходе психотерапии или психиатрического лечения. На основе такого наблюдения создано большинство психоаналитических, гештальт- и гуманистических концепций любви. Данные о любви, полученные этим методом, не отрывают любовь от других психологических феноменов клиента/ пациента, рассматривают ее в контексте его жизни в целом, высвечивают паттерны взаимодействия с людьми, реализуемые в близких отношениях. Однако интерпретация полученной от клиента феноменологии зависит от теоретических взглядов терапевта/ психиатра, вписывается в его психологическую концепцию и редко остается объективной. К тому же, такие интерпретации любви носят очевидный клинический характер: высвечивается скорее патология любви, чем ее норма.

В третью группу психологических  исследований любви входят работы в  области гендерной психологии, психологии семьи, психологии общения, медицинской психологии, зоопсихологии, психологии эмоций, напрямую не исследующие категорию "любовь", но предоставляющие важные данные для понимания отношений между мужчиной и женщиной.

Зоопсихологические  исследования (К. Лоренц [232], О. Вейнингер [66], В.Р. Дольник [113], Д. Дьюсбери [120], Р. Шовен [415], М.А. Дерягина, М.Л. Бутовская [106], Я. Дембовский [104], Г. и К. Деккерт [103], Р. Хайнд [380], О. Меннинг [251], Е.Н. Панов [275], С. Керригер [166], И.Ф. Заянчковский [136], Б.П. Мантейфель [245]) рассматривают явления моногамности/ полигамности у различных видов животных, в том числе у приматов, как наиболее близких к человеку. Интересной является гипотеза В.А. Геодакяна [89] о том, что "обладая более широким каналом связи с потомством, особи мужского пола стремятся полнее использовать свои потенциальные возможности и оставить больше потомства, поэтому они проявляют большую склонность к полигамным тенденциям. А женские особи, обладая узким каналом связи, больше тяготеют к моногамным тенденциям, обеспечивающим уход за потомством" [89, c.66].В.Р. Дольник [113] в книге "Непослушное дитя биосферы" показывает, как трансформировались стадии и ритуалы ухаживания, программы выбора партнера, присущие животным, у человека (например, что общего между ритуальным кормлением самки самцом и походом в ресторан). Кроме того, зоопсихологические исследования сравнивают стратегии ухода за потомством у разных видов животных, анализируют, как сексуальное поведение связано с поведением доминирования. Исследования в области зоопсихологии основаны на методе наблюдения (реже эксперимента).

Работы в области  психологии общения раскрывают особенности  восприятии и понимания человека человеком (А.А. Бодалев [44,45], Г.М. Андреева [13]), ставят проблему одиночества человека (Ю.М. Швалб, О.В. Данчева [404]), анализирует процессы категоризации и стереотипизации (Э. Аронсон [22], Г. Келли [162]), феномены аттракции и симпатии (Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. [90,91]). Социальными психологами разработан ряд авторских методик диагностики значимых отношений. Методика Н.А. Ананьевой [12] предлагает испытуемым выделить по пять качеств у каждой из семи позиций: наиболее привлекательный человек, наименее привлекательный человек, человек средний, стандартный, свои собственные положительные качества, собственные отрицательные качества, качества, которые я желаю приобрести, качества, от которых необходимо избавится. Анализ соотношения этих качеств позволил выделить основные стратегии построения отношений: идентичность, комплиментарность, самопрезентация, несовместимость, модификация (самоконтроль негативных качеств), соревнование, зависимость, консервация. Уникальная методика диагностики удовлетворенности в значимых отношениях разработана А.А. Кроник и Е.А. Кроник [199]. Авторы также разработали варианты оценок близости людей: шкалы "Кто из них ближе мне? ", "К кому из них ближе Я?", "В общении с кем сильнее чувство Мы?" [198]. Другая методика, разработанная А.А. Кроник и Е.А. Кроник [198], предлагает респонденту вспомнить 15 важных событий своей жизни, написать соучастников этих событий, написать людей, которые не были упомянуты, но играют важную роль в жизни, проранжировать людей по значимости, нарисовать круги отношений с каждым значимым человеком, выделив свои качества, качества значимого другого и общие качества (на пересечении кругов).

Другим методом  социально-психологического исследования близких отношений является контент-анализ. Так, анализ самопредъявления одиноких людей в тексте газетных объявлений (Кошелева Ю.П. [194]) показал, что в непродуктивных объявлениях чаще указываются сведения о детях (количество, возраст). В продуктивных объявлениях люди более уверенно представляют свою жизненную позицию, чаще указывают цель знакомства и конкретные качества партнера, сообщают о своих материальных, жилищных условиях и уровне образования.

Исследования в  области медицинской психологии позволяют оценить частоту встречаемости  заболеваний у одиноких и семейных людей. Так при дефиците любви  люди чаще болеют, увеличивается риск инфаркта, нервных, психических расстройств. Одинокие мужчины в возрасте 65 лет  и старше в два раза чаще болеют раком желудка, в десять раз чаще туберкулезом, в семь раз чаще циррозом печени, чем их женатые сверстники (Л.Я. Гозман, Н.И. Ажгихина [90]). Продолжительность жизни семейных людей во всем мире дольше, чем одиноких (В.В. Фролькис [376]).

Любовь является основным мотивом вступления в брак современной молодежи (В.М. Розин [315]). Об этом свидетельствует и кризис современной семьи, от которой сегодня  ждут именно удовлетворения эмоциональных, психологических потребностей и  которая все чаще распадается  в результате их фрустрации. В России 600-650 тысяч супружеских пар продолжают расходиться каждый год (а это 2% всех супружеских пар в нашей стране), 20% супругов считают свой брак несчастным и неудачным (при этом распадается  лишь одна из десяти несчастных пар, а  остальные так и продолжают жить вместе). В нормальных семьях - там, где  у жены и у мужа, у детей и  родителей хорошие отношения - живет  сейчас примерно треть взрослого  населения нашей страны-25-30 миллионов (причем возможно, что большинство  таких семей молодые, те, в которых  отношения еще не успели испортиться). Две трети-50-60 миллионов! - живут или  в полуудачных, или в неудачных, или в неполных семьях, или совсем без семьи. Каждый 4-5 взрослый человек - одинок. В России насчитывается 5-6 миллионов материнских семей (каждая 7-8 семья) (Ю. Рюриков [326], с.16-17). Психология семьи рассматривает различные аспекты полоролевого взаимодействия в семье (Ю.Е. Алешина, Н.Ю. Борисов [8]), стадии развития семьи, этимологию и феноменологию семейных конфликтов (Л.В. Шнейдер [414], Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис [422]). Без учета этих работ невозможен анализ феноменов сохранения/ исчезновения любви в семейной паре, анализ представлений о любви в этот период.

Представления о  будущем супруге формируются  довольно рано. И.Г. Станиславская и  М.В. Захаров [151] выявили их наличие  уже у 10-летних девочек, которые считали, что муж должен быть добрым, внимательным, общительным и умным. При этом две трети опрошенных оценивали  и моделировали будущего супруга  или партнера более похожим на близких друзей, чем на отца. Естественно, что представления об идеальном  супруге влияют на выбор партнера и построение отношений с любимым  человеком. В.Е. Каган (1987) исследовал образ  идеальной жены и идеального мужа у учащихся средних и старших  классов. На первом месте в этих образах  стоит любовь к супругу, далее  любовь к детям и забота о семье [151]. По данным О.В. Шишкиной (1998) супруги  ожидают друг от друга проявлений качеств, присущих, в основном, своему полу [151].

Исследования в  области психологии семьи посвящены  не только изучению образов-идеалов, но и выявлению проблем и конфликтов в построении близких отношений. По данным анкеты брачных интенций (Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. [55]) женщины, испытывающие затруднения при вступлении в брак, в первую очередь ожидают от брака: опоры в трудную минуту, избавления от одиночества, счастья материнства, интимной жизни и налаженного быта. Первые две интенции напрямую связаны с решением собственных психологических проблем. Исследование В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой [214] показало, что, чтобы избежать конфликтов в семье, оценка супругом партнера должна быть выше его самооценки и предъявляемых ему ожиданий. Интересное исследование провел В.Е. Семенов [151]. Проанализировав литературные произведения о любви и браке, он показал, что видение автором семьи зависит от его пола. Авторы-мужчины воссоздают в своих произведениях стереотипный образ мужа как яркой, оригинальной, творческой личности, а жены - как скромной, заботливой подруги, не блещущей способностями. Жена не способна разделить высокие интересы и занятия мужа, если же живет его интересами, то в роли помощницы, секретаря. В cвою очередь женщины - писательницы создали эмансипированный образ жены, более яркой и творческой, чем ее заурядный, самоуспокоенный муж. Брак в их описании обычно не удачен и кончается разводом [151, с.254-256].

В гендерной психологии объектом исследований, как правило, выступают, гендерные авто и гетеростереотипы (представления о своем и противоположном поле). Классическим экспериментом в гендерной психологии является эксперимент с младенцами. Женщин, не знакомых с полом ребенка, просили посидеть с ним какое-то время. Миловидных младенцев участницы эксперимента обычно считали девочками и описывали их как "хорошеньких и красивеньких". Менее миловидных младенцев считали мальчиками и характеризовали их как настороженных, уверенных и сильных [40, 151]. Если плакал мальчик, женщины, участвовавшие в эксперименте, считали, что он гневается. Если плакала девочка, то считалось, что она испугана (Ю.Е. Алешина [9]).

Эксперименты Мартина  и Халверсона (Martin, Halverson, 1981) показали, что в детстве мы в первую очередь делим людей на мужчин и женщин [40]. Гросс и Маркус [40] в экспериментальном исследовании показали, что люди всегда помнят мужчина или женщина был встреченный ими человек (Gross&Markus, 1993). Таким образом, гендер является универсальной категорий социального взаимодействия. Стереотипный образ мужчины включает такие характеристики, как сильный, независимый, активный, агрессивный, рациональный, ориентированный на достижения, инструментальный. Стереотипное представление о женщине наделяет ее такими качествами, как слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентирующаяся на других, экспрессивная (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович [9]). Если женщина проявляет тягу к достижениям, отмечает Г.В. Турецкая [360], то ей приходится разрываться между стремлением сделать карьеру и привязанностью к противоположному полу. Исследование деловых женщин показало наличие у них страха успеха: 48,48% успешных женщин связали профессиональный рост с тревогой за сохранение семьи, 66,7% ощущают недостаток своей женственности, большинство из опрошенных недооценивают свои достижения.

Информация о работе Возрастная динамика смысла любви