Возрастная динамика смысла любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание

Психология является сегодня одной из самой динамично развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела психологии невозможно без учета основных тенденций развития самой психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Системный анализ феномена "любви". 10
1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий. 10
1.2.Системный анализ определений и психологических теорий любви. 33
1.3. Культурно-исторический анализ представлений о любви. 5
2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21
2.1. Типы исследований любви в психологии. 21
2.2. Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви 38
Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви 61
3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар 61
3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви. 90
Заключение. 109
Список используемой литературы.. 114
Приложения.. 150

Работа состоит из  1 файл

ОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ.docx

— 205.66 Кб (Скачать документ)

Исторически в психологической  науке складывается несколько подходов к изучению эмоциональных явлений, по-разному определяющих их природу  и функции.

Эмоциональные явления  рассматриваются как факт сознания, интроспективный подход:

В. Вундт [80, 73, 300, 320] в работе "Психология душевных явлений" отмечает, что непосредственный опыт состоит из двух факторов: объективное  содержание опыта и испытывающий субъект. Соответственно существует 2 рода психических элементов: ощущения и простые чувства. Их общие определения - это качество и интенсивность. Ощущения диспаратны: распадаются на различные системы по модальностям, чувства образуют связное многообразие. Три основных измерения задают пространство чувств: возбуждение - успокоение, разрешение-напряжение, неудовольствие-удовольствие. Американский психолог Титченер [300] выделял всего 2 вида чувств: удовольствие и неудовольствие, чувствование есть сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия-неудовольствия. Титченер выделял также такие группы эмоциональных явлений как собственно эмоции (радость, влечение, забота, ненависть), настроения (веселость, довольство, беспокойство) и сложные чувства (интеллектуальные, этические, религиозные). Немецкий ученый Циген [300] рассматривал чувство как свойство ощущения. Ощущение имеет три измерения: качество, интенсивность и чувственный тон (удовольствие-неудовольствие). Чувства и аффекты есть чувственный тон сложных представлений.

Эмоциональные явления  считаются специфическим видом  физиологических процессов, односторонние  теории эмоций:

Согласно периферической теории (1884, 1896г) Джемса - Ланге [107, 73, 300, 82], в основе эмоций лежат телесные функции: расширение кровеносных сосудов, тонус мышц, частота сердцебиений - восприятие человеком собственных физиологических реакций приводит к возникновению эмоции. Полемизируя с Джемсом и Ланге, У. Кеннон [73, 225,300] экспериментально показал, что перерезка нервных связей между мозгом и корой не препятствует возникновению эмоций, одни и те же телесные изменения соответствуют разным эмоциям, внутренние органы не являются достаточно чувствительными и изменения в них происходят медленно. Формулируя свою теорию эмоций, Кеннон и Бард (1927, 1934) определили эмоции как восприятие корой определенного таламического процесса. В ряде других теорий эмоциональные явления также получили одностороннюю трактовку как субъективный коррелят нервной энергии или активации нервных центров (Линдсей 1960, Pieron 1928, Prince 1928, Arnold 1967), как сложная активность структур, составляющих висцеральный или лимбический мозг (Гельгорн, Луфборроу, 1966, Papez 1937), как восприятие химического состава крови (Grey 1935).Т. Мейнерт и А. Бен связывали эмоцию удовольствия с накоплением в мозговой ткани нужных для нее веществ - с ассимиляцией, Л. Дюмон и Э. Циглер, напротив, считали, что удовольствие есть результат диссимиляции - беспрепятственного течения импульсов из мозговых центров. Объединив эти два подхода, Леман определил удовольствие как доминирование ассимиляции над диссимиляцией (A\D>1) (Н.Н. Ланге [212]). И.П. Павлов [169] связывал возникновение эмоций и чувств с образованием установок и переделкой временных связей. При благоприятных внешних и внутренних условиях легкость образования временных связей и отношений обуславливает возникновение положительных эмоций. Внешние трудности (сила раздражителя, характер их смены) и неблагоприятные внутренние условия (соматические и нервные заболевания, истощенность нервной системы в результате перенапряжения или усталости) приводит к трудностям в образовании временных связей и отрицательным эмоциям. У. Уотсон [300] определяет эмоцию как специфический вид реакции, проявляющийся в трех основных формах: страх, ярость, любовь. Эмоции, прежде всего, связаны с реакциями внутренних органов (висцеральные, секреторные факторы). В процессе научения увеличивается число факторов, вызывающих данные реакции, и формируются новые реакции.

Упраздняющие теории эмоций [73]:

Мэйер, показывая ограниченность односторонних теорий, отмечал, что физиологические сдвиги образуют непрерывный континуум, не существует возможности определить на нем точку, соответствующую эмоциям, а, следовательно, термин эмоции не нужен в научном словаре.

Иное, нежели в физиологических  теориях эмоциональных явлений, решение проблемы соотношения физиологического и собственно психологического предлагают ученые, рассматривающие эмоции с  позиции параллелизма и эпифеноменализма.

Психология эмоций в рамках позиции параллелизма [73]:

Б. Спиноза в работе "О происхождении и природе  аффектов" [347] полагает, что физиологические  процессы протекают параллельно  с психологическими. Он выделяет два состояния души человека: удовольствие - пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству, и неудовольствие - через которое душа переходит к меньшему совершенству. Любовь, по мнению Спинозы, есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.

Эмоциональные явления  с позиций эпифеноменализма [73]:

Эмоции - есть эпифеномен, надстроенный над физиологическими процессами. Эмоциональные явления  обусловлены инстинктами.

"Аварийные"  теории [73]:

По мнению авторов  данных теорий, критериями эмоциональных  поведенческих реакций служат экстремальность, конфликтность ситуаций, исключающие  возможность обычного адекватного  поведения. Карр (1928), Хоудж (1935) ссылаются на возникновение эмоций в ситуациях, вызывающих у человека затруднения, как на хорошо известный факт, подтверждая это примерами. Ховард приводит данные эксперимента, в котором эмоциональное состояние испытуемых в конфликтной ситуации констатировалось на основе наблюдения и интроспективного отчета, Дарроу (1935) верифицирует возникновение эмоций в таких ситуациях по изменениям кровяного давления, Вудвортс классифицирует эмоции на основе поведенческих реакций. Согласно Р.С. Лазарусу, эмоциональные явления возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивного процесса производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой - невозможности ее избежать [70]. Рядом авторов (Ж.П. Сартр, П.Т. Ми, С.Х. Бартли) специфика эмоциональных явлений видится в том, что они является результатом недостатка средств для адекватной адаптации [226].

Эмоции как качества целого:

В гештальт - психологии эмоциональные явления рассматриваются как "комплекс качества переживаемого общего целого, глобальной целостности опыта" (Ф. Крюгер [201], с.113). Качествами общего целого опыта являются различные виды удовольствия-неудовольствия, возбуждения, напряжения, расслабления. Особенностями эмоциональных явлений являются их универсальность (любое событие психической жизни, рассматриваемое как целое, обладает этим особым качеством), богатство (комплекс качеств всегда больше, чем число качеств, которыми обладают неразложимые составляющие опыта), изменчивость (новые элементы меняют целое).

Эмоции рассматриваются  как регулятор деятельности:

По мнению Титченера, эмоции раскрывают значение раздражения для субъекта. Н. Грот в своей работе "Психология чувствований" [96] определяет чувствования как состояния сознания, которые вытекают из субъективной оценки ощущений и вызывают субъективную деятельность - стремления и объективную деятельность - движения. Н. Грот считал, что любая психическая деятельность включает 4 момента: ощущение, чувствование (удовольствие-неудовольствие), стремление и движение. Все многообразие чувств задается отношением работы ткани организма (траты) к ее энергии (накопление). Возможно положительное удовольствие (соответствие траты вещества предшествующему накоплению), отрицательное удовольствие (соответствие накопления вещества предшествующей трате), положительное страдание (избыток траты) и отрицательное страдание (избыток накопления по сравнению с тратами).Р.У. Липер [226] разделил все мотивы деятельности на физиологические и эмоциональные. Эмоциональные мотивы наиболее важны, меняются при научении, позволяют реагировать на легкие и слабые внешние стимулы или на отсутствие необходимой стимуляции. В гормической психологии У. Макдауголла [241] инстинкты представляют собой единство трех звеньев: 1. предрасположенности к восприятию некоторых раздражителей 2. эмоции 3. предрасположенности к определенным действиям. Побуждающая сила инстинкта, запускающая определенную деятельность, заключена в среднем звене, в эмоции. Отдельному инстинкту соответствует специфическая эмоция (инстинкт бегства - эмоция страха). Вторичные эмоции есть одновременное проявление нескольких эмоций. Производные эмоции (надежда, беспокойство, радость) зависят от специфических представлений и возникают при активации любого инстинкта. В психоанализе [375] эмоции и влечения регулируют деятельность человека. "Оно", бессознательное - источник эмоций и влечений, в основе "Оно" лежат биологические функции.

Эмоции как форма  отражающей и регулирующей функции  мозга:

В отечественной  психологии сложилось понимание  эмоций как специфической формы  отражения (объективный аспект) и  отношения человека к миру (субъективный аспект). Эмоциональные явления рассматриваются  при этом, как психологические (а  не физиологические) состояния, обеспечивающие регуляцию деятельности за счет презентации  субъекту мотивов его деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву [218,219], эмоции раскрывают смысл объекта и ситуации для  субъекта и отражают отношение между  мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна [319,320], чувства характеризуют  удовлетворение-неудовлетворение потребности  и саму эту потребность, раскрывают взаимосвязь событий с потребностями  и деятельностью субъекта. П.К. Анохин отмечает, что эмоциональные явления  являются отражением полезности или  вредности воздействия: "эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию  человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию... всех функций организма, эмоции сами по себе, и в первую очередь, могут  быть абсолютным сигналом полезности или вредности воздействия" (П.К. Анохин [15], с.173).

Информационные  теории эмоций:

В информационной теории эмоций П.В. Симонова [336,337], эмоция определяется как функция, характеризуемая силой  и качеством актуальной потребности  и вероятностью ее удовлетворения: Э= f [П (Ин-Ис)].Я. Рейковский [300], опираясь на кибернетическую концепцию Эшби, рассматривает человеческое существо как множество состояний Е, заключенных в пределах n. Процессы D, происходящие внутри и вне организма, являются необходимым условием сохранения E в пределах n, однако, они предполагают такое разнообразие, которое может привести к выходу за пределы n. Поэтому существует k - регулятор разнообразия (психическая деятельность у высших организмов), который препятствует выходу за пределы n. Эмоции выделяют среди всех изменений в источнике воздействий существенные и осуществляют мобилизацию организма. Эмоциональный процесс включает три компонента: 1. эмоциональное возбуждение - мобилизация организма, определяющая стенической или астенической будет эмоция 2. значение эмоциогенного события для субъекта - определяет знак эмоции 3. качественные особенности события - определяют качество эмоции.

Обобщая различные  подходы к пониманию эмоциональных  явлений, возможно выделить следующие их функции:

оценка: эмоциональные  явления позволяют субъекту определить потребностную значимость происходящего (В.К. Вилюнас [71], Д.А. Леонтьев [223]), раскрывают значение отражаемого для субъекта: "связь событий с мотивами, их личностный смысл непосредственно сигнализируется возникающими у него (субъекта) эмоциональными переживаниями" (А.Н. Леонтьев [219], с.167).

Побуждение: важная роль эмоций в мотивации поведения  является общепризнанным научным постулатом, однако соотношение эмоций и мотивов  получило в психологии неоднозначную  интерпретацию: 1. эмоции и мотивация  по сути одно и тоже (В. Вунд [80], Н. Грот [96]) 2. "эмоции неизбежно включают в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно" (С.Л. Рубинштейн [320], с.154), эмоции есть итоговая форма существования мотивации 3. "сами эмоции не являются мотивами, но выполняют важную мотивирующую функцию", отражая отношение мотивов к деятельности, отвечающей этим мотивам (Д.А. Леонтьев [223], с.166) 4. эмоции - одна из разновидностей мотивации, наряду с физиологической (Р.У. Липер [226]).

Регуляция деятельности: с функциональной точки зрения выделяют ведущие эмоциональные переживания, которые предшествуют деятельности, побуждают ее, отвечают за ее общую  направленность. Эти переживания  окрашивают в образе среды сами предметы потребностей, превращая их в мотивы деятельности (В.К. Вилюнас [73], с.101; Р.У. Липер [226]). Эмоциональные явления осуществляют функцию переключения, выбора между мотивами, определяя, какая именно деятельность будет реализована (П.В. Симонов [335]).

Вторую группу эмоциональных  явлений составляют производные  эмоциональные переживания, которые  возникают при наличии ведущего побуждения, т.е. в процессе деятельности. Они отражают отношение субъекта к ситуациям, благоприятствующим или  затрудняющим деятельность (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся  или возможным ситуациям. Производные  эмоциональные переживания сигнализируют  о недостатке адаптационных возможностей (Фресс), о соответствии или несоответствии намерений и результата деятельности (П.К. Анохин [15]), об избытке или дефиците информации (П.В. Симонов [335, 336]), позволяя субъекту корректировать свою деятельность.

Эмоциональным явлениям часто приписывается и дезорганизующая роль в процессе деятельности (Ж.П. Сартр [328], Э. Клапаред [167]). Однако, по мнению В.К. Вилюнаса, речь скорее должна идти не о дезорганизации, а об организации иной деятельности, по каким либо причинам оказавшейся более связанной с потребностями субъекта в данный момент (В.К. Вилюнас [71]).

Координация: эмоциональные  явления позволяют сосредоточить  все процессы на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску (В.К. Вилюнас [71]). Эмоции тесно связаны с процессами эндокринной и нейрогуморальной регуляции, телесными изменениями в организме (мышечный тонус), с работой центров вегетативной и центральной нервной системы: периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория (Кеннона - Барда, лимбическая теория (Гельмгорн, Луфборроу), активационная теория Д. Б, Линдсей (Д.Б. Линдсей [225]), У. Джемс [107], В.К. Вилюнас [70, 71, 73]). Эмоции отражают и представляют на уровне сознания потребности индивида и обеспечивают координацию всех процессов (психических и физиологических) в организме для удовлетворения актуальной потребности, связывая познавательную и волевую сферу личности (А.Н. Леонтьев [219], В.К. Вилюнас [70, 71, 73], Г.Х. Шингаров [407]).

Влияние на сохранение опыта субъектом: эмоции закрепляют адаптивные, полезные действия, реакции, подкрепляя их, и тормозят закрепление  и осуществление вредных, неадаптивных действий (П.К. Анохин [15], П.В. Симонов [337]), эмоциональные реакции играют важную роль в следообразовании (А.Н. Леонтьев [218,219]): эмоционально окрашенный опыт лучше запоминается, с большей вероятностью воспроизводится, дольше сохраняется в памяти (В.И. Мясищев [259]). Эмоциональным явлениям присуща способность оставлять следы в опыте индивида, закрепляя те воздействия и удавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили (Я.М. Калашников, А.Р. Лурия).

Предвосхищение  событий (Запорожец, Неверович) и эвристическая функция (Тихомиров, Виноградов [29]): эмоции определяют поле поиска при решении проблемы, участвуют в неосознаваемой регуляции мыслительной деятельности за счет создания ситуации разной привлекательности проблем и их решений.

Информация о работе Возрастная динамика смысла любви