Возрастная динамика смысла любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание

Психология является сегодня одной из самой динамично развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела психологии невозможно без учета основных тенденций развития самой психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Системный анализ феномена "любви". 10
1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий. 10
1.2.Системный анализ определений и психологических теорий любви. 33
1.3. Культурно-исторический анализ представлений о любви. 5
2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21
2.1. Типы исследований любви в психологии. 21
2.2. Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви 38
Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви 61
3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар 61
3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви. 90
Заключение. 109
Список используемой литературы.. 114
Приложения.. 150

Работа состоит из  1 файл

ОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ.docx

— 205.66 Кб (Скачать документ)

Любовь к дальнему - подчас неведомый иным людям идеал, осуществление которого подняло бы человечество на более высокую ступень развития. Любовь к дальнему отличается от любви к ближнему величием морального мужества и душевной щедрости [371].

Любовь - универсалия  культуры субъектного ряда, фиксирующая  в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное  интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему, а также субъект-субъектное отношение, по средством которого реализуется данное чувство [264].

Любовь - обращенность чувства и воли на другую личность, человеческую общность или идею, сопровождаемая потребностью "отдать себя" любимому предмету и одновременно сделать  его "своим", в эмоциональном  пределе слиться с ним [370].

Любовь - влечение одушевленного  существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни [368].

Психологические словари

Любовь - 1. интенсивное  чувство сильной привязанности  или симпатии, испытываемое по отношению  к некоторой конкретно вещи или  человеку

2. устойчивое чувство  к человеку, вызывающее желание  быть с этим человеком и  озабоченность счастьем и удовольствием  этого человека [49].

Любовь - чувство, выражающее эмоционально-ценностное отношение  к тому или иному объекту (человеку, родине, семье, городу, истине, человечеству, религии и т.д.); стремление быть с  максимальной полнотой представленным своими личностно значимыми чувствами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности и устойчивости [121].

Любовь:

высокая степень  эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди  других и помещающего его в  центр жизненных потребностей и  интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и  т.д.)

интенсивное, напряженное  и относительно устойчивое чувство  субъекта, физиологически обусловленное  сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно - значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости [196, 295, 341].

Любовь:

градационно - повышенное чувственно-эмотивное состояние психики индивида, сынтенционироанное на предмет своей симпатии, обожания, эмпатии, поклонения

сублимативная модальность-степень чувственно-эмоционального респектположительного, эгосимпатизированного отношения одного субъекта к другому субъекту, объекту - в основном противоположного пола - когда один из субъектов связывает другого со своими жизненно-онтологическими потребностями-интересами-желаниями-стремлениями

константно-интенсивно устойчивое чувство субъекта, детерминируемое физиологическо-сексуальными потребностями, личностно-значимыми эгоустановками, связуемое индивидом с чувствами, жизнедеятельностью, потребностями другого субъекта, с целью вызвать-пробудить у него реверс-потребность в эросочувствах-эросоэмоциях [425].

Итак, в толковых, энциклопедических, философских, психологических  словарях "любовь" определяется через  такие понятия как "чувство", "отношение", "состояние психики", "стремление", "влечение", "эмоция", "склонность". Во всех определениях любви подчеркивается такая ее характеристика как направленность: некоторые понятия, через которые определяется любовь сами по себе предполагают наличие субъекта и объекта (например, влечение, стремление, склонность, привязанность, отношение), в ряде определений направленность подчеркивается придаточными конструкциями. Во многие определения включены факторы, обусловливающие возникновение любви: сексуальные инстинкты, половое влечение, благодарность за заботу, привычка общей жизни, взаимное расположение, симпатия, близость. В ряде определений подчеркиваются такие характеристики любви как интенсивность и устойчивость.

Анализ определений  любви через выделение заложенных в них видов потребностей показал, что фактически различные виды любви выделяются авторами по уровням потребностей, в них доминирующих. Так, половая любовь связывается с сексуальными потребностями, влечением, потребностью продолжения рода, т.е. потребностями вида и природного субъекта по классификации В.А. Иванникова. Братская любовь, основанная на общности образа жизни, ассоциируется с потребностями в принадлежности к этносу (уровень социального культурного субъекта). Альтруистическая любовь проявляется в бескорыстии, самопожертвовании, то есть в активности личности и соотносится с нравственными потребностями человека (социальный нравственный субъект). В тех определениях, где различные виды любви не представлены, доминирует интерпретация любви в рамках потребностей одного уровня.

Интересно, что толковые и энциклопедические словари, рассчитанные на широкую аудиторию, подчеркивают разнообразие видов любви, их связь  с разными уровнями потребностей: любовь как влечение, инстинктивная  природа любви реализуется в  материнской и половой любви; любовь как взаимное расположение отсылает к уровню социального культурного  субъекта, любовь как общность идеалов  связана с потребностями нравственными. В философских словарях отрыв  любви от потребностей вида и природного субъекта максимален. В крайнем случае, философы готовы анализировать любовь на телесно-душевном уровне (но не просто телесном). Наиболее тесно связана  любовь в философских определениях с потребностями субъекта нравственного: категории "уважения", "ценности личности", индивидуально-избирательный  характер любви, направленность на личность, идею. В психологических словарях отмечается физиологическая обусловленность  любви (связь с сексуальными потребностями), но внимание акцентируется на потребностях культурного и нравственного  субъекта ("эмоционально-ценностное отношение", "представленность личностно значимыми чувствами"). Подчеркивается связь любви с потребностями субъекта и стремление человека к ответной любви. Показательно, что ни в одном определении любовь не связывается с потребностями организма или исключительно потребностями вида и природного субъекта. Определения любви даются в социальном контексте и выходят на уровень личностной детерминации любви.

Анализ психологических  теорий любви представлен в виде таблицы, в которой освещены положения  каждой теории, основные понятия, в  ней используемые, представители  этой теории, дано определение любви (если оно было предложено в рамках конкретной теории). Теории сгруппированы  по принадлежности к определенной психологической  школе.

 

ТЕОРИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮБВИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

классический психоанализ

З. Фрейд

ранние работы: любовь - либидо, психическая энергия, лежащая  в основе всех сексуальных проявлений человека инстинктивная сила, близкая  к сексуальным инстинктам и противоположная  инстинктам самосохранения; одна из двух (наряду с голодом) базовых человеческих потребностей.

второй этап развития теории: любовь - привязанность, которая  формируется в первые годы жизни  и базируется на инстинкте самосохранения; в основе данной привязанности лежит  благодарность, которую ребенок  испытывает к матери.

поздние работы: любовь - Эрос, влечение к жизни, противоположное  влечению к смерти.

либидо, Эрос, сексуальность, бисексуальность, сексуальные инстинкты, перверзии, садизм, мазохизм, психосексуальные стадии, сексуальная энергия, Эдипов комплекс, комплекс Электры, сублимация, эрогенные зоны

любовь уходит корнями  в инстинкт самосохранения и первоначально  возникает как благодарность, которую  ребенок к матери за то, что она  кормит его и ухаживает за ним.

либидо поддерживает все жизненно важные процессы и обеспечивает размножение вида, а также в  результате сублимации реализуется  в общественных видах деятельности (искусство, наука и т.д.)

развитие человека есть генетически заданная смена  психосексуальных стадий; разрешение или неразрешение Эдипова комплекса и комплекса Электры имеет фундаментальное значение для развития человека.

неврозы - результат  вытеснения сексуальных и агрессивных  влечений

человек - бисексуальное  существо: наряду с признаками своего пола он имеет и признаки противоположного пола

аналитическая теория личности

К.Г. Юнг

любовь - возвращение  в коллективное бессознательное, способ достижения самости (единства, гармонии, целостности) путем интеграции различных  аспектов души человека.

анима, анимус, самость, содержащий, содержимый, коллективное бессознательное, архетипы

каждый человек  несет в себе мужское и женское  начало

гармонизации этих начал в человеке и достижению самости способствует любовь

выбор партнера осуществляется инстинктивно; любовь есть возвращение  в коллективное бессознательное

переход от любви  как коллективного переживания  к любви как индивидуальному  чувству происходит через кризис ролей содержащего и содержимого  и обретение каждым из партнеров  самости

индивидуальная  теория личности

А. Адлер

любовь - элемент  социального чувства, одна из трех жизненных  задач человека (наряду с социальной и профессиональной), для успешного  решения которой необходимо равноправие  партнеров и полная самореализация личности каждого из них.

социальное чувство, брак, бегство от брака

любовь как социальное чувство возникает до появления  сексуальных влечений

смысл любви как  социального чувства в интеграции общества

человек с низким социальным чувством будет иметь  трудности в любовных отношениях

все три жизненные  задачи человека тесно связаны, решение  одной из них позволяет приблизиться к решению других

существуют различные  стратегии бегства от любви (власть над партнером, идеализация любви, страх или недостаток сдержанности), которые неосознанно выгодны  человеку

социокультурная теория личности

К. Хорни

любовь - способность  и желание спонтанно отдаваться другим людям, делу, идее

потребность в безопасности, защитные стратегии, невротическая  потребность в любви, недоверие  между полами

если у ребенка  в детстве не была удовлетворена  потребность в безопасности, формируются  невротические потребности

невротическая потребность  в любви предполагает ненасытность желание быть любимым и неспособность  любить самому, переоценку любви, страх  перед одиночеством и перед любовью  одновременно

симптомы невротической  потребности в любви: патологическая ревнивость, поиск абсолютной любви, болезненная чувствительность к  отвержению, постоянное его предчувствие.

невротические способы  получения любви: подкуп, апелляция  к жалости, призыв к справедливости, угроза.

эго-теория личности

Э. Эриксон

любовь - положительное  качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения кризиса "близость-изоляция" на 6 психосоциальной стадии; желание  слить свою идентичность с идентичностью  другого; способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют  самоотречения и уступок.

психосексуальные стадии развития, близость, изоляция, идентичность

способность любить - результат успешного разрешения кризиса "близость-изоляция" в  период ранней зрелости

для успешного разрешения этого кризиса необходимо разрешение и интеграция предшествующих конфликтов

способность любить - основа успешного развития личности на последующих стадиях

понятие любовь шире понятия сексуальное влечение и  включает взаимную заботу, уважение, ответственность

гуманистическая теория

Э. Фромм

любовь - активная сила в человеке, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; способ преодоления изоляции и отчуждения, единения с другими людьми и обществом без потери индивидуальности и автономии; всеобщая жизненная потребность в единстве; единственный удовлетворительный ответ на проблему существования человека; искусство, которому необходимо учиться.

искусство любви, позитивная свобода, продуктивный характер

в процессе развития человечества индивид получает все  большую свободу, вместе со свободой растет отчуждение, любовь-эффективный способ обретения единства

структура любви  включает: заботу, ответственность, уважение, знание

существуют различные  виды любви: материнская, отцовская, братская, к себе, к Богу, к людям, к жизни

транзактный анализ

Э. Берн

любовь - отношение "Ребенок - Ребенок"; состояние, когда  благополучие и счастье другого  ценятся выше, чем собственные  благополучие и счастье, наиболее благородное  из всех отношений, включающее в себя все лучшее из других отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность, соединяя все это воедино.

Ребенок, Взрослый, Родитель, игры,

предельно широкое  понимание секса, отождествление секса  и половой любви

жизненный сценарий, закладываемый родителями до 6 лет, определяет отношение человека к  любви

боязнь настоящей  любви заставляет людей играть в  игры, дающие иллюзию контакта и  близости

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

 

И. Польстер, М. Польстер

 

контакт, защитные механизмы, смена фигуры и фона

барьеры выражения  чувств, телесные барьеры, барьеры близости затрудняют контакт между людьми

защиты не дают людям  получать и отдавать столько, сколько  они действительно хотят

неспособность к  смене фигуры и фона приводит к  зацикливанию на партнере или его  игнорированию

 

Дж. Рейноутер

любовь-принятие другого  человека таким, какой он есть, без  предъявления каких-либо требований и  сравнения его с к-л

ожидания, контроль, секс, ревность, безусловная любовь

отсутствие у  человека чувства безопасности приводит к желанию контролировать другого, ревности

человек, не желающий брать ответственность на себя, будет  постоянно ожидать всего от партнера

завершение старых отношений необходимо, чтобы строить  новые

умение просить, а не требовать - снижает напряженность  в отношениях

БИХЕВИОРИЗМ, НЕОБИХЕВИОРИЗМ

научающе-бихевиоральное направление

Б.Ф. Скиннер

 

реакция, подкрепление

1. любовь первоначально  возникает как позитивная реакция  на приятные для ребенка проявления  заботы матерью (поглаживание, покачивание,  кормление)

2. тактильная депривация ребенка в детстве

теория приобретений-потерь

С. Дак, Дж Харви, Дж. Флойд

 

наказание, приобретение

людям доставляет большее  удовольствие, когда чьи-то первоначально  отрицательные чувства по отношению  к ним постепенно перерастали  в положительные, чем когда чувства  всегда были неизменно положительными. Приобретение симпатии является более  сильной наградой, чем ее постоянный уровень.

люди, как правило, больше страдают оттого, что человек, в начале относившийся к ним положительно, постепенно изменял свое отношение  на отрицательное, чем, если он всегда относился к ним отрицательно

любимый человек  является значительным потенциальным  источником наказания; именно этот факт цементирует отношения

теория общинных отношений

М. Кларк, Дж. Миллс

любовь как разновидность  общинных отношений

обменные отношения, общинные отношения, вознаграждения, издержки

1. люди, состоящие  в обменных отношениях, хотят  быть уверенными, что достигнута  какая-то справедливость в распределении  вознаграждений и издержек между  обоими партнерами.

2. В противоположность  обменным отношениям общинные  отношения отличаются тем, что  никто из партнеров не ведет  счет вознаграждениям и издержкам.  Скорее, каждый из партнеров будет  готов пожертвовать собой ради  другого и с готовностью примет  помощь партнера, если будет в  ней нуждаться.

пессимистическая  модель любви

С. Каслер

любовь-сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую  роль играет страх потери источника  удовлетворения своих потребностей

амбивалентнось чувств, страх потери

существует три  причины, которые заставляют человека влюбляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сексуальных потребностей; 3) конформистская реакция (так принято).

2. влюбленность, конструируемая  постоянным страхом потерять  любимого, делает человека несвободным,  зависимым и мешает личностному  развитию.

3. влюбленный человек  относится к объекту любви  амбивалентно. Позитивное эмоциональное  состояние связано с благодарностью  человека за удовлетворение своих  потребностей. Негативные чувства,  ненависть к объекту любви  возникают, как реакция на то, что другой человек имеет власть  и может в любой момент прекратить  подкрепление.

4. свободный человек  не испытывает любви.

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ

двухфакторная модель

С. Шехтер, Э. Уолтер, Д. Даттон, А. Арон

любовь - эмоция, возникающая  при одновременном сочетании  двух факторов: физиологического возбуждения  и возможности интерпретировать его как любовь

возбуждение, интерпретация

предпосылкой любви  могут служить как отрицательные, так и положительные эмоции

возможность интерпретации  своего состояния как любви, важнее физиологических изменений в  организме

правила интерпретации  закладываются в раннем онтогенезе на всю жизнь

объекты любви в  течение жизни меняются, сам принцип  объяснения остается неизменным

 

Д.А. Ли

 

стили любви, цвета  любви

1. главная проблема  любовных отношений - выбор партнера, который бы разделял наши представления,  наши мнения, наши взгляды на  жизнь

2. для правильного  выбора партнера необходимо соответствие  стилей любви - присущих каждому  человеку представлений о любви

3. существует 3 основных  и 6 вторичных стилей любви:

эрос – страстная  любовь-увлечение;

людус – гедонистическую любовь-игру с изменами; (Эти два типа любви наиболее присущи мужчинам)

сторге – любовь-дружбу;

мания – любовь-одержимость  с неуверенностью и зависимостью;

прагма – любовь по расчету;

(сторге, мания и прагма более свойственны женщинам)

6. агапе – бескорыстную любовь-самоотдачу.

людический эрос

сторгический людус

НЛП

Кэмерон-Бэндлер Л.

 

стадии любви, фильтры

существуют различные  стадии любви: привлечение, увлеченность, привыкание, ожидание, разочарование, достижение порога, удостоверение.

постепенно при  переходе от одной стадии к другой фильтры меняются с розовых, на нейтральные, затем серые и, наконец, черные

каждая стадия предполагает определенные методы терапии

время прохождения  стадий различно как у партнеров, так и у разных пар

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

теория самоактуализации

А.Г. Маслоу

объективное определение  любви невозможно, это субъективный феномен, описание которого должно быть феноменологическим

самоактуализация, идентификация потребностей, здоровая любовь, индивидуализм, секс

любовь предполагает чувство нежности и привязанности, стремление к близости с любимым, видение в партнере, прежде всего, положительных сторон, сужение восприятия, сексуальное возбуждение, великодушие, стремление к более полному познанию

здоровая любовь - это любовь самоактуализирующегося человека, у которого уже удовлетворены потребность в безопасности, принадлежности, любви, уважении и самоуважении; такой человек любит не потому, что нуждается в любви, а потому, что любовь присуща ему

характеристики  здоровой любви:

бестревожность, естественность, спонтанность

уже имеется опыт любить и быть любимым

неразделимость  любви и секса

идентификация потребностей любящих

радость, веселость, душевный подъем

принятие индивидуальности партнера

сохранение индивидуальности любящих

не имеет цели, нетребовательна, как радость и  восхищение

чувства и разум  синергичны, интуитивно выбирается наиболее подходящий партнер

феноменологическая  теория

К. Роджерс

любовь - помогающие отношения, в которых нет угрозы для партнеров, возникающие на основе взаимного принятия и одобрения

помогающие отношения, конгруэнтность, опыт, внутренний локус  контроля

для создания помогающих отношений необходимо:

принимать себя

быть открытым опыту, отказаться от масок

осознавать свои чувства и выражать их, быть искренним

верить в свой организм

сформировать внутренний локус контроля

принимать другого, не оценивая

позволять себе и  другому быть свободными

уметь слушать

экзистенциальная  теория

В. Франкл

любовь-прямая направленность на духовную личность любимого человека; один из двух аспектов самотрансцендентности человеческой экзистенции; переживание человека во всей его единственности и неповторимости

коэкзистенциальный акт, ценности творчества, переживания, отношения, интенция

существуют 3 формы  эротического:

сексуальная установка - от телесного облика одной личности исходит раздражитель, который физически  возбуждает другого человека

эротическая установка - направленность на душевные качества, психику партнера

любовь - направленность на духовную личность человека

любовь - коэкзистенциальный акт - отношение человека к человеку, которое делает способным воспринимать партнера во всей его уникальности

любовь - интенциональный акт, в ней создается самость другого человека

любовь не уничтожается смертью и не зависит от времени, т. к. направлена на сущность другого  человека

настоящая любовь не нуждается в телесном, но пользуется им для своего пробуждения и удовлетворения; телесное и психическое есть отражение духовного

настоящая любовь моногамна

человек бежит от ответственности настоящей любви  к флирту и сексу, где другой человек-объект, а не субъект

ревность-отношение  к объекту любви как к собственности

любовь развивает  любящего и любимого через видение  потенциальных возможностей любимого

БИОЛОГИЗАТОРСКИЕ  ТЕОРИИ

эволюционисткие теории

Дольник

любовь - поддержка  партнера в период беременности и  после родов, защита, питание и  воспитание потомства

эволюционный отбор, выживание вида,

любовь закономерно  возникает в процессе эволюции для  наилучшего воспроизводства потомства  и заботы о нем

любовь обеспечивает пополнение генофонда, сводя генетически  различных людей вместе

любовь связана  с образование доминанты, преувеличивающей положительные и преуменьшающей негативные качества партнера

психофизиологические  теории

 

любовь - результат  действия ферамонов на человека

ферамоны, МХС

ферамоны-летучие вещества передают информацию о закрепленном в хромосомах комплексе МХС(молекулярное соединение)

человек по запаху неосознанно выбирает себе партнера, и лишь выбрав, пытается рационально  объяснить свой выбор

 

Лейбович

любовь - результат  повышения уровня нейромедиаторов допамина и норепинефрина

нейромедиаторы, эндорфины

1. нейромедиаторы допамин и норепинефрин активизируются зрительными раздражителями при виде человека, соответствующего нашему идеалу

бурная, всепоглощающая любовь включает серотонин, который вызывает психомемические ощущения

в союзе по любви  человек чувствует себя уверенно, т. к. наркотикоподобные вещества - эндорфины, сопутствующие состоянию влюбленности, дают ощущение спокойствия

ЗАРУБЕЖНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ТЕОРИИ ЛЮБВИ

теория диадических  отношений

Т. Кемпер

 

статус, власть

два фактора влияют на характер любви: власть-способность  заставить к-л делать ч-л и статус - желание индивида идти навстречу партнеру

существует 5 основных видов любви: детско-родительская, романтическая, любовь-поклонение, измена в диаде, безответная любовь

 

З. Рубин

любовь - направленная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным, независимо от его качеств

любовь, симпатия

шкалы симпатии и  любви различны: симпатия возникает  к человеку, обладающему положительными или желательными качествами; в любви  это не обязательно

структура любви  включает: привязанность, заботу, интимность (доверие)

 

В.И. Мустейн

любовь включает альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно классифицировать по способу выражения: чувство, установка, поведение, здравый смысл

страстная любовь, романтическая любовь, супружеская  любовь

существует три  стадии "любви":

а) страстная любовь включает сильное возбуждение и  основана на сексе, хотя сексуальных  отношений может и не быть;

б) романтическая  сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности;

в) супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей  осведомленности, на постоянно возрастающем знании друг о друге.

 

Э. Уолстер, Б. Уолстер

 

страстная любовь, товарищеская любовь

различают два основных типа любви: 1. страстная, или романтическая  любовь характеризуется сильными эмоциями, сексуальными желаниями и сосредоточенностью человека на предмете своей любви; она  возникает быстро, но остывает со временем.

2. товарищеская  любовь - более спокойное и стабильное  чувство, отмеченное взаимным  доверием, возможностью положиться  друг на друга и теплотой; длится  долго, со временем становится  глубже

треугольная любовь

Р. Дж. Стенберг

 

интимность, страсть, обязательства,

3 компонента образуют  структуру любви: интимность, страсть,  обязательства

комбинация этих компонентов дает 8 типов любви:

симпатия (одна интимность)

безрассудная любовь (только страсть)

пустая любовь (только обязательства)

романтическая любовь (интимность и страсть)

любовь в браке (интимность и обязательства)

совершенная любовь (интимность, страсть, обязательства)

нелюбовь (отсутствие всех компонентов)

 

Р. Мей

 

секс, эрос, филия, агапе

1. существует 4 типа  любви:

секс, вожделение, либидо;

эрос, любовь как  стремление к воспроизводству или  творчеству

филия, или дружба, братская любовь;

агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.

2. эрос спасает  секс от саморазрушения, напряжение  эроса снимается приязнью филии,  а филия предполагает агапе.

3. чувство подлинной  любви у человека является  смесью всех четырех типов  любви

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛЮБВИ

 

Л.Я. Гозман

любовь - особая психическая  реальность, отличающаяся синдромом, связанных  с нею чувств (эйфория, депрессия, возбуждение) и поведенческих образцов (влюбленные больше говорят друг с  другом, чаще глядят друг другу в  глаза)

аттракция, социальный контекст, структура любви

1. недостатком большинства  исследований любви является  изоляция изучаемого феномена  от социального контекста

2. социальный контекст  детерминирует любовные отношения,  определяя факторы эмоционального  возбуждения и алфавит чувств, с помощью которых человек  может интерпретировать свои  состояния

3. связь между  склонностью к любви и личными  характеристиками опосредуется  культурными стереотипами (высокая  самооценка приводит к высокоинтенсивному  романтическому поведению у мужчин  и низкоинтенсивному у женщин)

4. благополучные  эмоциональные отношения поднимают  самооценку и уровень принятия  себя, а, следовательно, и уровень  привлекательности, но новые романы  человеку не нужны; распад близких  отношений, понижает самооценку  и привлекательность, но в этот  период новые отношения необходимы.

 

А. Афанасьев

любовь - особое состояние  эйфории, вызванное иллюзией обрести  счастье в паре с субъектом, наделенным теми психическими свойствами, в которых  ощущается недостаток

эмоции, логика, физика, воля, эрос, филия, агапе

1. внутренняя архитектура  человека состоит из 4 психических  модулей: Эмоции ("души"), Логики ("ума"), Физики ("тела") и Воли ("духа"). Этот набор функций  образует в личности иерархию, которая и определяет различие  людей.

2. значимый недостаток  в проявлении к-л функции является причиной возникновения любви

существует 3 вида любви (и 24 варианта):

Эрос – любовь по принципу противоположности. Встречается  чаще всего, к сожалению, сильная  сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь – зависть  – ненависть.

Филия – любовь по принципу тождества. Родственные  души, узнавая друг друга, в конечном счете оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука.

Агапе – любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству. Плодотворная, настоящая "формула любви", приводит к гармонизации личностей любящих.

теория отношений

В.И. Мясищев

любовь - эмоционально-оценочная  сторона отношения

отношение, психическая  деятельность, интерес, потребность

отношения связывают  человека со всеми сторонами деятельности: явлениями природы и миром  вещей; людьми и общественными явлениями; с самим субъектом, личностью

любовь как психическое  отношение влияет на психическую  деятельность человека: запоминание, забывание, восприятие, воображение и т.д.

развивающаяся функциональная структура является условием реализации отношения

 

М.Т. Кузнецов

любовь-исторически формируемое сексуальное чувство, направленное на физическое и духовное воспроизведение человека, которое в индивидуальном проявлении характеризуется физиологически обусловленным половым влечением и избирательно-личным устремлением к объекту любви; в своем массовом проявлении в обществе любовь ведет к созданию и укреплению единобрачия как объективно необходимого условия единства семьи для выращивания и воспитания непрерывно воспроизводимых поколений

чувственный компонент  любви (ЧКЛ), личностный компонент любви (ЛКЛ)

формула половой  любви (ПЛ) имеет вид:

ПЛ= f (ЧКЛм - - - ЛКЛж)

ЧКЛ (половое влечение к противоположному полу) характеризуется  быстротой возникновения, полиобъектной направленностью, волнообразным проявлением; ЛКЛ (потребность и готовность к духовной близости) - постепенностью возникновения, избирательной направленностью, постоянно возрастающим проявлением

ЧКЛ ускоренно формируется  у юношей, замедленно у девушек, ЛКЛ  наоборот;

уровень развития ЧКЛ  и ЛКЛ у мужчин и женщин в  период созревания целостного чувства  дополняют друг друга

             

 

Итак, в психологии существуют различные подходы к  осмыслению феномена "любви". Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений. Гештальт-теории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений, и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальт-психологии просто переносятся в область психологии любви.

Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения  восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных  стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную  сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую  и дают в силу этого односторонний  анализ природы любви. Бихевиористский и необихевиористский подход игнорирует субъект - субъектную природу близких отношений, не учитывает влияние социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этого подхода, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур. Гуманистические теории любви, несмотря на всю их привлекательность (ориентированы на человека, верят в его возможности), носят чисто гипотетический, философско-описательный характер. Это скорее авторский взгляд на проблему, чем научная работа.

Плюсом биологизаторских теорий является их ориентация на поиск объективно существующей, материальной основы любви, рассмотрение феномена "любви" в контексте эволюции человечества. Очевидными недостатками этих теорий является отрицание собственно психологического аспекта любви, рассмотрение ее как эпифеномена, надстроенного над физиологическими процессами. Зарубежные социально-психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными и непроверенными экспериментально. Проведенные социально-психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Отечественные теории любви не основаны на экспериментальных данных, гипотетичны. Теория Л.Я. Гозмана, включающая ряд социально-психологических исследований, не дает нового понимания самого феномена любви (принимая определение двухфакторной теории эмоций), а лишь вписывает любовь как аттракцию в социальный контекст.

Категория "любовь" по-разному соотносится с ядром  теоретических представлений рассматриваемых  психологических школ. Так, в классическом психоанализе [375] либидо, как основная энергия Ид, является основой активности человека. Эрос и Танатос - два основных принципа организации психического мира человека. Любовь и ее корреляты выступают в рамках данной теории как объяснительный принцип, как аксиома, на которую ссылаются (потому что есть либидо, Эрос, реализуется определенное поведение). Сама любовь и стоящие за ней феномены теоретического объяснения не получают, но являются ядром концепции классического психоанализа. В более поздних вариантах психоанализа "любовь" перестает быть главным объяснительным принципом, но остается ведущей категорией анализа: выясняется ее коллективно-бессознательное начало (К.Г. Юнг [424]), невротические механизмы (К. Хорни [389, 390, 391]), роль в возрастном развитии человека (Э. Эриксон [423, 394]), в его социализации и адаптации к обществу (А. Адлер [4]).

Тесно связана с  ядром теоретических представлений "любовь" и в гуманистических  теориях. Гуманистические психологи [246, 305, 394] постулируют отличие человека от животных в силу имеющихся у  людей высших потребностей. Человек  в своем стремлении к самоактуализации и самореализации ориентируется на высшие сугубо человеческие ценности. В этом смысле сам факт существования любви является подтверждением гуманистических концепций. Естественно, любовь при этом анализируется как высшее чувство, проявление личности, направленность на уникальную личность другого человека. А. Маслоу отмечает существование также дефицитарной любви, но такая любовь является результатом патологии, а не нормой для человека.

В когнитивной, бихевиоральной психологии, гештальт-психологии любовь мало связана с теоретическим ядром концепции. На нее автоматически переносятся общие объяснительные схемы и принципы (категоризация жизненного мира, обусловленность реакции внешним раздражителем, реализация потребностей в контакте со средой). В отечественной психологии "любовь" также оказывается на периферии теоретических дискуссий. В советский период феноменология любви косвенно анализировалась в рамках социальной и медицинской психологии (принцип двойной детерминации психики соблюдался строго). Все, что не изучалось научными методами, традиционно относилось в этот период к сфере философии, поэтому работ по философии любви в советский период больше, чем по психологии.

Интересной оказалась  эволюция связи в психологических  концепциях любви с уровнями потребностной сферы человека. Первые психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта (биологическая энергия либидо - в психоанализе, схема стимул-реакция общая для человека и животных - в бихевиоризме). Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. В гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека). Правда, гуманистические психологи отмечают, что, как правило, люди любят дефицитарно, пытаясь удовлетворить с помощью близкого человека потребности физиологические, в принятие и уважении другими людьми, потребность в безопасности.

Информация о работе Возрастная динамика смысла любви