Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:41, дипломная работа
Психология является сегодня одной из самой динамично развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела психологии невозможно без учета основных тенденций развития самой психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.
Введение. 3
Глава 1. Системный анализ феномена "любви". 10
1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий. 10
1.2.Системный анализ определений и психологических теорий любви. 33
1.3. Культурно-исторический анализ представлений о любви. 5
2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21
2.1. Типы исследований любви в психологии. 21
2.2. Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви 38
Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви 61
3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар 61
3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви. 90
Заключение. 109
Список используемой литературы.. 114
Приложения.. 150
глаголы, описывающие традиционно женские виды домашней работы: гладит, готовит, убирает, воспитывает детей, стирает;
глаголы, создающие романтический образ женщины: мечтает, порхает, летает.
глаголы, характеризующие мобильность женщины: ходит, бегает, летает, порхает;
глаголы, отражающие заботливость поведения: заботится, лелеет, опекает, холит;
глаголы, описывающие ненормативное, порочное женское поведение: изменяет, дается, курит, кричит, пьет, ругается, скандалит, издевается, врет, злится;
глаголы, включающие проявления женского кокетства: веселится, вздыхает, играет, капризничает, кокетничает, радуется, ласкается, смеется, следит за внешностью, улыбается, флиртует, хочет;
глаголы, описывающие женскую верность и преданность: уважает, ценит, верит, понимает, любит, чувствует, ждет;
глаголы, связанные с самостоятельностью женского поведения: выбирает, стремится, ищет, читает;
глаголы, описывающие женскую слабость, зависимость от мужчины: боится, вздыхает, ждет, нервничает, обижается, ревнует, переживает, плачет, подчиняется, скучает, стесняется, страдает, терпит, чувствует неловкость;
глаголы пищевого поведения: худеет, ест.
Анализ тех ролей и типов поведения, которые оказались не совпадающими в оценках мужчин и женщин, показал, что мужчины больше обращают внимания на доступность женщины как сексуального партнера (роли "проститутка", "девственница", "халява"). Кроме того, мужчины обращают внимание на ум женщины, который особо ими не приветствуется (роли "интеллигентка", "заучка", "культурная"). Мужчины ценят спортивную форму женщины, а также ее способность быть другом. Они определяют степень соответствия внутреннего и внешнего содержания в образе женщины: роли "кукла", "пустышка", "модница" - не желая иметь рядом красивую, но пустую женщину. В женском поведении мужчины, в отличие от женщин, замечают проявления творческих талантов: танцует, поет, импровизирует. Для них женщина - это загадка, которая легко улетает, ускользает, витает в облаках и фантазирует. Мужчины более явно акцентирует внимание на сексуальном поведении женщины: целует, щекочет, хороша в постели, соблазняет, ублажает, поглощает, отдается/ отшивает, желает, обнимает, вешается на шею.
Женщины в отличие от мужчин обращают внимание на такие роли как жена (для юношей-студентов это не значимо), жертва (эту роль мужчины не замечают и не ценят). Для женщин важны роли бизнес-леди и сильной, умной женщины. Они в противовес мужчинам считают, что женщина может руководить, работать, зарабатывать, а также философствовать, мыслить, думать, задумываться. В списке мужских глаголов этих глаголов нет. Женщины выделяют и роль женщины-соратника, которая сотрудничает, сопереживает, сочувствует. Мужские глаголы с приставкой со – это сопротивляется и сохраняет верность. Женщины больше внимания обращают на изменение внешности: глаголы "наряжается, меняет внешность, подстригается, преображается". А также лучше разбираются в хитростях женской психологии: глаголы "шантажирует, завидует, раскручивает на деньги" используются только женщинами и только для описания женского поведения.
Мужской образ, составленный на основе общего для мужчин и женщин списка ролей и типов поведения, включает следующие характеристики:
сексуальность: бабник, дон жуан, ловелас, любовник;
ум: роли "дурак", "умный";
галантность, романтизм: роли "джентльмен", "романтик";
способность быть мужем и отцом: роли "отец", "муж";
отношение к женской измене: слепец, ревнивец.
Таким образом, если в женщине в первую очередь ценится кокетливость, мечтательность, не вульгарность, хозяйственность, уверенность в себе, то в мужчинах значимыми в близких отношениях являются такие черты, как сексуальность, ум, галантность и романтизм, способность быть мужем и отношение к измене женщины.
В мужском поведении мужчины и женщины ценят умение интересно вести беседу: глаголы "шутит, смеется, говорит или молчит". Настоящий мужчина должен уметь позаботится о женщине, причем мужская забота – это в том числе и финансовая поддержка: глаголы "дает, дарит, обеспечивает, водит, заботится, опекает, оберегает, помогает". Важными для определения типа мужчины являются глаголы, описывающие неразборчивость в сексуальном поведении и негативное отношение к женщине: "гуляет, лжет, обманывает, дерется, пьет, пользуется, врет, бросает". Специфику русского стандарта мужского поведения отражают глаголы "пьет" и "дерется".
Следующая группа глаголов связана с проявлениями мужского обаяния: вздыхает, дарит, заигрывает, охмуряет. Смеется, улыбается, ухаживает, шутит. Мужскую верность и преданность описывают глаголы: ждет, верит, мечтает о ней, понимает, прощает. Наконец, отдельную группу глаголов образуют глаголы, описывающие мужскую слабость: краснеет, плачет, стесняется, подчиняется, сомневается, терпит. Большинство из этих групп глаголов пересекаются с группами, выделенными при описании женского образа: забота (правда, у мужчин она качественно другая), верность и преданность, ненормативность поведения, связанная с изменой, мужское обаяние и женское кокетство, проявление мужской и женской слабости. Для женщин специфичными в описании их поведения оказались хозяйственность и романтизм, для мужчин - качества интересного собеседника, души компании.
Мужчины в отличие от женщин отмечают в мужском поведении наличие или отсутствия мотива создания семьи: "женится - не женится", склонность к игре, умение работать и зарабатывать (роль "работяга"). Особый акцент делается мужчинами на сексуальном поведении: "хочет, целует, теснит, соблазняет, обнимает, овладевает, прижимает, изменяет". Мужчины замечают чрезмерную зависимость многих представителей сильного пола от алкоголя и умственные данные мужчин: роли "ботаник", "умник".
Женщины в отличие
от мужчин дифференцирует паттерны поведения,
связанные с выполнением
Для дальнейшего психосемантического исследования роли отбирались по частоте встречаемости (а следовательно, по актуальности и понятности для ментальности) и максимальному семантическому отличию друг от друга. Были отобраны следующие мужские роли: муж, любовник, джентльмен, дон жуан, романтик, деспот, тюфяк, эгоист, друг, спонсор, хозяин, зануда, защитник, лидер, наставник; и женские роли: жена любовница, хозяйка, кокетка, стерва, мать, ребенок, роковая женщина, друг, принцесса, мечтательница, проститутка, интеллигентка, бизнес-леди. Типы ситуаций формулировались, с одной стороны, на основе анализа глаголов, описывающих поведение мужчин, женщин. С другой стороны, на основе проведенного теста предельных смыслов А.Д. Леонтьева (147). Испытуемым давалась следующая инструкция:
" Вы участвуете
в психологическом
Разделите, пожалуйста, свой листок на три колонки.
В первую колонку столбиком друг под другом напишите 5 ответов на вопрос: "Зачем человеку нужна любовь? ". Ответы должны начинаться со слова "чтобы". Теперь задайте вопрос "Зачем это человеку? " к первому ответу в первой колонке. Запишите свой ответ во вторую колонку. Он также должен начинаться со слова "чтобы". Затем заполните третью колонку, задав вопрос "Зачем это человеку" к ответу во второй колонке. Ваш новый ответ должен начинаться со слова "чтобы".
Аналогично заполните четыре следующие строчки вашей таблицы.
Она будет иметь вид:
Зачем человеку нужна любовь? |
Зачем это человеку? |
Зачем это человеку? |
чтобы |
чтобы |
чтобы |
чтобы |
чтобы |
чтобы |
Результаты теста обрабатывались методом контент - анализа: все ответы испытуемых были разбиты по категориям, после чего подсчитывалась значимость каждой категории.
Категория |
Значимость в% для мужчин |
Значимость в% для женщин |
Я |
76,5 |
82,3 |
Семья, род |
11,5 |
7,9 |
Партнер |
3,6 |
4,7 |
Человечество, люди |
3,2 |
2,8 |
Жизнь |
2,5 |
1,7 |
Мы |
1,9 |
0,2 |
Любовь |
0,8 |
0,4 |
Иерархия мотивировок оказалась одинаковой для мужчин и женщин. На первом месте оказалась категория "Я", включающие мотивировки связанные с потребностями человека. Эта категория распалась на две подгруппы:
дефицитарные потребности: "не быть одиноким, чтобы не было скучно, чтобы не было грустно, не быть несчастным, быть нужным, не растерять связь с близкими";
позитивно сформулированные потребности: "быть счастливым, получать удовольствие, быть любимым, радоваться жизни, жить в гармонии, получать нежность, заботу, общаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться, реализовать творческий потенциал". Эта группа включает также потребности, при реализации которых любовь является лишь средством "заработать денег, улучшить положение в обществе, быть, как все".
На втором месте оказались ответы, связывающие любовь с созданием семьи, счастьем иметь детей, продолжением рода. Третье место занимать ориентация в отношениях на партнера: желание отдавать, дарить, делать другого человека счастливым, заботится о нем, уважать партнера. Категория "человечество, люди" отражает связь любви в сознании респондентов с глобальными задачами выживания человечества, улучшением человека, отношений между людьми. Категория "жизнь" включает видение любви как средства улучшения жизни, ее обогащения, наполнения смыслом (при этом мотивировки "жить, жить припеваючи, жить счастливо" относились к потребностям Я). Категория мы включает мотивировки "чтобы существовало чувство Мы", "чтобы Мы было важнее, чем Я" и связана с ориентацией не на себя, не на партнера, а на нечто новое, что рождается во взаимодействии, на категорию "МЫ". Категория "любовь" включает объяснение смысла любви самим фактом существования любви "чтобы была любовь" (мотивировки "чтобы быть любимым, чтобы любить" относились к категории Я).
На основе анализа смысловых групп глаголов и мотивировок были выделены 16 типов ситуаций, связанных с любовью. Ответы на вопрос: "зачем человеку нужна любовь? " не отражали негативных аспектов близких отношений, которые можно было определить только через анализ разных типов глаголов.
Смысловые группы глаголов |
Типы мотивировок: "Зачем человеку нужна любовь? " |
Типы ситуаций |
Радуется, смеется, улыбается, шутит, раскрывается, веселится, летает |
Чтобы быть счастливым, радовать жизни |
Счастье в любви |
Терпит, подчиняется, страдает, нервничает, злится, переживает, боится, плачет |
Чтобы не быть несчастным, чтобы в мире было меньше горестей |
Боль от любви |
Ждет, надеется, верит, мечтает |
Чтобы строить вместе планы на будущее |
Ожидание любви |
Ревнует, требует, добивается, следит, скандалит, не доверяет |
Ревность | |
Заботится, опекает, оберегает, лелеет, холит |
Чтобы было о ком заботиться, чтобы получать заботу, нежность, помощь |
Забота в любви |
Бросает, уходит, изменяет, гуляет, издевается, обманывает |
Чтобы иметь одного единственного друга |
Измена |
Бросает, уходит, избегает, убегает, улетает |
Уход любимого человека | |
Ласкает, целует, хочет, гладит, обнимает, соблазняет, овладевает, желает |
Чтобы получать удовольствие,
чтобы удовлетворять |
Секс |
Ценит, уважает, обожает, любит, гордится женой, восхищается |
Чтобы тебя любили, чтобы ты был кому-то нужен |
Принятие любимым человеком |
Дарит, ублажает, обеспечивает, дает |
Чтобы сделать счастливым другого человека, чтобы отдавать, чтобы дарить свою теплоту и ласку |
Самоотдача в любви - Получение в любви |
Ухаживает, охмуряет, играет, кокетничает, улыбается, смеется, флиртует, хохочет |
Игра в любовь | |
Воспитывает детей, создают уют, сидит дома, выполняет домашние обязанности (гладит, убирает, готовит, стирает) |
Чтобы иметь детей, чтобы выйти замуж, чтобы создать счастливую семью |
Создание семьи |
Подчиняется - подчиняет, терпит, контролирует, унижает. позволяет |
Власть в любви | |
Ругает, скандалит, бьет, дерется, убивает, издевается |
Агрессия в любви | |
Рисует, поет, танцует, создает, творит, импровизирует, посвящает стихи, фантазирует |
Чтобы реализовать свой творческий потенциал, чтобы самореализоваться |
Творчество в любви |
Для дальнейшего семантического анализа было составлено две матрицы (Кошелева Е.В. [187,188, 189, 191, 192, 193]). В первой - объектами являлись цвета, а дескрипторами мужские или женские роли, в зависимости от пола испытуемого: (мужские роли: муж, любовник, джентльмен, дон жуан, романтик, деспот, тюфяк, эгоист, друг, спонсор, хозяин, зануда, защитник, лидер, наставник; женские роли: жена любовница, хозяйка, кокетка, стерва, мать, ребенок, роковая женщина, друг, принцесса, мечтательница, проститутка, интеллигентка, бизнес-леди). Во второй матрице объектами выступали ситуации в любви (счастье в любви, боль от любви, ожидание любви, ревность, забота в любви, измена, уход любимого человека, секс, принятие любимым человеком, самоотдача в любви, игра в любовь, создание семьи, творчество в любви, власть в любви, агрессия в любви, получение в любви), дескрипторами - цвета. Таким образом, цвета являлись общими элементами данных семантический матриц, что позволило сопоставить их в дальнейшем и определить с каким типом ситуации связан тот или иной тип женщины или мужчины. Цвета были выбраны в силу проективности данного материала (неструктурированности, многозначности, знаковости, возможности различной интерпретации). Проективность материала позволила выявить глубинные, неосознаваемые установки, связанные с любовью. Использование в семантическом дифференциале цветов имеет практическое значение для моделирования имиджа, результаты исследования могут быть использованы для создания рекламы, имиджа звезд теле - и шоу - бизнеса, проектирования клипов.