Возрастная динамика смысла любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание

Психология является сегодня одной из самой динамично развивающихся отраслей науки. Понять роль и значение определенного раздела психологии невозможно без учета основных тенденций развития самой психологии. Современный культурно-исторический контекст развития делает неизбежной гуманизацию психологического знания. В категориальный аппарат психологии входят такие понятия, как "переживание", "смысл", "ценность", "жизненный мир личности", "активность", "субъектность", "персонализация". Психология любви, раскрывая для психологии пространство ценностей, смыслов, переживаний, иллюстрируя возможности продолжения себя в другом человеке, проявления субъектности и активности личности, развивается вместе с гуманизацией современного знания. Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. На современном этапе развития психологии представляется возможным соединения этого поиска с научным познанием.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Системный анализ феномена "любви". 10
1.1. Место категории "любовь" в системе психологических категорий. 10
1.2.Системный анализ определений и психологических теорий любви. 33
1.3. Культурно-исторический анализ представлений о любви. 5
2. Методические подходы к исследованию феномена "любви". 21
2.1. Типы исследований любви в психологии. 21
2.2. Разработка исследовательского инструментария для изучения смысла любви 38
Глава 3. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви 61
3.1. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар 61
3.2. Основные закономерности возрастной динамики смысла любви. 90
Заключение. 109
Список используемой литературы.. 114
Приложения.. 150

Работа состоит из  1 файл

ОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ.docx

— 205.66 Кб (Скачать документ)

Итак, в данном параграфе  представлены результаты разных этапов исследования феномена "любви", начиная  с опроса ценностей учащихся 1999 году и заканчивая разработкой в 2003 году психосемантического теста, позволяющего определить значимость мужских и женских ролей для построения близких отношений и связь этих ролей с ситуациями, связанными с любовь. Анкета, включающая закрытые и открытые вопросы, разработанная в 2001 году позволила сформулировать гипотезы об основных трудностях, с которыми сталкивается молодежь при построении близких отношений. Это невротическая зависимость от любимого человека, идеализация любви, приводящая к высокому риску разочарования в этом чувстве, и повышенная тревога, не позволяющая строить гармоничные отношения. Исследование смысла любви через метафоры, проведенное в 2002 году, позволило выявить основные противоречия в понимании самой любви молодежью: стихийность, естественность - целенаправленность любви; динамичность - статичность, трансцендентность - материальность любви. Настораживает и осмысление любви студентами через маниакально-депрессивные состояния. В результате психосемантического исследования феномена "любви" через метафоры была построена четырех факторная модель любви: любовь-эротика, любовь-строительство, любовь - страсть, любовь - дружба.

В 2003 году для экспериментального изучения смысла любви через соотнесение  предметов потребностей с ситуацией  удовлетворения потребностей был проведен предварительный анкетный опрос  и тестирование. Результаты опроса позволили выявить наиболее значимые мужские и женские образы и  присущие им поведенческие паттерны. Результаты модифицированной методики предельных смыслов установили ориентацию в любви на удовлетворение собственных  потребностей, потребностей партнера, создание семьи и продолжение  рода; осмысление любви в призме задач человечества, законов жизни, Вселенной; понимание ценности любви  самой по себе и уникального средства создания и сохранения чувства "Мы". В результате обобщения данных анкетного  опроса и тестирования был составлен  психосемантический тест для изучения смысла любви через предметы потребностей и ситуации их удовлетворения.

Таким образом, теоретический  анализ работ по психологии любви  позволил сделать вывод о необходимости  системного изучения феномена "любви" и обобщения результатов различных  исследований. В рамках данной работы была реализована серия эмпирических исследований семантики любви. Результатом  предварительных этапов исследований стала разработка психосемантического теста для изучения возрастной динамики смысла любви.


Информация о работе Возрастная динамика смысла любви