Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 02:23, курсовая работа
Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.
Введение 3
Глава 1. Понятие психомоторного развития 6
1.1 Понятие психомоторики 6
1.2 история развития психомоторики 8
1.3 Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека 20
Глава 2. Психомоторика как средство общения (речь, мимика, жесты) 25
2.1 Предпочтение в использовании одной из симметричных конеч-ностей при осуществлении инструментальных действий 38
2.2 Соразмерность движений 42
Приложения 51
Одним из наиболее известных отечественных исследователей психомоторики Н.И. Озерецким для изучения двигательной активности человека было предложено понятие «моторная одаренность». Точное, быстрое и последовательное «приспособление» к новому движению, по его мнению, позволяет говорить о «моторной одаренности», или, если этого не происходит, о «психомоторной недостаточности» человека. Синтез моторных компонентов, складывающихся в определенный «моторный характер», в котором проявляется способ двигательного реагирования субъекта на внешние раздражители, определяет «моторный облик» индивида, характеризующий индивидуальную структуру моторики и являющийся тесно связанным с конституциональными свойствами организма [19]
Появляются и первые попытки системного описания моторной сферы человека: схемы Н. Гамбургера, М.О. Гуревича, Н.И. Озерецкого, Д.А. Смирнова. Так, например, М.О. Гуревич классифицировал движения по пяти группам:
1) по механизмам, управляющим движениями (простые, рефлекторные, ассоциированные, автоматические, автоматизированные, волевые, сознательные);
2) по отношению к внешней среде (запретные рефлексы, выразительные, сопутствующие, целевые, лишние, рабочие и продуктивные движения);
3) по существу (энергия, сила, точность, последовательность, ритмичность, плавность, грациозность);
4) по количеству (богатство или бедность движений, длительность, непрерывность, одновременность выполнения нескольких движений);
5)
с точки зрения целевой
Одновременно проводятся достаточно масштабные исследования по выявлению корреляций моторных и нейродинамических характеристик с телосложением, с соматическими преобразованиями и т. д. (М.Я. Басов; И. Боровиков; В. Гориневская; А .Дернова-Ярмоленко; М. Минкевич; М. Серебровская, и др.).
В качестве исследуемых
Несомненным
достижением отечественной
Бернштейн писал о том, что моторика человека может и должна оказаться превосходным индикатором для изучения процессов, происходящих в центральной нервной системе. Как показали дальнейшие исследования, выполненные после 1935 года, «чисто внешняя феноменологическая сторона движений» может служить индикатором не только процессов ЦНС, но и высших психических функций ([4]
В годы Великой Отечественной войны разработка проблем психомоторики становится особенно актуальной, что было связанно с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных психических функций у раненых, в том числе и двигательных функций. В фундаментальной монографии А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца «Восстановление движений» авторы дают научно-обоснованную теорию функциональной двигательной терапии, в которой ведущее значение отводится трудотерапии. Исследования движений в процессе их восстановления у раненых бойцов, проведенные в восстановительных госпиталях, отчетливо показали взаимосвязь между изменением задачи, разрешаемой движением, и неврологическими механизмами движений [14].
Основой исследовательского подхода к восстановлению утраченных функций стала идея о возможности их функциональной перестройки. В работах Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Э.А. Асратяна, Н.А. Бернштейна, С.Г. Геллерштейна, А.Р. Лурии и других были получены доказательства высокой «пластичности» нервной деятельности, выражающейся в ее способности перестраивать функциональную систему, компенсируя тот или иной дефект. Было дано обоснование принципа системной, а не локальной представленности психических функций в коре головного мозга; обоснован вывод о том, что любая сложная приспособительная функция мозга представляет собой целую функциональную систему; показана возможность не только элементарной перестройки функциональной системы при выпадении определенного звена, но и замещение его другим, сохранным.
Итоги изучения проблемы функционального ограничения движения, возникающего вследствие полученной травмы, привели к утверждению принципа специального восстанавливающего обучения движению на основе лечебной физкультуры. Опираясь на эти исходные положения, психологами были выработаны соответствующие лечебно-восстановительные методики и процедуры, направленные на устранение различных двигательных дефектов (нарушений структуры действий, парезов, мышечного тонуса, координации движений и т. д.) [5].
Полученные факты и установленные закономерности использовались также в целях обучения в нормальных условиях. Так, впервые в 1922 году А.К. Гастевым был применен термин «биомеханика» и поставлен вопрос о необходимости научной разработки этой проблемы.
Полученные в этой области данные начинают активно использоваться в сценической практике. В понимании В.Э. Мейерхольда, биомеханика должна помочь актеру не делать лишних, непроизвольных движений, наделить его ритмикой и устойчивостью – в физическом понимании этого слова. В докладе «Актер будущего и биомеханика» была развита мысль о необходимости «физического благополучия» артиста, о важности в каждом движении «задействовать» все тело, дабы выразительнее представить внутреннюю сущность роли [12]. Обобщая сценический опыт, К.С. Станиславский пришел к выводу, что лишь живая задача и подлинное действие, втягивая в работу саму природу, способны в полной мере управлять мышцами, правильно напрягать и ослаблять их.
Проблема управления движениями явилась особенно актуальной для физиологии спорта. Данный раздел физиологии занимается не только вопросами спортивного совершенствования, но также обоснованием физического воспитания людей различного возраста и разных профессий, для чего необходимо знание о процессах, лежащих в основе начального обучения спортивным движениям.
Многочисленные научные работы, выходившие в 50 – 70-е годы, затрагивали разнообразные аспекты психомоторной организации спортсменов: выработки двигательных навыков, изучения механизмов управления движениями, нахождения путей сознательного управления мельчайшими характеристиками отдельных параметров движений. Так, например, большое число работ было посвящено изучению образования навыков стильного плавания, технике ударов и защитных действий в боксе, координации движений (В.П.Назаров; Ю.Б. Никифоров; И.Г. Сафарян; В.С. Фарфель). Исследования конца 50-х годов, посвященные проблеме управления движениями, касались, в частности, таких вопросов, как автоматизация навыков, способы получения и обработки информации о параметрах движений, управление дыхательными движениями, возрастное особенности управления движениями, особенности управления движениями в различных видах спорта (Д.П. Букреева; А.П. Тамбиева; В.С. Фарфель и др.).
Важнейшим видом деятельности на всех этапах исторического развития человека была и остается трудовая деятельность. В процессе эволюции человечества развивались орудия труда, а вместе с ними развивалась и совершенствовалась функциональная система рук, увеличивалось количество движений, действий, которые совершал человек, повышалась степень их произвольности.
Одной
из главных проблем явилось
В исследованиях Н.А. Розе, одной из известных современных отечественных специалистов по проблеме психомоторики, было выявлено закономерное уменьшение макродвижений рук при переходе от более простых к более сложным, технически оснащенным действиям. Розе отмечает: «На смену грубым силовым движениям приходит масса тонких высокодифференцированных микродвижений» [23.c.124]
Формирование микродвижений автор связывает с появлением качественно новой формы регуляции движений, осуществляемой высшими отделами двигательных центров коры головного мозга, его аналитико-синтетической деятельностью. Н.А. Розе был обоснован подход к изучению моторики как проявлению общей двигательной активности человека, в которой решающая роль отводится кинестетическому анализатору. Одной из главных проблемой исследования при этом выступала проблема организации действия.
Начиная со второй половины 50-х годов, в центр внимания ученых выдвигается проблема информационного взаимодействия человека с современными техническими устройствами. Исследования слежения человека-оператора за разнообразными входными сигналами, изменяющимися с различными скоростями при различной структуре контуров управляемых систем, раскрыли механизмы регуляции движений человека-оператора и позволили разработать практические рекомендаций по увеличению эффективности слежения. Проведены исследования с целью предсказания качества деятельности операторов по показателям состояния оператора. В качестве исследуемых характеристик при этом выступали: частота пульса, острота зрения, величина динамического усилия, а также параметры двигательной деятельности. В результате исследований была разработана портативная методика, позволяющая оценить общее состояние оператора и предсказывающая ожидаемое качество его работы [15].
В рамках инженерно-психологических исследований Б.Ф. Ломовым была предложена оригинальная концепция уровней процессов антиципации. В частности, проводилось экспериментальное изучение вопросов антиципации на уровне сенсомоторных процессов: в простых и сложных реакциях, реакциях на движущиеся объекты, в задачах перцептивного слежения и моторных актах, требующих зрительно-двигательных координаций [16].
Многочисленные исследования последних десятилетий были посвящены проблеме психомоторной эволюции взрослого человека в связи с общей теорией развития психофизиологических функций. Интенсивно изучались закономерности онтогенетического развития двигательных характеристик в зависимости от степени развития самого двигательного анализатора (Д.П. Букреева; Р.Е. Мотылянская; А.П. Тамбиева; В.С. Фарфель и др.).
Важные результаты для дальнейшего изучения психомоторики были получены в лонгитюдном исследовании, проведенном под руководством Б.Г. Ананьева в 70-е годы. Его результаты показали, что кинестетический анализатор играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами человека и, в силу этого, занимает особое место среди других анализаторов.
Развивая идею о «моторной одаренности», отечественные ученые (Л.Ф. Евсеева; Е.П. Ильин; А.М. Мехреньгин; Н.П. Фетискин и др.) провели анализ особенностей психомоторики с учетом так называемых «двигательных способностей». Под двигательными способностями при этом понимаются «такие психологические и психофизиологические особенности, которые способствуют успешной двигательной [17с. 5]. Структура двигательных способностей исследовалась не только в связи с естественным возрастным развитием человека, но и в условиях их целенаправленного формирования (в процессе спортивной и профессиональной тренировки).
Особое место в изучении психомоторики в 70-е годы занимала проблема взаимосвязи развития двигательных качеств и психических процессов. Конкретные исследования по данному вопросу не столь многочисленны и к ним, в первую очередь, относится изучение влияния систематических занятий физической культурой и спортом на умственную работоспособность, а также исследование взаимосвязи физического и психического развития (В. Волков; Г.Д. Горбунов; Г. Гримм; Н.Б. Стамбулова и др.).
Ряд исследователей сосредоточил свое внимание на изучении простых двигательных реакций нервной системы (Е.П. Ильин; М.Н. Ильина; В.А.Сальников; В.П. Умнов; Н.П. Фетискин и др.). В ходе исследования подтвердилось предположение об обусловленности связей между различными психомоторными функциями общей нейродинамической основой. Было установлено, что особенности проявления свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) обуславливают, в совокупности с иными параметрами, степень проявления других более сложных психофизиологических факторов. Совокупность общих (психофизиологические особенности личности, аэробные и анаэробные возможности организма) и специфических (морфо-функциональные особенности строения различных звеньев двигательного аппарата и т. д.) факторов определяет в каждом конкретном случае структуру той или иной двигательной способности – силы, быстроты, или точности движений.
Информация о работе Возрастной аспект проблемы психомоторного развития ребенка