23. Розе
Н.А. Психомоторика взрослого человека.
Л., 1970.
24. Сеченов
И.М. Избр. труды. М., 1952.
25. http://www.kidsmile.ru/article.php?id=18&pod=8
26. Гуревич
М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика,
ч. 1—2, М. — Л., 1930; Ковалев В.В. Семиотика
и диагностика психических заболеваний
у детей и подростков, с. 25, М., 1985.
27http://www.du.edu/psychology/people/harter.htm
28 3. Кольцова
М.М. Двигательная активность
и развитие функций мозга.- М.,
Педагогика, 1973г.
29 http://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=857991&show=html
30/ The Silent
Language. New York: Doubleday, 1959
31.Efron 1941/1972
– Efron, D. Gesture and enviroment. //N.Y., 1941 (2nd edition
1972: Gesture, Race and Culture).
32. Ekman
P. Cross-cultural studies of facial expression. — N. Y.: Academic
Press, 1973, p. 169––222.
33. Freedman
D. G. Human infancy: An evolutionary perspective. Hillsdale, N.
Y.: Lawrence Erlbaum, 1974. Dittmann and Llewelyn 1969 - Dittmann, A.T.,
& Llewelyn, L.G. Body Movement and Speech Rhythm in Social Conversation
// Journal of Personality and Social Psychology, 1969. С. 23, 283-292.
34. http://www.piter-press.ru/book.phtml?978527200237
Приложения
Развитие
психомоторики:
- 1 месяц - приподнимает
головку, когда его кладут на живот, но
еще не держит ее. Реагирует на яркие цвета
и громкие звуки. Может узнавать родителей
по голосу и искать их глазами.
- 2 месяца.
Лежа на животе, может удерживать головку
некоторое время (несколько минут). Выражает
беспокойство или боль криком. «Гулит»,
когда у него хорошее настроение.
- 3 месяца.
Физиологический гипертонус мышц постепенно
исчезает. Ребенок уверенно тянется ручками
к игрушкам и может удерживать их, ощупывает
и поглаживает различные предметы. Лежа
на животе может приподниматься на руках
и опираться на них; делает попытки (иногда
успешные) перевернуться со спины на живот
и на бок. Находясь на руках у взрослого,
уверенно держит голову.
Часто улыбается окружающим; начинает
выражать симпатию определенным людям.
В это же время формируется так называемый
комплекс оживления: при общении с близкими
(симпатичными ему) людьми малыш оживленно
двигает ручками и ножками, улыбается,
«гулит».
- 4 месяца.
Во время кормления придерживает руками
грудь матери или бутылочку. Поворачивает
голову в сторону источника звука, много
«гулит». Как правило, умеет поворачиваться
на бок. Смеется, когда с ним играют, может
заплакать, когда игра прерывается. Выражает
любопытство при виде новой погремушки.
Настроение может очень быстро меняться.
Пытается обратить на себя внимание родителей:
постукивает погремушкой или плачет. В
этом возрасте нужно побуждать ребенка
к тому, чтобы он сам взял игрушку: покажите
ему погремушку, приблизьте к его ладошке,
но не вкладывайте в протянутую руку.
- 5 месяцев.
Может поворачиваться на живот, а лежа
на животе, опирается на ладони выпрямленных
рук, высоко приподнимает голову и верхнюю
часть туловища. Более уверенно тянется
за игрушкой. Сердится, когда у него что-нибудь
отбирают. Узнает близких людей по голосу,
различает строгую и ласковую интонацию,
начинает реагировать на свое имя.
- 6 месяцев.
Сам еще, как правило, не садится, но сидит,
если его посадить. Стоит прямо при поддержке
под мышки, поднимается на ноги, если его
потянуть за руки. Переворачивается со
спины на живот и пытается ползти. Настораживается
при виде незнакомых людей. Радуется, когда
видит других детей. «Все тащит в рот»
- 7 месяцев.
По просьбе взрослого находит взглядом
предмет, если тот находится на своем обычном
месте. Много лепечет, повторяет одни и
те же слоги. Проявляет нечто вроде чувства
юмора: может рассмеяться, если взрослый,
например, сделает смешную гримасу. Выразительно
дает понять, что хочет, чтобы его взяли
на руки. Некоторые дети к этому возрасту
уже начинают ползать, что очень важно
для профилактики нарушения осанки.
- 8 месяцев.
Подражает действиям взрослого. По просьбе
выполняет многие разученные действия
— «ладушки», «дай ручку» и т. п. С помощью
взрослого может пить из чашки. Улыбается
при виде своего отражения в зеркале и
трогает его. Как правило, болезненно реагирует
на расставание с родителями, не любит
подолгу оставаться один, хотя способен
довольно долго самостоятельно заниматься
игрушками
- 9 месяцев.
Хорошо знает свое имя; ползает, самостоятельно
сидит, сам ложится и садится. Встает на
колени, стоит при поддержке за одну руку,
делает попытки стоять без опоры. При поддержке
за руки может ходить. Движения рук становятся
более совершенными: перекладывает предмет
из одной руки в другую, собирает мелкие
предметы. С удовольствием демонстрирует
свои навыки, например игру в «ладушки».
Начинает чувствовать настроение другого
человека: при виде плачущего может тоже
заплакать.
- 10 месяцев.
Появляется чувство ревности — может
заплакать, если в центре внимания окажется
другой ребенок. Начинает осознавать,
когда его поведение одобряют, а когда
— нет. В этом возрасте ребенка можно побуждать
к тому, чтобы он пробовал ходить без поддержки.
Только ни в коем случае не держите его
за одну руку: во-первых, это может привести
к нарушению осанки, во-вторых — к вывиху
локтевого сустава.
- 11-12 месяцев.
Самостоятельно стоит, поднимается и приседает,
нагибается за игрушкой. Многие движения
предпочитает делать правой рукой (если,
конечно, он правша); может взять двумя
пальцами мелкий предмет, пытается снять
носок или ботинок. В незнакомой обстановке
чувствует себя дискомфортно. Имитирует
жесты и звуки. Пытается «самоутвердиться»,
особенно в присутствии старших братьев
или сестер. Может влезть на невысокий
диван, залезть под стол. Очень быстро
ползает, делает первые самостоятельные
шаги.
За
первый год жизни человек приобретает
больше знаний, навыков и умений, чем за
всю последующую жизнь. Но для этого с
ребенком необходимо как можно больше
общаться.
Известно, что дети, оказавшиеся с рождения
в детском доме, как правило, отстают в
развитии. Когда маленький (тем более —
грудной) ребенок «требует», чтобы с ним
все время занимались, — это не каприз,
а естественная потребность. Капризы детей
гораздо чаще объясняются недостатком,
а не избытком внимания. «Перекормить»
ребенка общением очень трудно.
http://www.kidsmile.ru/article.php?id=18&pod=8