Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 02:23, курсовая работа
Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.
Введение 3
Глава 1. Понятие психомоторного развития 6
1.1 Понятие психомоторики 6
1.2 история развития психомоторики 8
1.3 Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека 20
Глава 2. Психомоторика как средство общения (речь, мимика, жесты) 25
2.1 Предпочтение в использовании одной из симметричных конеч-ностей при осуществлении инструментальных действий 38
2.2 Соразмерность движений 42
Приложения 51
ФУДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Возрастной
аспект проблемы психомоторного развития
ребенка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. Понятие психомоторного развития | 6 |
1.1 Понятие психомоторики | 6 |
1.2 история развития психомоторики | 8 |
1.3 Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека | 20 |
Глава 2. Психомоторика как средство общения (речь, мимика, жесты) | 25 |
2.1 Предпочтение в использовании одной из симметричных конечностей при осуществлении инструментальных действий | 38 |
2.2 Соразмерность движений | 42 |
Приложения | 51 |
ВВЕДЕНИЕ
Все
многообразие поведенческих проявлений
человека как в самых простых,
так и в самых сложных формах
выступает как его
Двигательные действия в составе различных видов человеческой деятельности выступают либо в качестве условий или средств их реализации либо как вспомогательный компонент, обеспечивающий саму возможность осуществления какой – либо деятельности. Кроме того, сочетания движений и двигательных действий могут быть направлены на достижение определенной моторной цели через решение ряда двигательных задач, представляя в этих случаях самостоятельный вид специфической человеческой деятельности – психомоторную деятельность. [10]
Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.
Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности:
В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике.
Закономерности
психомоторных процессов
Глава 1
ПОНЯТИЕ
ПСИХОМОРНОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие психомоторика
Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.[25]
Психомоторика или психомоторные процессы это объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями. Это понятие в психологию ввел И. М. Сеченов, хотя термин «психомоторные центры» существовал и раньше. Сеченов писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже эти ведут за собою действия; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явление двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными» [24. стр 516].
Сеченову принадлежат слова, ставшие классическими: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге везде окончательным фактом является мышечное движение» [24, стр 9]
Иногда говорят, что «психомоторика это реализация психической деятельности
Психомоторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.
Изучение характера психомоторики как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная осанка, свободная выразительная мимика и жестикуляция, плавная ритмичная походка, способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический тип отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью. Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая работоспособность. Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.
При различных
заболеваниях, прежде всего психических,
могут возникать разнообразные общие
или частичные нарушения психомоторики.
К ним относится двигательный инфантилизм,
недоразвитие (моторная дебильность),
угнетение (гипокинезия и акинезия), усиление
(гиперкинезия) и извращение психомоторики
(паракинезия). Выраженные расстройства
психомоторики возможны при психомоторном
возбуждении и ступоре, при аффективных
состояниях. Частным случаем нарушений
психомоторики являются навязчивые движения
и действия, пароксизмально протекающие,
обычно с сумеречным помрачением сознания,
психомоторные симптомы (например, оральные
автоматизмы, сноговорение, сомнамбулизм).
Выделяют также регрессивные расстройства
психомоторики в виде возврата (временного
или стойкого) к формам поведения, свойственным
более ранним этапам нервно-психического
развития (утрата навыков опрятности,
самообслуживания, ползание вместо ходьбы,
мутизм, двигательная расторможенность).
Регрессивные расстройства психомоторики
особенно ярко выражены при некоторых
реактивных психозах (например, синдроме
одичания и пуэрилизме). Распад психомоторики
происходит при пресенильных и сенильных
деменциях (например, болезни Альцгеймера,
болезни Пика, старческом слабоумии) и
других прогрессирующих органических
заболеваниях головного мозга. [26]
1.2.История развития психомоторики
Проблема моторики и движений с давних пор интересовала исследователей. Термин «психомоторика» был введен в психологию И.М. Сеченовым, раскрывшим роль мышечного движения в познании окружающего мира. Сеченов впервые связал двигательные функции с высшими отделами центральной нервной системы, предпринял попытку целостного описания психики человека через характеристики поведения. Большое значение он придавал изучению многообразных импульсов, поступающих в органы чувств, отмечая, что «нервная система представляет собрание разнообразных регуляторов деятельности» [24, стр. 21]Это изменило и существовавшее до него представление об исполнительной функции двигательных центров коры, называвшихся психомоторными.
С развитием эксперимента в психологии в конце ХIХ века возрос интерес к изучению психомоторики. Это было обусловлено возможностью и относительной легкостью точной фиксации двигательной активности человека и ее соотнесения с психической деятельностью. Именно поэтому быстрота и точность реагирования на внешний стимул явились первыми психомоторными характеристиками, используемыми в психологическом исследовании . Необходимость подобных исследований детерминировалась, как развитием науки, так и запросами практики, поскольку двигательный ответ на тот или иной сигнал является составляющим элементом почти любой трудовой деятельности.
История
показала, что становление передовых
направлений в русской и
После октябрьской революции в 20-е годы в качестве общенаучной методологии и основания объединения различных течений психологии выступила марксистская философия. Материалистически ориентированные направления в отечественной психологии были представлены рефлексологией В.М. Бехтерева, реактологией К.Н. Корнилова и рядом других направлений.
Вслед за Сеченовым, Бехтерев внес большой вклад в обоснование необходимости использования для изучения психических процессов объективных экспериментальных методов исследования. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него выступает рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Рефлекс, по его мнению, – «жизненный атом», элементарный акт поведения. Деятельность человека, сколь бы сложной она ни была, представляет собой, по мнению Бехтерева сумму рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации. Исходя из этого, сущность и задачи рефлексологии Бехтерев видел в изучении актов поведения личности (т. е. всех ее рефлексов) в их опосредованности, во-первых, внешними раздражителями и, во-вторых, нервно-психическими процессами, протекающими в организме.
Согласно К.Н. Корнилову, психология должна заниматься изучением реакций живого организма, охватывающих все формы его проявления в отношении окружающей среды. Жизнь есть ни что иное, как совокупность реакций, а каждая реакция представляет собой ту или иную форму взаимодействия живого организма с окружающей средой.
Прикладной аспект изучения реакций Корнилов видел в их рассмотрении применительно к трудовым процессам и воспитанию человека. Трудовая жизнь и все трудовые процессы человека определялись им как частный вид реакций вообще, а психотехника – как научная дисциплина о трудовых реакциях человека [13]
Трудовые процессы человека, также как и реакции, сводятся Корниловым к семи основным типичным формам:
1) «натуральный тип» трудовых процессов, к которому относятся профессии, не требующие интенсивной мыслительной деятельности и интенсивного мускульного напряжения (каждый представитель такой профессии естественным образом реализует природную склонность к ускоренному или замедленному темпу своей работы, проявляя разную степень затраты энергии в действиях);
2)
«мускульный тип» трудовых
3)
«сенсорный тип» трудовых
4)
образцом трудового процесса
«типа различения» является
Таким образом, работами этих ученых в психологию вводилось новое понимание предмета психологии – поведение (или внешне выраженные реакции и рефлексы человека в ответ на внешние воздействия). [13]
В начале XX века изучение психомоторики было направлено, прежде всего, на описание конституциональных свойств личности. Особенности «двигательного облика» субъекта сопоставлялись с его телосложением и характером, в первую очередь, с конституциональными типами Кречмера. Соответственно трактовался и сам термин: «Термин «моторика” мы применяем в смысле структуры двигательных функций, подобно тому, как характер является структурой психических функций. … Моторика является, таким образом, конституциональным свойством личности и ее рассмотрение имеет особое значение в соотношении с другими конституциональными особенностями индивидуума» [9 стр 5]. Научное изучение двигательных функций осуществлялось путем установления их связей с анатомо-физиологическим субстратом.
Информация о работе Возрастной аспект проблемы психомоторного развития ребенка