Возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников изучить понятие креативности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие интроверсии и экстарверсии в психологии
1.2. Экстраверты и интроверты: основные черты
1.3. Отличие интроверта и экстраверта
1.4. Достоинства и недостатки экстравертов и интровертов
1.5.Понятие креативности
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1. Цели и задачи исследования
2.2.Методика исследования
2.3. Интерпретация результатов
Заключение
Список использованной литератур

Работа состоит из  1 файл

Возрастные особенности .doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие интроверсии и экстарверсии в психологии

1.2. Экстраверты и интроверты: основные черты

1.3. Отличие интроверта и экстраверта

1.4. Достоинства и недостатки экстравертов и интровертов

1.5.Понятие креативности

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1. Цели и задачи исследования

2.2.Методика исследования

2.3. Интерпретация результатов

Заключение

Список использованной литературы:

Введение

 

«Возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с  креативностью » - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема исследования становится сегодня крайне актуальной. К. Г. Юнг - известный швейцарский психолог, психиатр и философ. Основатель глубинной аналитической психологии.

Всю жизнь "стремился постичь необъятную проблему души" человека. Его работы простираются от традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств до глобальных проблем существования человека в мире. Ввел термины "коллективного бессознательного", т. е. психических первообразов и архетипов. Разработал структуру личности и типологию характеров.

По его типологии всех людей можно разделить сначала на два типа - экстраверты и интроверты, а затем каждый из этих типов можно подразделить еще на четыре типа.

Тогда мы получаем восемь типов, по четыре в каждой группе: в группе экстравертов - экстравертированный мыслительный тип, экстравертированный чувствующий тип, экстравертированный ощущающий тип, экстравертированный интуитивный тип. В группе интровертов соответственно - интровертированныи мыслительный, интровертирован-ный чувствующий, интровертированныи ощущающий и интровертированныи интуитивный типы.

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель исследования – рассмотреть возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с  креативностью.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников  изучить понятие креативности.

2. Провести анализ интроверсии и экстраверсии в психологии.

3. Дать характеристику основным чертам экстравертов и интровертов.

4. Выявить и проанализировать сильные и слабые стороны экстравертов и интровертов.

5. На основе проведенного исследования сделать выводы.

Объект исследования – взаимосвязь экстраверсии-интроверсии с  креативностью.

Предмет исследования – ученики средней образовательной школы 7 и 11 классов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует возрастная взаимосвязь экстраверсии (интроверсии) с креативностью.

Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованной литературы. Названия глав отображают их содержание.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая часть

 

 

1.1. Понятие интроверсии и экстраверсии в психологии

 

Согласно Юнгу, Экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же, напротив, предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами.

С течением времени Юнг существенно пересмотрел взгляды на экстраверсию-интроверсию.

Во-первых, он выделил ряд самостоятельных факторов (психологических функций), которые он ранее включал в состав экстраверсии-интроверсии: мышление, чувство (переживание), ощущение, интуиция.

Во-вторых, начиная со своей программной работы «Психологические типы» (1920) он говорил не об экстравертах и интровертах, а об экстраверсии или интроверсии доминантной функции.

То есть он писал, что в психике индивида человека может доминировать одна из функций — экстравертированное или интровертированное мышление, чувство, ощущение, интуиция, при этом в психике находилось место и для других функций, которые играли вспомогательную роль или вытеснялись в бессознательное.

Айзенк, заимствуя у Юнга эти понятия, наполняет их несколько иным содержанием — для Айзенка эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса кореллирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт спокоен, застенчив, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая.

В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Акофф и Эмери), и др.

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс, в соционике, в психософии, в тесте NEO-PI-R и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.

 

1.2. Экстраверты и интроверты: основные черты

Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.

Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

 

Экстраверт

 

Экстраверты - это люди, обращенные к объекту, к внешней действительности. Это открытые люди, которые характеризуются интересом к внешнему объекту, готовностью воспринимать все, что происходит вовне, оказывать непосредственное влияние или оказываться под влиянием внешних событий.

Экстраверты постоянно находятся в гуще событий, в месте событий, они хотят быть участниками этих событий и находят непосредственное удовольствие и удовлетворение в этом. Эти люди любят шумные компании, вечеринки, заводят много друзей и знакомых, часто без разбора, лишь затем, чтобы иметь ощущение нужности, важности в том окружении, в котором они могут себя показать.

У экстравертов нет секретов, потому что они не могут их долго сохранять, так как вынуждены в силу своего характера делиться с другими. Как пишет К. Г. Юнг, они живут в других и через других, любые размышления о себе приводят их в содрогание. Часто их положительные стороны могут превращаться в отрицательные.

Так, например, умение быстро ориентироваться в новой ситуации, быстрая пластичность и приспособляемость могут вылиться в неразборчивость связей, чрезмерную общительность, болтливость и назойливость. Чрезмерная активность и напористость экстравертов ведет иногда к тому, что они вмешиваются в чужие дела. Если они увлекаются показом себя, то переходят в позерство и самовыпячивание и т. д. Как известно, слабые стороны - это всегда продолжение сильных сторон, но чрезмерно выраженное.

 

Интроверт

обращенный вовнутрь, он весь в себе, внешнее его интересует мало, он больше заботится о своем внутреннем мире. Обычно интровертов распознать труднее, их как бы нет иногда, настолько сильно они растворяются в толпе и компании. Это внешне спокойные люди, без эмоций, держащиеся в тени, неразговорчивые. Они не любят компании и редко первыми заводят знакомство.

Стараются держаться в отдалении от внешних событий, не вступая с ни с кем в контакт, и проявляют как бы негативное отношение к ним. Часто они выглядят неловкими и неуклюжими в разговоре, нарочито сдержанными, застенчивыми, потому, по обыкновению, в компании производят впечатление как бы отстраненности и пренебрежительности по отношению к людям, которые расположены к ним всей душой. Из-за этого интроверты сами испытывают неловкость и настраивают окружающих на недружелюбный тон.

Если для экстравертов мир - это они сами, то для интровертов - это что-то извне, к чему они относятся с некоторым недоверием, подозрением, что этот мир "обманет, проведет, заберет у них сокровенное". Поэтому от внешнего мира интроверт отгораживается оборонительной системой. Эта система позволяет мирно сосуществовать с внешним миром и позитивно строить свои взаимоотношения, но в любом случае этот мир остается как бы не своим, непринятым и непонятным. По К.Г. Юнгу, эта оборонительная система состоит из "...скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия".

Интроверт, который все самое сокровенное, все свои " самые лучшие качества оставляет для себя, в своих раздумьях и размышлениях находит наибольшую радость и смысл своего существования. Его внутренний мир - это и есть весь мир, который бурлит и в котором он находит безопасность, спокойствие и уединение. В нем он чувствует себя "в своей тарелке" и готов проявить все, на что он способен.

Здесь он проделывает огромную работу по собственной инициативе, по собственным законам и добивается прекрасных результатов.. Это его сад, за которым он бережно ухаживает, лелеет и бережно растит, в котором он находит утешение, радость и победу. Внешнее - общественное мнение, какие-либо корпоративные законы, мнение знакомых - никогда ни в чем его не убедит, если его внутренние убеждения не найдут подтверждения в нем самом; только он сам решает, что правильно, а что нет.

Можно сказать, что, чем сильнее общественное мнение, тем сильнее интроверт закрывается в своей скорлупе. Полную свою безопасность он находит только в кругу очень ограниченного количества людей, которых у него бывает очень и очень мало, так как в выборе своих друзей и знакомых интроверт весьма разборчив.

В случае чрезмерного развития тех или иных черт бывает нетрудно понять, почему таких людей обвиняют, как пишет К.Г. Юнг, в "...холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве, тщеславии, капризности". Но они великолепно находят свое место в обществе там, где нужны характеристики, более сильно выраженные, чем у экстравертов. Например, они обычно более последовательны, более аккуратны и педантичны, более добросовестны, более бережливы, терпеливы и более спокойны и осмотрительны, чем экстраверты.

 

1.3. Отличие интроверта и экстраверта

 

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:

- к общению с людьми,

- вниманию со стороны окружающих,

- участию в публичных выступлениях,

- участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

C чем же связано существование таких разных типов личности? Мы с вами знаем, что человек устроен гораздо сложнее его анатомического устройства. И частью этого сложного механизма является энергетический аспект. Наверное, все процессы, происходящие в человеке, связаны с затратами энергии, и поэтому способ пополнения энергии является важным элементом жизни и поведения каждого человека.

Обычно человек получает энергию в эфирное тело, через дыхание, питание и сон. Во время сна биополе человека восстанавливается, так как «траты» эфирной энергии на другие тонкие тела сводятся к минимуму (физическое тело во время сна почти не совершает движений, ментальное тело понемногу допроживает те мысли и идеи, которые человек думал в течении дня, да и потребления астрального тела минимальны), а выработанный и сохраненный во время сна энергопотенциал дает возможность человеку плодотворно жить и трудиться следующий день. Поэтому после сна мы и чувствуем себя отдохнувшими, наполненными силой и энергией.

Но не со всеми людьми это наполнение происходит в равной мере. Оказывается, экстравертам энергии, которую они получили во время сна, не хватает. И им для полноценной жизни приходится искать энергетическую подпитку в окружающем мире (обществе). Что они успешно и делают, получая в том или ином виде энергию от других людей. Собственно, именно этот факт и неосознанно заставляет экстравертов искать общество других людей, привлекать внимание, быть на публике, в центре внимания.

Интроверты же прекрасно пополняют свой энергетический запас во время сна и затем целый день живут в основном за счет этой энергии. Это позволяет им заниматься своими делами или творчеством в одиночестве. У них нет жгучей или острой потребности в общении с другими, им комфортно и наедине с собой.

Информация о работе Возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью