Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:48, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников изучить понятие креативности.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие интроверсии и экстарверсии в психологии
1.2. Экстраверты и интроверты: основные черты
1.3. Отличие интроверта и экстраверта
1.4. Достоинства и недостатки экстравертов и интровертов
1.5.Понятие креативности
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1. Цели и задачи исследования
2.2.Методика исследования
2.3. Интерпретация результатов
Заключение
Список использованной литератур
При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую вариативность и неповторимость в сочетании индивидуальных личностных качеств, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с более высокой творческой активностью.
Оптимальным для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, а с другой – видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить «генеральный» фактор, определяющий степень творческой активности.[7]
Таким образом, проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.
Целью данной работы является выявление зависимости возрастных особенностей взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью.
2. Провести комплексную психодиагностику влияния возрастных особенностей экстраверсии-интроверсии на креативность.
3. Провести статистическую обработку результатов исследования.
Объектом исследования является группа из 50 человек. Предварительно был проведен тест на определение личностных качеств по пятифакторной модели. Результаты теста:
Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный) – ( 13+15)-экстраверт, (12+10) – интроверт)
Предмет исследования – ученики ХСОШ№1 7 и 11 классов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует возрастная взаимосвязь экстраверсии (интраверсии) с креативностью.
В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда.
Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.
Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста).
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Уровень креативности
Сумма баллов
Очень высокий
40–34
Высокий
33–27
Нормальный, средний
26–20
Низкий
19–15
Очень низкий
14–8
Текст опросника
Творческая личность способна:
Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
Лист ответов
Дата _____________
Школа___________Класс_________
Респондент (Ф.И.О.) ______________________________
В листе ответов c номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности).
Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.
Возможные оценочные баллы:
1 - никогда,
2 - редко,
3 - иногда,
4 - часто,
5 - постоянно.
№
Ф. И. О.
Характеристики креативности
1 2 3 4 5 6 7 8
Результаты теста, на определение креативности у учеников 7 класса.
Таблица №1.
№ | Экстра/Интра | Уровень креативности
|
1. | Экстра | Очень высокий
|
2. | Экстра | Очень высокий
|
3. | Экстра | Очень высокий
|
4. | Интра | Высокий
|
5. | Интра | Высокий
|
6. | Интра | Высокий
|
7. | Интра | Высокий
|
8. | Экстра | Высокий
|
9. | Интра | Нормальный, средний
|
10. | Экстра | Нормальный, средний
|
11. | Интра | Нормальный, средний
|
12. | Интра | Нормальный, средний
|
13. | Интра | Нормальный, средний
|
14. | Интра | Нормальный, средний
|
15. | Экстра | Нормальный, средний
|
16. | Экстра | Нормальный, средний
|
17. | Экстра | Нормальный, средний
|
18. | Экстра | Нормальный, средний
|
19. | Экстра | Низкий
|
20. | Экстра | Низкий
|
21. | Экстра | Низкий
|
22. | Экстра | Низкий
|
23. | Интра | Очень низкий
|
24. | Интра | Очень низкий
|
25. | Интра | Очень низкий
|
Таким образом, среди учеников 7 класса большинство имеет средний уровень креативности.
Результаты теста, на определение креативности у учеников 11 класса.
Таблица №2.
№ | Экстра/Интра | Уровень креативности
|
1. | Экстра | Очень высокий
|
2. | Экстра | Очень высокий
|
3. | Экстра | Очень высокий
|
4. | Экстра | Очень высокий
|
5. | Интра | Очень высокий
|
6. | Интра | Очень высокий
|
7. | Интра | Очень высокий
|
8. | Интра | Высокий
|
9. | Интра | Высокий
|
10. | Экстра | Высокий
|
11. | Экстра | Высокий
|
12. | Экстра | Высокий
|
13. | Интра | Высокий
|
14. | Интра | Высокий
|
15. | Экстра | Высокий
|
16. | Экстра | Высокий
|
17. | Экстра | Нормальный, средний
|
18. | Экстра | Нормальный, средний
|
19. | Экстра | Нормальный, средний
|
20. | Экстра | Нормальный, средний
|
21. | Экстра | Нормальный, средний
|
22. | Экстра | Нормальный, средний
|
23. | Интра | Нормальный, средний
|
24. | Интра | Низкий
|
25. | Интра | Низкий
|
Таким образом, среди учащихся 11 класса большинство имеют очень высокий и высокий уровень креативности.
Влияние типа личности (экстра- интра- верты) на креативность не наблюдается.
Таким образом, гипотеза исследования в предположении о том, что существует возрастная взаимосвязь экстраверсии (интраверсии) с креативностью, подтвердилась.
Интроверсия — Экстраверсия — распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.
Экстраверты — люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей. Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.
У интровертов либидо направлено на внутренний мир. Такие люди склонны к созерцательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.
В каждом человеке полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интроверт может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.
─ Исследователи выделяют, по крайней мере, три причины того, почему человек занимается творчеством: удовлетворить потребность в новой и разнообразной стимуляции, улучшить способности передавать свои идеи и ценности, разрешать проблемы. Множество определений креативности, данных разными учеными, помогают понять ее суть.
─ Ряд исследователей пришли к выводу, что люди, будучи потенциально творческими, подавляют свои действия, потому что они противоречат принятым или традиционным представлениям. Идея о потенциально творческом настрое всех согласуется с тем фактом, что в определенных условиях не отличающиеся креативностью люди неожиданно демонстрируют способность к творчеству.
─ К личностным особенностям, связанным с креативностью, относят интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой и заинтересованность в достижении высоких результатов (мотив успеха), независимость суждений, автономия, уверенность в себе, толерантность к неопределенности, готовность разрешить конфликт, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения.
Информация о работе Возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью