Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:48, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников изучить понятие креативности.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие интроверсии и экстарверсии в психологии
1.2. Экстраверты и интроверты: основные черты
1.3. Отличие интроверта и экстраверта
1.4. Достоинства и недостатки экстравертов и интровертов
1.5.Понятие креативности
Глава 2. Эмпирическое исследование
2.1. Цели и задачи исследования
2.2.Методика исследования
2.3. Интерпретация результатов
Заключение
Список использованной литератур
Известный термин «энергетический вампир», говорит нам лишь о том, что это человек экстравертивного типа, нуждающийся в энергетической подпитке, и получает он эту энергию от людей, и при этом делает это неконструктивным образом. Проще говоря, «энергетический вампир» это экстраверт, который получает энергию, причиняя людям зло и нанося им вред (через обиды, страхи, необоснованные обвинения, критику и т. д.). Но, к счастью, есть экстраверты (и их большинство), которые получают энергию, делая людям добро и принося пользу.
Как распознать интроверта и экстраверта? Для этого следует обратить внимание на поведение человека. Ведь суть каждого из нас проявляется в нашем поведении. Наверное, вы встречали подобную ситуацию. В трамвай заходит женщина преклонных лет. Молодой человек срочно начинает читать газету или дремать, а серьезный мужчина громко просит его уступить место вошедшей женщине. Юноша нехотя встает, на его место садится довольная старушка. Если эту ситуацию разобрать энергетически, то получится, что молодой человек это интроверт, погруженный только в свои проблемы и интересы. Серьезный мужчина экстраверт, который и о бабушке позаботился, и энергию свою сохранил. Ведь он свое место не уступил, а при этом получил энергию недовольства от молодого человека, энергию благодарности от старушки, энергию тех пассажиров, которые волновались за свое место, энергию пассажиров, которые поддерживают серьезного человека в том, что молодежь нужно учить уступать место старшим.
Если на работе в перерыве вы зашли в курилку и видите человека, который с упоением рассказывает анекдоты жадно слушающим коллегам, можете быть почти наверняка уверены, что выступающий - экстраверт, приносящий пользу и удовольствие людям - за энергию их внимания.
В любом, бизнесе работают и тот, и другой тип личности. Каждый из этих типов личностей имеет свои сильные и слабые стороны.
Итак, сильные стороны интровертов в работе менеджера:
- комфортный для клиента стиль общения (рассердить собеседника для интроверта - катастрофа);
- способность работать индивидуально (нет потребности постоянно находиться в коллективе).
Сильные стороны экстраверта:
- легко вступают в контакты (в том числе и холодные, нет страха перед возможной негативной реакцией),
- отсутствует страх перед публичными выступлениями (чем больше людей, тем больше внимания, а следовательно, энергии).
Слабые стороны интровертов:
- затруднена коммуникация (нет потребности в новых контактах, страх вызвать негативную реакцию),
- нежелание выходить на сцену (нет потребности привлекать к себе внимание).
Слабые стороны экстравертов:
- не заботятся о комфортном состоянии клиента (даже негативная реакция, на энергетическом уровне, их устраивает),
- иногда превращают публичное выступление в балаган (главное энергия, а не дело).
Как помочь себе достичь максимума при имеющемся потенциале? Прежде всего, наверное, нужно осознать, к какому типу личности вы относитесь. Существует множество тестов для определения типа личности. Проанализируйте свое поведение:
Комфортно ли вам работать в одиночестве?
Легко ли вам вступать в контакты?
Есть ли у вас тяга к публичным выступлениям?
В поезде вы предпочитаете общаться или молчать? и т. д.
Когда вы обоснуете свой тип, можно рекомендовать следующее.
Интровертам следует научиться общаться с людьми так, чтобы иметь только позитивную реакцию собеседника или слушателя. А для этого нужно уважать собеседника и ставить его интересы на первое место. Вероятнее всего, интровертам нужно научиться вызывать позитивную реакцию с первого слова.
Экстравертам необходимо научиться управлять процессом общения и останавливать его в тот момент, когда он вызывает негативную реакцию собеседника. Мы все понимаем, что негативная реакция клиента пользы делу не принесет, даже если эта реакция приносит пользу астральному телу экстраверта. Поэтому и экстраверту тоже нужно научиться уважать собеседника и ставить его интересы на первое место, а свой энергетический комфорт на второе.
Даже процесс эмоциональной и энергетической наполненности лекции у экстраверта и интроверта отличается. Интроверт начинает лекцию размеренно и спокойно, постепенно увеличивая эмоциональную наполненность, как бы раскачиваясь, достигая кульминации
к концу выступления. У экстравертов же в начале присутствует какое - либо неординарное начало (новая шутка, предложение встать и подвигаться, необычный или затянувшийся риторический вопрос).
В возможностях каждого заложено умение проявлять себя и как экстраверта, и как интроверта и даже как альтруиста, - для этого нужно лишь наработать нужные умения.
Если же человек умеет управлять своей экстраверсией и интроверсией, то ему доступны оба варианта выступлений.
Фактически, успешные люди могут быть от природы и экстравертами, и интровертами. Но и тем, и другим важно научиться альтернативным умениям: экстравертам - интровертивным, а интровертам - экстравертивным. Постепенно обладатель таких способностей становится альтруистом - человеком, который умеет как уважать свои интересы, так и учитывать интересы других (клиентов, сотрудников) людей, и в результате получает максимум успеха в делах.
Наиболее характерное различие между интровертами и экстравертами — способ подзаряжаться энергией. Однако есть еще два различия, которые также бросаются в глаза: это реакция на возбуждение и подход к знанию и опыту. Для экстравертов — чем больше разнообразных источников возбуждения, тем лучше. Интроверты воспринимают такое положение вещей, как «чересчур возбуждающее». Аналогичным образом «внешники», как правило, забрасывают широкие сети, когда речь идет о приобретении знаний и опыта, в то время как «внутрениики» предпочитают сосредоточиться на чем-то одном и доходить до самых глубин.
Экстраверты легко тратят энергию и часто не могут остановиться. Они быстро восстанавливают силы, занявшись чем-то вне дома, особенно сегодня, когда предлагается так много возможностей занять свой досуг. Экстраверты могут испытывать одиночество и чувствовать себя опустошенными, когда не находятся в контакте с людьми или внешним миром. Именно они могут спрашивать после вечеринки: «А чем мы теперь займемся?» Для них часто труднее всего расслабиться и дать своему организму отдохнуть.
Интроверты, со своей стороны, источник энергии находят в собственном внутреннем мире — в идеях, впечатлениях, эмоциях. И снова, вопреки сложившемуся об интровертах мнению, они вовсе не обязательно тихие или отчужденные люди. Просто фокус их внимания — внутри собственной личности. Им нужно иметь спокойное место, где они могут тщательно обдумать все, чем они заняты, и зарядиться энергией. « Классно было пообщаться, но я рад, что вечеринка наконец закончилась!»— может с облегчением сказать интроверт.
Нахождение источников энергии для интровертов представляет определенную проблему, особенно на сегодняшнем мобильном мире. Для восстановления им требуется больше времени, к тому же у интровертов энергия заканчивается быстрее, чем у экстравертов. Интровертам нужно подсчитать, сколько энергии им потребуется, чтобы сделать то или иное дело, сколько ее им потребуется запасти и, соответственно, спланировать всю ситуацию.
Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.
Л.С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству.
Л.С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства.[1]
С.Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.»[2].
Я. А. Пономарев отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний в той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество.[3]
Я. А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Системный фактор здесь – способность действовать «в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность центрального звена психологического механизма творчества – единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) – созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) – его выявление.
Со способностью к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, сопряжены два личностных качества – интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к «побочным» продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя мимо новизны.
Таким образом, теория творчества Я. А. Пономарева позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению креативности человека.
Психологическая гибкость позволяет легко взаимодействовать рациональному и интуитивному аспектам психики человека, что дает возможность реализации целостности психологического механизма творчества.
Сила творческой мотивации поддерживает упорство человека по поиску нового в достаточно неопределенной, то есть психологически фрустрирующей ситуации. Эта мотивация удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.
Широта и глубина осознания человеком многообразных предметных, социокультурных и других контекстов позволяет ему опознать «побочные» инновационные продукты своего творческого поиска.
Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:
креативность,
творческий потенциал,
интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленская),
надситуативная активность (В. А. Петровский).
Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности».[4] Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
Творческий потенциал – это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».[5]
В. А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Таким образом, творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.
Д. Б. Богоявленская также определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности.[6]
В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л. Б. Ермолаева-Томина) была выявлена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения.
Информация о работе Возрастные особенности взаимосвязи экстраверсии-интроверсии с креативностью