Возростная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:22, реферат

Описание

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте.

Содержание

Вступление…………………….…..…………………….….………….….2
Пренатальное развитие…………………………….…..………………..2
Младенчество………..……………………………….….….…………….3
Раннее детство………………………………………….……..…………..5
Дошкольное детство……………….…………….….……….….…….….6
Кризис семи лет…………………………………….….………….…...….7
Младший школьный возраст……………..….……….….………….….9
Подросток……………………………….….………….….……….…..….10
Личность юноши……………………………….….………………….….12
Заключение…………………………………………….….……….…..….13
Литература………………..………………………………………….…....14

Работа состоит из  1 файл

Возростная психология.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

    Тенденции в развитии речи. За 1-2 года ребенок овладевает родным языком. Слово насыщается значением благодаря переносу в другие ситуации. Пассивная речь опережает активную. Первое лингвистическое открытие – это то, что предмет имеет свое значение. Вопросы у ребенка: Что это? Кто это? В начале возраста появляется феномен однословного предложения. На рубеже 2-3 лет он начинает понимать, что слова в предложении взаимосвязаны. В освоении грамматической структуры языка наблюдается три стадии: сначала все слова употребляются в женском роде; в мужском роде; правильное словоупотребление. Для правильного освоения соединения по роду необходимо сделать до 1000 повторений. В игре это происходит быстрее. Ребенок переходит от многозначности слов к первым обобщениям. Сначала он учится слушать речь, потом – говорить. К концу раннего детства владеет всеми синтаксическими конструкциями.

    Восприятие  ребенка точно, но своеобразно. Оно фиксирует одно качество предмета, на которое ребенок ориентируется затем при его узнавании. Оно также эмоционально окрашено и связано с практическим действием. Под влиянием восприятия развиваются другие процессы.

    Память  еще не действует как отдельный процесс и является непроизвольной, появляется воспоминание, формируется наглядно-действенная форма мышления. Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности. Основное новообразование – появление феномена «я сам» и речи, которые приводят к кризису 3 лет (ребенок стремится к самостоятельности, но не может достичь ее). 

    Дошкольное  детство (от 3 до 6-7 лет) 

    Делиться  на три периода:

  1. Младшее дошкольное детство 3-4 года
  2. Среднее дошкольное детство 4-5 лет
  3. Старшее дошкольное детство 5-7 лет

    Личность  ребенка развивается очень быстро и происходит это в ведущем виде деятельности (ВВД) – в игре. Но развиваются и другие виды деятельности: трудовая, учебная, художественная.

    Развитие  в игре. Младшие дошкольники играют в одиночестве. В предметных играх усовершенствуют двигательные и познавательные способности, а в сюжетно-ролевых воспроизводят действия взрослых. Средние дошкольники играют совместно и с большим количеством детей. В сюжетно-ролевых играх имитируют отношения между людьми, сами соблюдают те роли и правила, которые придумывают. К старшему возрасту игры развиваются, усложняются, появляется символическая игра, в которой реальные предметы заменяются условными. Появляется лидерство, отношение соподчинения, конструкторская игра превращается в трудовую деятельность. Игры-соревнования способствуют формированию мотивации достижения успеха. Форма игры – рисование. Существуют различные концепции детского рисунка. Интелектуалистичекий подход рассматривает изображения, не как образец объекта воспринимаемого непосредственно, а то, что ребенок о нем знает. Другие утверждают, что это никак не связано с сознанием. Третьи считают, что ребенок изображает то, что чувствует, поэтому рисунок очень субъективен и непонятен окружающим. Большинство психологов считают, что рисунок становится изобразительной деятельностью только к концу дошкольного возраста. До этого времени для ребенка важен не результат, а сам процесс изображения. Ученые считают, что изобразительная деятельность состоит из двух этапов:

    1. Доизобразительный период. Он включает  в себя несколько стадий:

    • Стадия каракулей (2 года)
    • Стадия зрительного контроля (2 года 6 месяцев). Ребенок охваченный этим процессом рисует под контролем зрения.
    • Стадия последующих интерпретаций (2-3 года), он изображает каракули, но пытается дать им объяснение. Она отражает изменение в мышлении. Ребенок переходит от мышления в действии к мышлению наглядно-образному. Этот этап длится до 5 лет.

    2.Изобразительный  период (5-7 лет). Появляются схематические  детские рисунки.   Ребенок  изображает только устойчивые  характеристики, понимает, что чувства не имеют отношения к изображению. В начале этого этапа говорится то, что ребенок начинает формулировать свое намерение рисовать в словах.

    Сто лет назад в рисунке 7-8 летних детей ценилось усиление реализма. Сейчас, наоборот, приветствуется непосредственность, смелость, экспрессивность. К 4-5 годам выделяются два типа рисовальщика:

    • Одни развивают способность изображения и предпочитают рисовать отдельные предметы – визуализаторы
  • Другие склонны к развертыванию сюжета с повествованием – коммуникаторы.

    Изобразительная деятельность позволяет ребенку  осмысливать сюжет. Создается внутренний идеальный план деятельности. У дошкольников эта деятельность является внутренней и нуждается во внешних опорах (рисунок). Выгосткий рассматривает  рисунок, как переход от символа к знаку. Символ сходен с тем, что он обозначает. Рисунок – своеобразная детская графическая речь, которая является подготовкой к письменной речи посредствам системы знаков. Любая форма игры дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни в контакт вступить не может. Деятельностью становится и восприятие сказки. Герои обычно просты, типичны, лишены индивидуальности. У них всего 2-3 качества, понятных ребенку, но доведенных до абсолютной степени. Сказка еще и деятельность содействия. Ребенок становится на позицию героя и проживает вместе с ним его жизнь. Сказка запрограммирована на освоение ребенком тех действий, которые он должен освоить в своем возрасте. Там, где этого нет, ребенок сказку не понимает. Во всех видах деятельности происходит формирование знаковой функции сознания. Он начинает овладевать пространственными моделями, в которых отражаются связи предметов и явлений, не зависящие от действий и желаний ребенка. К семи годам у ребенка возникает личное сознание, на основе которого возникает кризис семи лет.

КРИЗИС  СЕМИ ЛЕТ

    Школьный  возраст, как и все возрасты, открывается  критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при  переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.

    В последнее время появился ряд  исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схематически можно выразить так: ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. У нас все это сильно дифференцирование, поэтому поведение взрослого человека не производит впечатления столь непосредственного и наивного, как поведение ребенка.

    Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Все знают, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме.

         Этот возраст называется возрастом  смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет. Было бы очень долго перечислять всю симптоматику рассматриваемого кризиса, настолько она многообразна. Достаточно указать на общее впечатление, которое обычно передают исследователи и наблюдатели. Поясним на двух чертах, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Ребенок и до 7 лет может паясничать, но никто не скажет о нем того, что мы сейчас отметили. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походкой в комнату, говорит писклявым голосом - это не мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но, если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения.

         Самой существенной чертой кризиса  семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

    Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго. Какие поступки мы называем непосредственными? У взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Например, комического актера Ч. Чаплина отличает то, что, играя серьезных людей, он начинает вести себя с необычайно детской наивностью и непосредственностью. В этом главнейшее условие его комизма.

Утеря непосредственности означает привнесение  в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного, наивного, недифференцированного переживания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент.    

         Развитие смыслового восприятия  человека можно сравнить с  тем, как смотрит на шахматную  доску или как играет на  ней ребенок, не умеющей играть, и ребенок, научившийся играть. Ребенок, не умеющий играть, может забавляться шахматными фигурками, подбирать их по цвету и т. д., но движение фигурок не будет определяться структурно. Ребенок, который научился играть в шахматы, будет поступать иначе. Для первого ребенка черный конь и белая пешка не связаны между собой, а второй, знающий ход коня, понимает, что неприятельский ход конем угрожает его пешке. Для него конь и пешка - единство. Точно так хороший игрок отличается от плохого тем, что иначе видит шахматное поле.

    Существенная  черта восприятия - структурность, т. е. восприятие не складывается из отдельных  атомов, но представляет собой образ, внутри которого существуют различные части. В зависимости от того, в каком положении находятся фигуры на шахматной доске, мы видим ее по-разному.

    Окружающую  действительность мы воспринимаем так, как шахматист воспринимает шахматную доску: мы воспринимаем не только соседство предметов или смежность их, но и всю действительность со смысловыми связями и отношениями. В речи существуют не только названия, но и значения предметов. Ребенку уже очень рано приходится выражать в речи не только значения предметов, но и свои и чужие действия, и свои внутренние состояния («я хочу спать», «я хочу есть», «мне холодно»). Речь как средство общения приводит к тому, что приходится называть, связывать со словами наши внутренние состояния. Связь же со словами никогда не означает образования простой ассоциативной связи, а всегда означает обобщение. Всякое слово обозначает не единичную вещь. Если сказать, что сейчас холодно, и через день сказать то же самое, это означает, что всякое единичное ощущение холода тоже обобщено. Таким образом, возникает обобщение внутреннего процесса.

У младенца нет осмысленного восприятия: он воспринимает комнату и не воспринимает отдельно стульев, стола и т. д., он будет воспринимать все как нерасчлененное целое, в отличие от взрослого, который рассматривает фигуры, выступающие на фоне. Как ребенок раннего возраста воспринимает собственные переживания? Он радуется, огорчается, но не знает, что он радуется, так же как младенец, когда он голоден, не знает, что он голоден. Большая разница существует между ощущением голода и знанием того, что я голоден. Ребенок раннего возраста не знает собственных переживаний.

    В 7-летнем возрасте мы имеем дело с  началом возникновения такой  структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

    1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.

    2. К кризису семи лет впервые  возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей “малоценное” нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Информация о работе Возростная психология