Возростная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:22, реферат

Описание

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте.

Содержание

Вступление…………………….…..…………………….….………….….2
Пренатальное развитие…………………………….…..………………..2
Младенчество………..……………………………….….….…………….3
Раннее детство………………………………………….……..…………..5
Дошкольное детство……………….…………….….……….….…….….6
Кризис семи лет…………………………………….….………….…...….7
Младший школьный возраст……………..….……….….………….….9
Подросток……………………………….….………….….……….…..….10
Личность юноши……………………………….….………………….….12
Заключение…………………………………………….….……….…..….13
Литература………………..………………………………………….…....14

Работа состоит из  1 файл

Возростная психология.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

    Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

    Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи. В кризисе  семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, чт

    о впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.

    Есть  типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться. Сюда относятся конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия. По сути дела там, где возможно это внутреннее раздвоение переживаний, где впервые ребенок понимает свои переживания, где возникает внутреннее отношение, там и совершается такое изменение переживаний, без которого школьный возраст был бы невозможен. Сказать, что в кризисе семи лет дошкольные переживания изменяются на школьные, - значит, сказать, что возникло новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возможным новый этап развития - школьный возраст. Для ребенка изменилось отношение к среде, значит, изменилась и сама среда, значит, изменился ход развития ребенка, наступала новая эпоха в развитии.

    Младший школьный возраст

 

    На  протяжении этого периода происходит перестроение всей системы отношений  ребенка с действительностью. Если у дошкольника было 2 сферы отношения: «Ребенок – взрослый», «Ребенок – дети», то в младшем школьном возрасте эта система усложняется. В дошкольном возрасте обе системы функционируют параллельно, а между собой связываются игровой деятельностью. У младшего школьника система «ребенок -- взрослый» дифференцируется на две «ребенок – учитель», «ребенок – родители». И отдельно существует «ребенок – сверстники». «Ребенок – учитель» -- определяющая, становится социальной ситуацией развития младшего школьника. Она требует возникновения новой деятельности. Ей становится учебная, которая направлена на усвоение науки и культуры, накопленных человеком. А поскольку они являются абстрактными теоретическими знаниями, а ребенку, у которого потребность во внешних опорах отпала, его надо научить действовать с этими абстрактными знаниями. Таким образом учебная деятельность не существует изначально, а ей надо научить ребенка. Задача начальной школы – научить ребенка учиться. Первая  трудность, с которой  они сталкиваются—несовпадение мотива с содержанием учебной деятельностью. Поэтому мотив теряет свою силу и интерес падает. Задачи—сформировать познавательную мотивацию, сформировать познавательную, но в традиционной ситуации сделать очень сложно. Познавательная мотивация формируется только тогда, когда в школе будет интересно, содержательно, когда дети сами будут туда стремиться.. Предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцируемый на определенной науке. В отличие от любой другой деятельности, в учебной деятельности предмет не меняется под воздействием человека, а сам человек меняется под воздействием этих знаний. Учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, заставляет его  оценивать каким я был, каким я являюсь, каким я стану. Т. е. осознание ребенком самого себя. Поэтому она и начинается с того, что ребенка оценивают. ( Ребенок ориентируется на оценки других ).

    Подросток

 

    В физиологическом плане границы  подросткового возраста примерно совпадают  с обучением детей в 5-8 классах  средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

    Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

    Важность  подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

    Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового  комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими -- с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами -- с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек -- 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость);
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении + желание уединиться;
  • Развязность в поведении + застенчивость;
  • Романтизм + цинизм, расчетливость
  • Нежность, ласковость + жестокость.

      Важным этапом созревания является  процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

    У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени  от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек -- более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

    Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток  получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

      В современной западной литературе  широкое распространение получила  концепция Эрика Эриксона о  кризисе идентичности как главной  особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

    Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям -- поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

    Подростковая  фаза первичной социализации -- все  подростки этого возраста -- школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора -- либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и прочее. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений -- формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения -- повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

    В настоящее время агрессивное  поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей  и учителей. Психологическая атмосфера  в детском коллективе зачастую зависит  от детей, более агрессивных по отношению  к окружающим.

    Различные авторы в своих исследованиях  по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к  господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

    Однако  нельзя рассматривать агрессивность  только как негативное явление. Следует  помнить о том, что они могут  закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

    Личность  юноши

 

    Новообразования:

    1. к концу школы ребенок считается нравственно сформированным и обретает зрело- устойчивую мораль.
    2. формируется мировоззрение, которое включает политические, религиозные, культурные и другие устойчивые взгляды.
    3. открытие своего внутреннего мира. Обретает способность погружаться в себя, появляется потребность в одиночестве, общении. Центральное место в переживаниях занимают мечты о будущем. Появляются новые мотивы:
        • самосовершенствование
        • интерес к учению

    Оценки  отдельных качеств перерастают  в целостное отношение к себе. Появляется значимость собственных  ценностей. Отношение с двухполюсного (хороший – плохой) перерастают  в более сложное.

    Юноши более самокритичны, если они переживают наличие отрицательных черт, то стремятся их исправить. Появляется потребность в доверительном общении. Формируется чувство мужской и женской взрослости.

    Познавательное  развитие. Все процессы гибки, совершенны, интеллект сформированный.

    Мышление  логическое позволяет анализировать, рассуждать готовы ко всем видам умственной работы. Все виды деятельности соподчиняются  друг другу. Память логическая, произвольная, опосредованная. Развитие механической памяти притормаживается. Возникают проблемы с памятью, формируются общие и специфические способности, склонность к экспериментированию. Ярко выражено профессиональное самовыделение.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Личностные  кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень  важное значение для дальнейшего  развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с

      Пониманием и терпением относились  к ребёнку в это время. Для  этого рекомендуется избегать  крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу  или всё запрещать). Важно согласовать  стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то , что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса- самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Информация о работе Возростная психология