Выявление особенностей внимания школьников методом наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Переориентация системы ценностей в обществе в современных социальных условиях требует осмысления с новых позиций целей и задач воспитания, обновление его содержания. Нужды социально-экономического развития и концепция модернизации отечественного образования ставят перед школой задачи подготовки современных просвещенных, этических, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеют сотрудничать, владеют развитым ощущением ответственности за судьбу страны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы воспитания организованности школьников 6
1.1 Психолого-педагогическая суть организованности как личного качества ребенка 6
1.2 Особенности организованности в учебном процессе 11
1.3 Самостоятельность как элемент организованности школьников 18
Глава 2. Методы и организация исследования 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
2.3 Оценка уровня развития организованности школьников 25
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 34

Работа состоит из  1 файл

№ 120.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

     Систематическое наблюдение за партнером, за самым собой  и обстановкой, приводит к тому, что наблюдение и внимание становятся свойствами ребенка - наблюдательностью и внимательностью.  Наблюдательностью называется умение замечать малозаметные признаки или особенности предметов и явлений, которые имеют значение для познания их естества. Внимательность, как избирательная направленность сознания на предмет наблюдения, неотъемлемая сторона наблюдательности. 
 

2.3 Оценка уровня развития организованности школьников

 

     Средние статистические показатели развития объема внимания детей третьего класса представлены в таблице 2.1 

Таблица 2.1

Статистические  показатели развития объема внимания

младших школьников

Показатель Статистические показатели
Mx±Smx min max размах у V,%
Объем внимания 381±2,89 355 407 52 ±8,62 17,8
 
 

     Как видно из таблицы 2.1 среднее значение развития объема внимания составляет 397±3,21.

     Также нами была проведена качественная оценка развития внимания учеников начальных  классов, которая показала следующее (рис 1). 

 

Рис 1 Качественная характеристика объема внимания учеников 3 класса 

     Из  рисунка 1 видно, что у большинства (40%) учеников 3 класса выявлен низкий уровень объема внимания. Высокий и средний уровень развития объема внимания определен у 20%. У одинакового количества учеников 3 класса наблюдается ниже среднего и выше среднего уровень развития объема внимания ( по 10% соответственно).

      Качественная  оценка развития концентрации и стойкости  внимания учеников начальных классов  представлена на рисунке 2.

     Качественная  оценка развития концентрации и стойкости внимания учеников начальных классов, показала, что у наибольшего количества (40%) обследованных ребят определен высокий уровень развития концентрации и стойкости внимания. 
 

     

 
 

Рис.2 Качественная оценка развития концентрации и стойкости внимания учеников 3 класса 

     У 20% исследуемых выявлен средний и выше среднего уровень концентрации и стойкости внимания.

     У наименьшего количества обследованных (10%) определен низкий и ниже среднего уровень концентрации и стойкости внимания.

     Данные  результаты дают основания утверждать, что в большинстве детей 3 класса показатели концентрации и стойкости  внимания находятся на уровне выше среднего.

      Рассмотрим  результаты, полученные при наблюдении за учениками средних классов.  

Таблица 2.2

Статистические  показатели развития объема внимания

школьников  средних классов

Показатель Статистические  показатели
Mx±Smx min max размах у V,%
Объем внимания 403±2,89 381 407 26 ±9,12 18,3
 
 

     Как видно из таблицы 2.1 среднее значение развития объема внимания составляет 403±2,89. То есть, здесь наблюдаются более высокие показатели, чем у учеников средних классов.

     Также нами была проведена качественная оценка развития внимания учеников средних классов, которая показала следующее (рис 3). 

 

Рис 3 Качественная характеристика объема внимания учеников 7 класса 

     Из  рисунка 1 видно, что у большинства (35%) учеников 7 класса выявлен средний уровень объема внимания. Высокий уровень развития объема внимания определен у 20%. У одинакового количества учеников 7 класса наблюдается ниже среднего и выше среднего уровень развития объема внимания ( по 10% соответственно). И 25% учеников имеют низкий уровень объема внимания.

      Качественная  оценка развития концентрации и стойкости внимания учеников начальных классов представлена на рисунке 4.

     Качественная  оценка развития концентрации и стойкости  внимания учеников начальных классов, показала, что у наибольшего количества обследованных ребят определен  высокий и выше среднего уровень развития концентрации и стойкости внимания (по 35 %). 
 

     

 
 

Рис.4 Качественная оценка развития концентрации и стойкости внимания учеников 7 класса 

     У 25% исследуемых выявлен средний уровень концентрации и стойкости внимания. У 10% - низкий и у наименьшего количества обследованных (5%) определен ниже среднего  уровень концентрации и стойкости внимания.

     Данные  результаты дают основания утверждать, что у большинства детей 7 класса показатели концентрации и стойкости внимания находятся на уровне выше среднего и в целом выше, чем показатели, выявленные в младшей группе.

      Наконец, рассмотрим данные, полученные при  наблюдении за тестированием учеников старших классов.

Таблица 2.3

Статистические  показатели развития объема внимания

младших школьников

Показатель Статистические  показатели
Mx±Smx min max размах у V,%
Объем внимания 431±3,18 388 459 71 ±8,99 19,7
 
 

     Как видно из таблицы 2.1 среднее значение развития объема внимания составляет 431±3,18.

     При проведении качественной оценки развития внимания учеников старших классов, были получены следующие результаты (рис 5). 

 

Рис 5 Качественная характеристика объема внимания учеников 10 класса 

     Из  рисунка 5 видно, что у большинства (35%) учеников 10 класса выявлен высокий уровень объема внимания. Низкий, средний и выше среднего уровни развития объема внимания определены у одинакового количества учеников – по 20%. И, наконец, у наименьшего количества учеников – 5 % отмечен ниже среднего уровень развития объема внимания.

      Качественная  оценка развития концентрации и стойкости  внимания учеников начальных классов  представлена на рисунке 6.

     Качественная  оценка развития концентрации и стойкости  внимания учеников начальных классов, показала, что высокий, выше среднего и средний уровень развития концентрации и стойкости внимания выявлен у большинства учеников (в целом у 90% - по 30% на каждый уровень). 
 

     

 
 

Рис.6 Качественная оценка развития концентрации и стойкости внимания учеников 10 класса 

     У 5% исследуемых выявлен низкий и у такого же количества учеников – ниже среднего уровень концентрации и стойкости внимания.

     Данные  результаты дают основания утверждать, что у большинства учеников 10 класса показатели концентрации и стойкости внимания находятся на высоком уровне.  
 
 
 
 
 

Заключение

     Анализ  литературных источников дает основание утверждать, что школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития организованности детей. Большинство ученых убеждено в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов разных видов воспитания для создания условий, необходимых для развития организованности у детей.

     К сожалению, научные исследования в  области характеристик организованности в учебном процессе немногочислены и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты этой проблемы. К тому же, развитие организованности в процессе обучения еще не заняло надлежащего места среди главных учебно-воспитательных задач школы.

     Результаты  тестирования из определения уровня развития объема внимания школьников показали, что развитие объема внимания детей младших классов находится на недостаточном уровне. Уровень развития объема внимания детей средних классов в целом выше и соответствует среднему уровню, а у ребят старших классов в целом соответствует выше среднего и высокому уровню.

     Результаты  тестирования по определению уровня развития концентрации и стойкости внимания показали аналогичные результаты, что позволяет нам вынести предположение о том, что уровень организованности в процессе обучения значительно возрастает, что становится следствием воспитательного процесса.  
 

Список  литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция  С.Л. Рубинштейна./ К.А.Абульханова-Славская, А.В Брушлинский. - М.: Наука, 1989. - 243 с.
  2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук./ Л.И.  Анцыферова - М., 1989. - С. 426-433.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. / А.Г. Асмолов - М.: МГУ, 2009. - 367 с.
  4. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики/ В.А.  Барабанщиков // Психол. журн. Т. 24. - № 1. -  2003. - С. 29-46.
  5. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. - 272 с.
  6. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования/ Б.С.Грязнов, Б.С.Дынин, Е.П. Никитин - М.: МГУ, 1965. -248 с.
  7. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. / В.Н. Дружинин - М.: Психология, 1997. – 221с.
  8. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия/ В.В.  Знаков // Психол. журн. Т. 24. - № 2.-С. 95-106.
  9. Левин К. Динамическая психология. / К. Левин - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
  10. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. / А.В Либин. - М.: Смысл, 1999. - 533 с.
  11. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика./ Н.МакВильямс - М.: Психология, 1999. – 211с.
  12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. / В.С. Мерлин - М.: Педагогика, 1986. – 112с.
  13. Проективная психология / Пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, 2000. 528 с.
  14. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. / Е.Т.Соколова - М.: МГУ, 1980. – 217с.

 

Приложения

Приложение 1  
 

Корректурная  проба  
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Выявление особенностей внимания школьников методом наблюдения