Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования обозначена как теоретическое обоснование темы курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение и анализ проблемы памяти в психологической и педагогической литературе 4
1.1. История развития изучения памяти. Основные психологические подходы в исследованиях памяти 4
1.2. Изучение и анализ современных исследований памяти 12
Выводы к первой главе…………………………………………………………15
Глава 2. Изучение и анализ исследований особенности памяти детей дошкольного возраста 16
2.1. Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения и анализа исследований памяти 16
2.2. Изучение и анализ методических подходов развития памяти 22
Выводы ко второй главе…………………………………………………………28
Глава 3. Изучение и анализ современных методов изучения памяти 29
3.1. Современные методы изучения памяти в процессе исследования интеллектуальных способностей 29
3.2. Методики исследования памяти 311
Выводы к третьей главе………………………………………………………….36
Заключение 377
Список литературы 399
Приложения……………………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

539 - Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью-3.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

     Извлечение  информации из долговременного хранилища  требует соответствующего выбора стратегии. Одной из операции управления потоком  информации является ее повторение в  кратковременном хранилище Информация из кратковременного хранилища поступает в долговременное в результате перекодирования в особый код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым ее долговременное хранение.

     Функциональный  подход в исследованиях памяти. Несмотря на успешное развитие моделей памяти, использующих компьютерные метафоры, стало понятно, что аналогия между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной.

     Прежде  всего исследователи столкнулись  с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материала, на результативность мнемической системы. Таким, образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.

     Функциональные  компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии  можно выделить три периода:

     — сначала были выделены две формы  хранения: кратковременная и долговременная память;

     — затем постулировалось различие между сенсорным регистром и  собственно кратковременной памятью;

     — внутри самой кратковременной памяти были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище  и буфер повторения).

     Впервые на наличие сенсорной (сверхкратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон.2

     Для обозначения этого вида памяти он использовал понятие «сенсорный регистр». Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфичный регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.

     Понятие «оперативная память» было введено Аткинсоном и Шифриным, который полагали, что внутри кратковременной памяти можно выделить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вторая — функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (в течение 15—30 секунд) и перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память. Для обеспечения оперативной переработки требуются ресурсы, поэтому продуктивность кратковременной памяти (и ее подотдела — оперативной памяти) в значительной мере зависит от аттенционных нагрузок.

     В 1974 г. Бэддли и Хитч разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально-специфической, а мультиморальной. Эта система состоит из трех компонентов: центрального исполнительного процессора и двух «систем-рабов», из которых одна специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная петля), а вторая, связанная с пространственной зрительной памятью, является зрительной пространственной матрицей.

     Согласно  модели в артикуляционной петле  автоматически поддерживается некоторое  количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для  вокализации вербального материала, и составляет примерно 1,5—2 секунды.

     Поэтому емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через  общую длительность проговаривания.

     В многочисленных экспериментах было затем показано, что подавление артикуляции (или выполнение задач, требующих  участия артикуляционной петли) влечет за собой снижение емкости оперативной памяти. Центральный процессор может увеличить емкость хранения, «включая» ментальные операции повторения.

     В теории Ошанина Д. А. (1977) была развита идея оперативного образа — аналога оперативной памяти в зрительной модальности.

     Оперативный образ складывается при выполнении конкретной деятельности.

       Его содержание не изоморфно  сенсорной информации: в нем акцентированы  характеристики объекта, существенные  в условиях конкретного действия, и, наоборот, свернуты мало информативные в данный момент свойства объекта.

     В исследованиях В. П. Зинченко3 и его коллег было показано, что процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую в том числе и управление конкретным исполнительным действием.

     Таким образом, являясь важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

     1.2. Изучение и  анализ современных исследований  памяти

 

     Память  — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.4 В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ей.

     Память  есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности.

     Физиологический механизм онтогенетической памяти состоит  в формировании, фиксации, хранении и воспроизведении следовых процессов и временных связей.

     В основе формирования долговременной памяти лежит стабильная реорганизация  межнейронных связей, реализующаяся  на основе метаболических процессов, протекающих  в нервных клетках различных  мозговых образований при обучении и в течение определенного времени (минуты, часы) после его завершения (так называемый процесс консолидации).

     Кратковременная память  обеспечивает сохранение временных связей в течение относительно короткого времени. Главным ее свойством считается уязвимость к чрезвычайным воздействиям, приводящим к ее нарушениям и развитию ретроградной амнезии.

     Структурно-функциональная организация памяти обеспечивается многоуровневой системой мозговых структур. В нее включаются сенсорные корковые зоны, где формируется первичный след сенсорной информации — сенсорная память, ассоциативные области, где синтезируется материал для образной и словесно-логической памяти. В процессе перевода информации из кратковременного на долговременное хранение принимает участие гиппокамп. При его поражении теряется память на текущие события при сохранении долговременной памяти. Это так называемый Корсаковский синдром. В формировании эмоциональной памяти ведущая роль принадлежит миндалине, которая обеспечивает быстрое и прочное запечатление эмоционально значимых событий даже после их одноразового появления. Гиппокамп и миндалина тесно связаны с височной корой, которая рассматривается как «хранилище» долговременной памяти. В отборе информации для хранения и в актуализации следов, необходимых для организации целенаправленного поведения, ведущая роль принадлежит лобным отделам коры, имеющим двусторонние связи со структурами лимбической и ретикулярной системы. Лобные отделы, принимающие участие в оценке значимости информации, на ее основе обеспечивают создание оптимального уровня активации для фиксации следов и их воспроизведения.

 

Выводы  к первой главе 

     Память, как и любая высшая психическая  функция, сложна и зависит от многих составляющих. Она включает в себя три основные фазы – запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Существует несколько типов памяти – в зависимости от модальности различают зрительную, слуховую, двигательную, тактильную, обонятельную, вкусовую память; по времени сохранения материала – мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную; непроизвольную и произвольную; механическую и смысловую.

     Структурно-функциональная организация памяти обеспечивается многоуровневой системой мозговых структур. В нее включаются сенсорные корковые зоны, где формируется первичный след сенсорной информации — сенсорная память, ассоциативные области, где синтезируется материал для образной и словесно-логической памяти. В процессе перевода информации из кратковременного на долговременное хранение принимает участие гиппокамп. При его поражении теряется память на текущие события при сохранении долговременной памяти. Это так называемый Корсаковский синдром.

 

      Глава 2. Изучение и анализ исследований особенности памяти детей дошкольного  возраста

     2.1. Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения и анализа исследований памяти

 

     Как показали исследования X.С. Замского, умственно  отсталые дети усваивают все новое  очень медленно, лишь после многик повторений, быстро забывают воспринятое  и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

     Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются  прежде всего в свойствах нервных  процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции  коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью. Так, например, заучив несколько каких-либо правил, дети часто во время ответов воспроизводят одно правило вместо другого. Усвоив содержание рассказа, они при его воспроизведении могут привести некоторые вымышленные либо заимствованные из другого рассказа детали5.

     Особенности воспроизведения текстов умственно  отсталыми, детьми изучались многими  психологами (Л.В. Занков, И.М. Соловьев, М.М. Нудельман, Б.И. Пинский, А.И. Липкина, Г.М. Дульнев и др.)6.

     Чтобы прочно усвоить какой-либо новый  материал, например таблицу умножения, учащимся вспомогательной школы  необхоимо значительно большее  число повторений, чем учащимся массовой школы. Без многократных повторений учебного материала у умственно-отсталые дети очень быстро его забывают, так как прибретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей.

     Эти основные, пользуясь термином Л.С. Выготского, «ядерные свойства памяти умственно  отсталых детей, а именно замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения — отчетливо видны педагогам. Однако они не всегда заметны психиатрам и иным специалистам, не занятым обучением детей. Эти свойства памяти, из за которых дети медленно и поверхностно усваивают жизненный опыт и знания, не выступают субъективно для самих детей и даже для их родителей в качестве дефекта памяти, как таковой Указанные недостатки обычно оценивают в сочетании с умственной недостаточностью и лишь в порядке самоутешения иногда называют плохой памятью»7.

     Значительно чаще жалоба на плохую память возникает  у детей, страдающих каким-либо текущим  сосудистым или иным поражением головного  мозга Это те, обращающие на себя внимание самих детей и их родителей проявления «забывчивости», в которых погрешность памяти обнаруживается особенно отчетливо. Некоторые дети оказываются не в состоянии ответить на вопрос, воспроизвести содержание данного им задания даже тогда, когда они довольно прочно его усвоили. Стоит, однако, посадить такого «забывшего» задание ребенка на место, как он спустя несколько минут без всякого дополнительного повторения или напоминания сам вдруг вспоминает нужный ответ8.

     У некоторых детей подобная забывчивость достигает столь выраженной степени, что они почти никогда не в состоянии отвечать в тот момент, когда это необходимо. Только спустя то или иное время они вспоминают забытое. Бывает так, что вчера ребенок отлично отвечал на вопрос воспитателя, а сегодня, если в детский сад пришли какие-либо посетители, не только не может ответить на тот же самый вопрос, но и вообще отвечает так, будто никогда не слышал ни о чем подобном.

     Такая же забывчивость иногда наблюдается  у детей в процессе занятий  трудом, при выполнении домашних заданий, отдельных поручений и т.п.

     Физиологической основой подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при  обычном забывании, а лишь временное  внешнее торможение корковой деятельности (чаще всего это охранительное  торможение).

     Важнейшим средством укрепления памяти и преодоления описанной забывчивости является такая организация режима их жизни, при которой могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов. Зависимость состояния памяти умственно отсталого ребенка от продолжительности сна и от правильности распределения часов труда и отдыха не всегда бывает ясна воспитателю. Между тем, можно привести немало примеров, когда небольшое удлинение часов сна ребенка способствовало значительному улучшению состояния еге памяти. Не учитывая этого, воспитатели пытаются иногда достигнуть лучшего усвоения информации только с помощью ее многократных повторений. В итоге, они получают лишь отрицательные результаты — дети запоминают нужную информацию все хуже и хуже9.

Информация о работе Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью