Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования обозначена как теоретическое обоснование темы курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изучение и анализ проблемы памяти в психологической и педагогической литературе 4
1.1. История развития изучения памяти. Основные психологические подходы в исследованиях памяти 4
1.2. Изучение и анализ современных исследований памяти 12
Выводы к первой главе…………………………………………………………15
Глава 2. Изучение и анализ исследований особенности памяти детей дошкольного возраста 16
2.1. Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения и анализа исследований памяти 16
2.2. Изучение и анализ методических подходов развития памяти 22
Выводы ко второй главе…………………………………………………………28
Глава 3. Изучение и анализ современных методов изучения памяти 29
3.1. Современные методы изучения памяти в процессе исследования интеллектуальных способностей 29
3.2. Методики исследования памяти 311
Выводы к третьей главе………………………………………………………….36
Заключение 377
Список литературы 399
Приложения……………………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

539 - Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью-3.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

     Помимо  перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.

     И.М. Сеченов, сравнивая память человека с фонографом (в современном представлении-магнитофоном), указывал, что существенное свойство человеческой памяти состоит в классификации, отборе и переработке воспринимаемых впечатлений. Далеко не все впечатления внешнего мира усваиваются и воспроизводятся человеческим мозгом.

     Способность полностью воспроизводить все впечатления  внешнего мира, действующие на наши анализаторы, является патологией памяти У нормального человека в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору, переработке.

     Этот  процесс переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений  тесно связан с другой особенностью или чертой человеческой памяти, а  именно с опосредствованным характером запоминания. Отбирая нужное, существенное, подлежащее сохранению, человек пользуется для лучшего удержания этого материала каким-либо обозначением, чаще всего словом Опосредствованное запоминание осмысленного материала — это высший уровень запоминания. В некоторых учебниках говорится о механической и логической (или смысловой) памяти как о двух разных способностях. Правильнее, однако, говорить не о видах памяти, а об уровнях ее развития. Если в раннем детстве нормальный ребенок многое запоминает механически, то впоследствии он все более широко пользуется опосредствованными способами запоминания10.

     Эта особенность человеческой памяти применительно  к детям разного возраста хорошо раскрыта в исследовании А.Н Леонтьева. В том же исследовании показано, что опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.

     Не  менее обстоятельным было исследование памяти умственно-отсталых детей, проведенное  Л.В Занковым. Он показал, что «соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания у умственно-отсталых детей динамично, изменчиво. Они еще не умеют пользоваться приемами опосредствованного, т.е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. Уже ближе к школьному возрасту, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.

     Исследование  Л.В. Занкова имеет большое теоретическое  значение, так как способствует преодолению  неправильных представлений о существовании  двух отдельных видов памяти как двух врожденных способностей, свойственных в разной степени разным детям. Предполагалось, следовательно, что у олигофренов есть механическая память и слаба смысловая.

     Слабость  мышления, мешающая умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти. Ряд исследователей (Л.В. Занков, X.С. Замский, Б.И. Пинский и др.) показали, что при воспроизведении рассказов умственно-отсталые дети повторяют отдельные слова, фразы из рассказов, но не могут изложить своими словами основной смысл или сюжет. Исследование сохранившихся у детей представлений о предметах или явлениях, ранее ими воспринятых (М.М. Нудельман), обнаружило, что они быстро забывают их отличительные своеобразные признаки, а потому уподобляют друг другу вовсе не сходные предметы, явления11.

     Плохое  понимание воспринимаемого материала  приводит к тому, что умственно-отсталые дети лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто  случайных сочетаниях. Они с трудом запоминают внутренние логические связи  и отношения, так как просто не вычленяют их. Также плохо они понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения. Именно поэтому так важно умело и одновременно сочетать при изучении нового материала предъявление наглядных пособий с отвлеченными словесными объяснениями.

     Запоминание впечатлений внешнего мира принимает иногда ярко выраженную патологическую форму и носит название эйдетической памяти. Дети с такой памятью, выполняя задание, как бы продолжают видеть перед своими глазами страницу детской книжки, однако не в состоянии передать ее содержание своими словами.

     Характерной особенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно  заучивать и припоминать. Когда  умственно отсталым детям читают вслух рассказ, они стремятся  запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание.

     Неумение  умственно отсталых детей запоминать с особенной очевидностью обнаружилось в исследовании преднамеренного  и непреднамеренного запоминания. Известно, что, если обычным детям  прочесть два рассказа одинаковой трудности, они лучше запомнят тот рассказ, перед чтением которого их предупредили о необходимости его воспроизвести. Иными словами, преднамеренное запоминание у них лучше непреднамеренного. Подобные эксперименты, проведенные с умственно-отсталыми детьми, показали, что преднамеренное запоминание удается им ненамного лучше, чем непреднамеренное (исследования Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского).

     Стараясь  получше запомнить рассказ, умственно  отсталые дети еще больше фиксируют  внимание на отдельных словах и фразах и поэтому еще хуже улавливают смысл того, что им читают. Они не умеют целесообразно направить свое внимание на то, чтобы понять сюжет рассказа или его основную идею.

     Неумение  умственно отсталых детей припоминать  нужные сведения существенно отличается от забывчивости, наступающей у них же вследствие охранительного торможения. В последнем случае, чем больше воспитатель стимулирует ребенка припомнить что-либо, тем ему труднее это сделать, так как в этом случае усугубляется состояние торможения. В отличие от этого при неумении припоминать информацию стимуляции со стороны учителя (наводящие вопросы и т.д.) помогают ребенку вспомнить нужное12.

     2.2. Изучение и анализ методических подходов развития памяти

 

     В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и  произвольную.13

     - Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

     - Что влияет на непроизвольное  запоминание? 

     - Какие ситуации непроизвольно  «врезаются» нам в память?

     Отечественный психолог П.И. Зинченко (1961) провел серию экспериментов, направленных на изучение произвольного и непроизвольного запоминания.14

     Экспериментатор неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили  по дороге из дома на работу и рассказать.

       В ходе исследования выяснилось, что испытуемые чаще всего  запоминали:

     - то, что делали (а не то, о чем  думали);

     - то, что способствовало или препятствовало  цели;

     - нечто странное и необычное;

     - то, что было связано с кругом  знаний и интересов испытуемого.

     Автор сравнивал продуктивность непроизвольного запоминания одного и того же материала в зависимости от того, какое место занимает этот материал в структуре деятельности (мотив, цель, способ выполнения деятельности).

     В ходе исследований получен убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели.15 Фоновые раздражители запоминались хуже всего.

     П.И. Зинченко также исследовал особенности  запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, «внутри которой осуществлялось запоминание». Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между словами. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и, чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова.

     Психологами был сделан вывод о том, что  непроизвольное запоминание зависит  от основной линии деятельности, в  ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов и намерений, определяющих эту деятельность.

     - Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Изучению этого аспекта процесса запоминания также было посвящено много экспериментов.

     В отечественной психологии с 1960-х  гг. изучалась роль мнемических средств  в организации и функционировании мнемической системы. А. А. Смирнов (1966), рассматривая генезис мнемической функции, подчеркивал роль внешних опор запоминания. Термины «внешне и внутренне опосредствованная память» были введены А. Н. Леонтьевым (1972) для описания процесса «вращивания» знаковых средств при запоминании. Исследования В. Я. Ляудис (1976) показали, что в процессе развития памяти у детей знаки сначала используются для обозначения и внешней регуляции внутреннего плана представлений, а затем они интериоризуются и начинают выполнять регуляторную функцию в процессах запоминания и припоминания.

     Основные мнемические процессы

     К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также хранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.16

     - Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание — необходимое условие обогащения опыта индивида новыми формами поведения и знаниями. Запоминаем мы далеко не все. Прежде всего запоминается то, с чем человек действует. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается лучше. Янко

     Непроизвольное  запоминание

     Произвольное  запоминание

     1. Непроизвольно запоминается лучше  тот материал, который вызывает  активную умственную работу над ним. Обнаружили, что очень легкий текст запоминается хуже, чем текст средней трудности

     2. Непроизвольно запоминается полно  и точно то, что имеет для  нас особо важное жизненное значение, что вызывает наш интерес и эмоции

     3. В произвольном запоминании большую роль играют мотивы, побуждающие запоминать

     4. При использовании рациональных  приемов произвольное запоминание  протекает эффективнее

     5. Понятое запоминается быстрее  и прочнее, так как ассоциируется  с уже усвоенными ранее знаниями

     При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность, так как продуктивность от осмысленности и бессмысленности материала, говорят об осмысленном и механическом запоминании.

     - Воспризведение — это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

     Внутри  процесса воспроизведения выделяют узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное) и воспоминание:

     1. узнавание — это воспроизведение  какого-либо объекта в условиях  повторного восприятия. Основа узнавания  — сличение наличного восприятия  со следами, хранящимися в памяти. Узнавание бывает полным, когда  человек непроизвольно, без каких-либо усилий узнает предмет, который ранее воспринимал. Неполное узнавание бывает тогда, когда мы только частично вспоминаем какие-либо обстоятельства встречи; переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествить встреченного нами человека с тем, кого мы знали в прошлом;

     2. воспроизведение осуществляется  без повторного восприятия того  объекта, который воспроизводится;

     Непроизвольное  воспроизведение

     Произвольное  воспроизведение

     1. Воспроизведение вызывается обычно  содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение

Информация о работе Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью