Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 17:40, курсовая работа
Цель курсового исследования обозначена как теоретическое обоснование темы курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Введение 3
Глава 1. Изучение и анализ проблемы памяти в психологической и педагогической литературе 4
1.1. История развития изучения памяти. Основные психологические подходы в исследованиях памяти 4
1.2. Изучение и анализ современных исследований памяти 12
Выводы к первой главе…………………………………………………………15
Глава 2. Изучение и анализ исследований особенности памяти детей дошкольного возраста 16
2.1. Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения и анализа исследований памяти 16
2.2. Изучение и анализ методических подходов развития памяти 22
Выводы ко второй главе…………………………………………………………28
Глава 3. Изучение и анализ современных методов изучения памяти 29
3.1. Современные методы изучения памяти в процессе исследования интеллектуальных способностей 29
3.2. Методики исследования памяти 311
Выводы к третьей главе………………………………………………………….36
Заключение 377
Список литературы 399
Приложения……………………………………………………………………….42
2.
Толчком к непроизвольному
3.
Направление и содержание
4.
Произвольное воспроизведение
5.
Активные поиски решения, при
невозможности сразу вспомнить
необходимое, называются
6. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи '
-
Воспоминание — это
- Забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения материала. Известно, что некоторые события могут «вытесняться», тогда как другие не удается намеренно забыть. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом. Он придумал списки псевдослов, образованных двумя согласными и одной гласной (ZAC, ВОК, SID). Выучив несколько списков, он проверял, сколько слов из каждого списка будет воспроизведено через 20 минут, один час, семь-девять часов, несколько дней, месяц. Величину, дополнительную к числу правильно воспроизведенных слов, Эббингауз назвал индексом забывания и построил знаменитую кривую забывания.
В кривой показано, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем процесс забывания замедляется. При этом, чем более осознан материал, тем медленнее он забывается.
Процесс забывания, как и процесс воспроизведения и запоминания, имеет избирательный характер: значимый для человека материал, конечно, забывается медленнее. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта.
Согласно же теории Р. Аткинсона, не забывается ничего, но пережитый материал уходит в долговременную память, где и хранится вечно.
- Хранение — фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии. Блок хранения имеет свои собственные закономерности и детерминанты. Все, что успешно прошло через запоминание, вовсе не обязательно успешно хранится. Из опыта известно, что некоторые события, вроде бы «неважные» и неприметные вдруг неожиданно всплывают в актуальном воспоминании и оказывают подспудное влияние на другие когнитивные процессы. Это называется продуктивностью хранения. Кроме того, существует и такая характеристика, как длительность хранения. В психологической литературе описана зависимость хранения:
- от установок личности;
-
условий и организации
-
мыслительной переработки
-
переходов от сохранения в
сознаний к вытеснению в
Результаты исследований показывают, что лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы и наименее сохраняется текстуальное содержание материала. Поэтому сохраняющийся в памяти материал приобретает более обобщенный характер.
Выводы
ко второй главе
Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются прежде всего в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью. Так, например, заучив несколько каких-либо правил, дети часто во время ответов воспроизводят одно правило вместо другого. Усвоив содержание рассказа, они при его воспроизведении могут привести некоторые вымышленные либо заимствованные из другого рассказа детали.
П.И. Зинченко также исследовал особенности запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, «внутри которой осуществлялось запоминание». Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между словами. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и, чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова.
В современной психологии существует ряд методов психологического исследования представленных на рисунке. 3.3. Классификаций методов психологического исследования, которые с успехом используются в процессе исследования памяти17.
Разработки Ф. Гальтона дали мощный импульс разработке более сложных процедур тестирования способностей. Так, во 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня способностей по особенностям памяти, внимания, успешности решения задач. Автором нового метода — метода тестирования — стал Альфред Бине. Исследователь предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст — соответствие уровня развития ребенка средним показателям детской возрастной группы. Понятие умственный возраст вошло в основной арсенал понятий общей психологии и широко используется и сейчас18.
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был предложен широко применяемый вплоть до нашего времени показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Этот показатель получил название коэффициента интеллекта (IQ).
В дальнейшем заметный вклад в развитие психологического тестирования внесли работы Дж. Кеттела (1860—1944) с умственными тестами, которые содержали измерение мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции, памяти и т. д. Измерением памяти у школьников занимался Г. Эббингауз (1850—1909). Когда США вступили в Первую мировую войну, под руководством Р. М. Йеркса (1876—-1956) были разработаны армейские так называемые альфа- и бета-тесты, позволяющие отобрать годных к военной службе солдат. Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта. Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уровней образованности от дошкольников, их начали широко использовать в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Коэффициент интеллекта учитывался при приеме в учебные заведения и на работу.
Итак, в основе метода тестирования лежат задачи разного уровня сложности либо задания, связанные с исследованием внимания, памяти, сообразительности и т. д. Для того чтобы эти тесты (пробы) могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуемых. Например, в педагогической психологии — на детях одного возраста, одного уровня образования и т. д.
При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием, или определением «нормы». С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются.
Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или в ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к соответствующей группе испытуемых (т. е. к «норме»).
Задача психологических тестов состоит в измерении различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Решение этой задачи привело к развитию дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии, также велико значение психологических тестов и для других направлений психологии.
Методика 1.
Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
Методика 2
Срисовывание
картинки (диагностика кратковременной
памяти)
Методика 3
Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти) . Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.
Методика 4
Исследование
двигательной памяти: взрослый просит
ребенка повторить за ним определенную
последовательность движений, например,
дотронуться левой рукой
Важно отметить, что потому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику расположены рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), вы также развиваете его речь.
Выводы
к третьей главе
Разработки Ф. Гальтона дали мощный импульс разработке более сложных процедур тестирования способностей. Так, во 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня способностей по особенностям памяти, внимания, успешности решения задач. Автором нового метода — метода тестирования — стал Альфред Бине. Исследователь предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст — соответствие уровня развития ребенка средним показателям детской возрастной группы. Понятие умственный возраст вошло в основной арсенал понятий общей психологии и широко используется и сейчас.
Среди многообразия методик для изучения памяти можно выделить те, которые подходят только для дошкольников. Это, в основном, рисуночные и другие невербальные методики.
Таким образом, в процессе достижения цели курсового исследования обозначенной, как теоретическое обоснование темы курсовой работы: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, было дано определение памяти. Так, память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний, чем и определена актуальность изучаемой темы курсовой работы.
Являясь важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство, и целостность человеческой личности было определенно, что особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью являет собой проблему. Поэтому, изучение и анализ исследования памяти и был направлен на исследования посвященные решению данной проблемы.
В процессе исследования были использованы методы изучения и анализа литературы и периодической печати по поставленным вопросам исследования курсовой работы по теме: Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В процессе достижения цели курсовой работы было намечено решение задач и подробно описано в курсовой работе.
Таким образом, были подробно изучены и проанализированы исследования проблемы памяти в психологической и педагогической литературе.
Информация о работе Выявление особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью