Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69
3) наличие естественной теплоты, любви и сердечности в семейном общении и отношениях, что служит мощным фундаментом для морально-эмоционального воспитания детей;
4) непревзойденность семейного воспитания по своему эмоциональному характеру;
5) непрерывность, длительность и многообразие воспитательного воздействия на детей людей разного пола и возраста, профессиональных интересов, жизненного опыта и человеческих ценностей;
6) выполнение роли извечной (исходной) звена в процессе воспитания;
7) возможность глубокого и систематического практического изучения и учета индивидуальности ребенка;
8) открытость воспитательного процесса в семье в отличие от подобного процесса в учебных заведениях;
9) неформальность процесса воспитания в семье, основанного на позитивных традициях родословной, семейных традициях, обычаях, привычках, нравах, укладе жизни;
10) возможность благоприятной семьи как воспитательного коллектива выполнять роль организующего «центра», направлять на детей все воспитательные воздействия, средства и силы;
11) наличие определенной стихийности и субъективности родителей и других членов семьи в отношении детей;
12) возможность уменьшения негативного влияния неблагоприятной среды для воспитания ребенка, его полноценного развития и воспитания.[23]
Субъектом семьи и семейного воспитания является личность ребенка (с момента рождения до достижения 18-летнего возраста). В системе семейных отношений ребенок не только чувствует влияние на нее родителей и старших членов семьи, но, в свою очередь, также активно влияет на родителей, членов семьи, их образ жизнедеятельности и стиль семейного воспитания. При гуманистическом стиле семейного воспитания в процессе межличностного взаимодействия родителей и детей (субъект-субъективное взаимодействие) создаются необходимые условия для самостоятельного полноценного развития ребенка как субъекта семейной жизнедеятельности, личности, индивидуальности.[17]
Преимущество семьи как воспитательного коллектива заключается в том, что ребенок имеет возможность постоянно наблюдать поведение отца и матери в неофициальных семейных отношениях; общаться с людьми разного возраста, пола, жизненного опыта; просто и естественно привлекаться к реальной жизни. В семье складываются эмоционально насыщенные взаимоотношения между родителями и детьми, которые имеют личностный характер, приобретается необходимый социальный опыт. [24]
Другим институтом социализации является формирование начальных социальных связей ребенка вне семьи. Такие связи дети устанавливают со сверстниками и новыми взрослыми в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном учреждении они приобретают важный общественный опыт, основные знания и умения, необходимые для дальнейшей жизни среди людей, привлекаются к различным видам деятельности.
Другими словами, если в семье ребенок социализируется в определенных условиях взаимоотношений членов семьи, то дошкольное учреждение, значительно расширяя круг близких и далеких людей, представляет их взаимоотношения в воспитательном контексте. Следовательно, первым социальным институтом, который отвечает за социальную зрелость детей дошкольного возраста, должно быть дошкольное учреждение с его воспитательной, консультативной и просветительской функциями. Именно специфика детского сада, как отмечает, А.Л. Кононко, способствует облегчению процесса вхождения растущей личности в широкий мир реальных социальных отношений, привитию навыков практической жизни, ее индивидуализации и социализации [14].
Немалую роль в этой работе играют взрослые, а именно: родители, воспитатели. Ближайшие взрослые создают определенный воспитательный пространство, которое отвечает условиям духовности, защиты, рационального дозирования позитивных и негативных переживаний, что давало бы ребенку уверенности в себе и людях, окружающих. Взрослый с одной стороны презентует для ребенка общество, занимает центральное место в духовном мире ребенка, выступает носителем знаний, умений, нравственных ценностей; а с другой - непосредственным организатором воспитательного процесса [6].
Пребывание ребенка в человеческом окружении способствует становлению социального опыта, социальной компетентности, опытности, (осведомленности: у дошкольника формируются определенная социальное поведение, способность быть адекватным ситуации, требованиям авторитетных взрослых); развиваются социальные нужды, способности, мотивы поведения и деятельности. Значение социального развития для личностного становления заключается, прежде всего, в формировании социальной компетентности гарантирует осознание ребенком того, как следует себя вести, чтобы быть гармоничным, созвучным с другими, чувствовать себя в любом обществе комфортно. [22]
Семья и детский сад имеют свою специфику, особенности влияния на ребенка, свои воспитательные средства. Эти ячейки не взаимоисключают друг друга и не конкурируют между собой, а взаимодополняют и корректируют влияния друг друга. Во взаимоотношениях с родителями педагоги стремятся руководствоваться следующими принципами построения отношений, как принцип единства и преемственности, отказываются от принципов параллельных отношений, попыток подменить друг друга. Партнерство педагогов и родителей - партнерство равных участников общения, стремящихся овладеть искусством совместного действия, наладить сотрудничество. Формирование социальной компетентности дошкольника начинается в семье и продолжается в дошкольном учреждении.
Поэтому социальное развитие ребенка зависит от совместных усилий родителей и педагогов. Однако человек становится человеком только взаимодействуя с людьми. Сознание закона, нравственное понимание свободы закладывается только общности, в контексте с людьми. Для отдельной личности, оторванной от общественной жизни, не существует закона, не оказывается безусловной идеи добра. Лишь в общности, в совместной жизни всех людей состоит моральный и юридический закон, нравственные задачи и обязанности [27].
Поэтому в воспитании гуманизма Руссова С.Ф. видное место предоставляет окружению ребенка, поскольку из окружения дети перенимают все, в чем видят какой-то интерес, перенимают и хорошее, и плохое. Поэтому и надо, чтобы они в своем окружении видели больше добра и красоты[29].
Особое значение Русова С.Ф. предоставляет семейном окружению, поскольку семейное воспитание лучше, ибо в его основе лежит любовь матери. Мать, которая является «лучшим руководителем развития психологии ребенка», - естественная воспитательница своих детей, которая иной раз и без научной подготовки, инстинктом умеет читать в детской душе и понимать ее. В семье воспитывается уважение к старшим, взаимопомощь, сочувствие. А педагоги должны стать добрыми советчиками для родителей и продолжателя создания гуманных черт, которые заложили родители.
София Русова также определяет такие средства воспитания гуманных черт у детей, как игра, труд, народные, семейные праздники. По ее мнению, игра для ребенка - лучшая наслаждение, ибо в ней проявляются все ее переживания, наклонности, чувства, поступки. В воспитании взаимопомощи, доброжелательности, сочувствия особого значения она предоставляет совместной работе детей. В этой гармонии индивидуальной свободы и общего оптового порядка и лежит зерно гражданского воспитания детей, победа человеческого, товарищеского элемента над зверским, самовольным, противным, который существует в каждом ребенке. Руссова С.Ф. считает, что для воспитания гуманизма у детей особое значение имеет подготовка педагогов, которая бы «помогла выявить все лучшие человеческие чувства воспитанников и захватила их желанием стать добрыми, хорошими людьми»[44].
Таким образом, основными институтами социализации ребенка дошкольного возраста является семья и дошкольное учреждение. Социализация происходит более успешно, если они разделяют единые ценности и сотрудничают в интересах ребенка.
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений с ребенком, рассмотрим её значение в его жизни.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.[47]
Нарушенные
детско-родительские отношения проявляются
в различных симптомах: физические
наказания, пренебрежение основными
нуждами и потребностями
Родительский стиль - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.[35]
Г. Крайг выделяет четыре типа воспитания: авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля), авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля), либеральный (теплые отношения, высокий уровень контроля), индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).[20]
Другие исследователи (Смирнова О.Е., Хохлачева И.В.) выделяют семь типов родительского стиля: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, ситуативный, потакающий.[29]
Для поддержания глубоких и искренних межличностных отношений с ребенком оптимальным является преобладание содействующего типа родительского стиля. Это будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка и максимальной его социальной адаптации. Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости, прогностичности. [12]
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.[11]
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.[13]
Проблемой влияния
родительского отношения к
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.[10]
П.Ф. Лесгафт
выделил шесть позиций родителе
1.Родители не
обращают внимания на детей,
унижают, игнорируют их. В таких
семьях дети часто вырастают
лицемерными, лживыми, у них
часто наблюдается невысокий
интеллект или задержка умствен
2.Родители постоянно
восхищаются своими детьми, считают
их образцом совершенства. Дети
чаще всего вырастают
3.Гармоничные
отношения, построенные на
4.Родители постоянно
не довольны ребёнком, критикуют
и порицают его. Ребёнок
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6.Родители, на
позицию которых оказывают
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.
В дошкольном возрасте фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. [18]