Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69
Эмпирические задачи:
Гипотеза: детско-родительские отношения влияют на социальную адаптацию дошкольников. Данная гипотеза конкретизовалась в следующих частных гипотезах:
1) низкий уровень адаптации преобладает у дошкольников, в чьей семье выявлен отрицательный уровень родительских отношений (отношения по типу «авторитарная гиперсоциализация» и отвержение);
2) высокий уровень адаптации характерен для дошкольников, чью семью характеризует оптимальный уровень родительских отношений (отношения по типу кооперации).
Объект исследования: 24 семьи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и социальной адаптацией ребенка дошкольного возраста.
База эмпирического исследования – ДОУ №2 г. Кимры. Выборка составила 60 человек, из них - 24 ребёнка в возрасте 5–6 лет и родители - 24 матери и 12 отцов.
Исследование проходила в несколько этапов.
На первом этапе проводился подбор методик исследование, формировалась выборка, подготавливалось место проведения исследования, бланки для диагностики.
На втором этапе
проводилась психологическая
На третьем
этапе проводилась
Методы исследования:
Эмпирические - диагностические методики:
Статические - методы обработки данных, с использованием программы SPSS ver. 18.:
Описание методик:
По методике Р. Жиля психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:
1) Переменные, характеризующие
конкретно-личностные
2) Переменные, характеризующие
самого ребенка и
Всего выделяют 12 признаков:
- отношение к матери,
- отношение к отцу,
- отношение к матери и отцу как семейной чете,
- отношение к братьям и сестрам,
- отношение к бабушке и дедушке,
- отношение к другу,
- отношение к учителю,
- любознательность,
- стремление к доминированию,
- общительность,
- отгороженность,
- адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности. Мы использовали такие показатели как отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, общительность, отгороженность и адекватность.
Методика «Лесенка» в адаптации В.Г. Щур позволяет оценить самооценку и самосознание дошкольника. Теоретическая и практическая значимость изучения самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики СО ребёнка. Ребёнку предлагают 6 лесенок из пяти ступенек, где верхняя ступенька- позитивная оценка, нижняя -негативная.
Просят отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья(здоровый -больной)», «ума (умный- глупый)», «характера (хороший- плохой)», «счастья (счастливый- несчастный)», «красоты (красивый- некрасивый)», «доброты (добрый- злой)».Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворённость - «счастье»и частные самооценки - «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням. Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребёнка. После выполнения этого задания ребёнок отмечает условным обозначением своё место по уровням позиции мамы, папы, воспитателей, детей.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
«Авторитарная
гиперсоциализация» - отражает форму
и направление контроля за
поведением ребенка. При
«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
В качестве статистической методики использовался метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Исследование социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста проводилось, прежде всего, по методике Р.Жиля, дополнительную информацию о самооценке ребенка мы получили с помощью методики «Лесенка». Тестирование детей проводилось в индивидуальной форме.
Проанализировав результаты тестирования по методике Р. Жиля (шкалы общительность, отгороженность, адаптивность) мы выделили 2 группы детей:
- социально адаптированные;
- с риском социальной дезадаптации.
Результаты тестирования представлены в Приложении 4.
В первую группу с нормальной социальной адаптацией вошли 18 детей (75%), во вторую группу детей с риском социальной дезадаптации вошло 6 детей (25%), они проявляли себя как необщительные, получили высокий бал по шкале отгороженность, низкий бал по шкале адаптивность.
В этих двух группах мы сравнили показатели отношения к маме, отцу, обоим родителям. Получены следующие показатели в процентах: в первой группе позитивное отношение к матери у 100 % дошкольников, положительное отношение к отцу у 71% дошкольников, положительное отношение к родителям как чете у 64% дошкольников; во второй группе позитивное отношение к матери у 50% дошкольников; положительное отношение к отцу лишь у одного ребенка (17%), положительное отношение к родителям как чете у 33 % дошкольников.
Результаты
отношения к родителям в
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в группе социально адаптированных дошкольников выше показатели позитивного отношения как к обоим родителям, так и к каждому родителю в частности. Следовательно, детско-родительские отношения являются значимым фактором в социальной адаптации ребенка дошкольного возраста. Эти показатели мы также соотнесем с данными методики ОРО.
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника
Мы также сравнили показатели самооценки дошкольников этих групп. Получены следующие результаты: в группе социально адаптированных детей у 7 детей (29%) выявлена завышенная самооценка, у остальных 93 % адекватная самооценка; в группе дошкольников с риском социальной дезадаптации у 33% детей адекватная самооценка, у 67%- заниженная. Результаты тестирования по методике «Лесенка» представлены графически на рисунке 2.
Рис.2. Результаты тестирования по методике «Лесенка»
Таким образом, в группе дошкольников с нормальной социальной адаптацией преобладает адекватная самооценка, а в группе дошкольников с риском социальной дезадаптации преобладает заниженная самооценка.
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений
По результатам диагностики стилей детско-родительских отношений в двух группах дошкольников, также есть некоторые различия. Так, в группе дошкольников с социальной дезадаптацией более высокие показатели по шкале «отвержение» (100%- высокий уровень), в группе дошкольников с нормальной социальной адаптацией- по шкале «отвержение» обнаружен средний (74%) и низкий уровень (26%), т.е. родители социально адаптированных дошкольников демонстрируют более высокий уровень принятия. Также выявлены различия по шкале «кооперация»: родители социально дезадаптированных дошкольников демонстрируют низкий уровень кооперации с ребенком в его интересах (100%), в группе социально адаптированных дошкольников такое поведение демонстрируют только 34% родителей. Можно сделать вывод, что родители социально адаптированных дошкольников более заинтересованы в интересах и планах ребенка, поощряют его инициативу и самостоятельность. Также выявлены различия по шкале симбиоз, у родителей социально неадаптированных дошкольников преобладает низкий бал по данной шкале (83%), у родителей социально адаптированных дошкольников низкий показатель лишь у 29%. Таким образом, родители социально адаптированных дошкольников чаще испытывают тревогу и стремятся удовлетворить все потребности ребенка, уберечь от всех неприятностей. У 100% родителей социально дезадаптированных дошкольников получили высокий бал по шкале «авторитарная деперсонализация», в группе социально адаптированных дошкольников высокий бал по данной шкале лишь у 7% испытуемых. Таким образом, в группе социально дезадаптированных детей родители часто требуют безоговорочной дисциплине, тогда как родители социально адаптированных дошкольников проявляют большую гибкость в отношениях с детьми. По шкале «маленький неудачник» в группе социально дезадаптированных дошкольников выявлен высокий уровень у 83% испытуемых, в группе социально адаптированных – 7% испытуемых. Результаты свидетельствуют о том, что родители социально дезадаптированных дошкольников стремятся приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Результаты по методике отображены на рис. 3.