Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69
Рис.3. Результаты тестирования по методике ОРО
Результаты методики ОРО приведены в Приложении 4.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Таким образом,
в нашем исследовании мы получили
следующую картину
Рисунок 4. Отношение родителей к детям
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника
Для проверки нашей гипотезы о взаимосвязи типа родительского отношения и социальной адаптации мы воспользовались коэффициентом корреляции Спирмена (Приложение 5). Нами были установлены значимые коэффициенты корреляции между следующими показателями:
- между показателями отвержения и общительностью ребенка: результат: rs = - 0.596, что свидетельствует о значимой отрицательной корреляции между показателями уровня отвержения со стороны ребенка и общительностью ребенка, чем выше уровень отвержения родителями ребенка, тем ниже уровень его общительности;
- между показателями отвержения и отгороженностью ребенка: результат: rs = 0.659, что свидетельствует о значимой положительной корреляции между показателями уровня отвержения со стороны родителей и замкнутостью ребенка, чем выше уровень отвержения, тем более замкнут ребенок в общении;
- между показателями отвержения и социальной адекватностью ребенка: результат: rs = -0.78, что свидетельствует о значимой отрицательной корреляции между показателями отвержения со стороны родителей и социальной адекватностью ребенка, чем выше уровень отвержения со стороны родителей, тем менее социально адекватно ведет себя дошкольник;
- между показателями социальной желательности и социальной адекватностью ребенка: результат: rs = -0.639, что свидетельствует о наличии значимой отрицательной корреляции между показателями кооперации родителей и адекватностью ребенка, чем выше уровень социальной желательности (низкий бал по шкале «кооперация»), тем менее социально адекватен ребенок;
- между показателями симбиоза и социальной адекватностью ребенка: результат: rs = 0.462, что свидетельствует о наличии положительной корреляции между показателями симбиоза (минимальной дистанции в отношениях с ребенком) и социальной адекватностью ребенка;
- между показателями гиперперсонализации и социальной адекватностью ребенка: результат: rs = -0.414, что свидетельствует о значимой отрицательной корреляцией между показателями гиперперсонализации и социальной адекватностью ребенка, чем ниже авторитарный контроль со стороны родителя, тем выше показатель социальной адекватности ребенка;
- между показателями инфантилизации и социальной адекватностью ребенка: результат: rs = -0.524, что свидетельствует о значимой отрицательной корреляцией между показателями инфантилизации (шкала «маленький неудачник») у родителей и уровнем социальной адекватности ребенка, чем в большей степени родитель приписывает ребенку личную и социальную некомпетентность, тем в меньшей степени ребенок проявляет социальную адекватность.
Сравнив результаты
по двум методикам, мы получили, что
высокий уровень адаптации
Таким образом, наша гипотеза о том, что детско-родительские отношения и социальная адаптация дошкольников взаимосвязаны подтвердилась.
Кроме того, в ходе исследования мы установили, что в группе дошкольников с нормальной социальной адаптацией преобладают дошкольники с адекватной самооценкой и позитивным отношением к родителям, педагогам и сверстникам.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Развитие личности современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.
Само понятие “социальная адаптация” рассматривается как “процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.
Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Анализ научной литературы показал, что социальная адаптация – это многофакторное явление, детерминированное социально- экономическими, демографическими, экономическими, психофизиологическими факторами.
Основными институтами социализации ребенка дошкольного возраста является семья и дошкольное учреждение. Социализация происходит более успешно, если они разделяют единые ценности и сотрудничают в интересах ребенка.
Проведенный анализ литературы показал, что в дошкольном возрасте происходит значительное развитие личности человека. Ребенок входит в сферу общественных отношений людей и взрослый помогает ребенку осознать эту систему общественной жизни. Основные изменения в личности дошкольника касаются мировоззрения, возникает первая картина мира, возникают первичные этические инстанции, формируется соподчинение мотивов и произвольное поведения, возникает личное сознание, понимание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Семейное воспитание решает ряд задач по всестороннему развитию ребенка. Особенностями семейного воспитания являются предпочитаемые методы и средства воспитания, а также стиль воспитания, влияние которого на формирование личности ребенка очень велико. Только в общении один человек становится для другого величайшем богатством, равноправным партнером, где признается его уникальность и неповторимость. Такие отношения характерны для духовно богатой семьи, где в атмосфере любви, доверия и принятия возможно формирование адекватного и здорового ребенка.
Взаимоотношения ребенка со взрослым в большей мере зависят от содержания общения со стороны взрослого. В условиях эмоционального положительного отношения со стороны взрослого ребенок доверительно относится к этому взрослому, стремясь быть успешным в деятельности и выполнять известные ему правила поведения. Общительность и доброжелательность взрослого выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребенка.
Отчуждение, раздражительность и даже невнимание со стороны взрослого приводят к тому, что ребенок стремиться избежать неприятных эмоций и замыкается. Отчуждение взрослого может привести к развитию изолированности и замкнутости ребенка в коллективе.
Одним из наиболее значимых факторов социализации ребенка является родительский стиль.
Родительский стиль - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Существуют
разнообразные подходы к
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности ребенка. От особенностей детско- родительских отношений зависит здоровье личности ребенка, его отношение к окружающему миру и людям, базовое доверие, ценности, взгляды и установки. Все эти факторы безусловно оказывают влияние на социальную адаптацию ребенка в мире.
Целью настоящего исследования являлось изучение детско-родительских отношений и их взаимосвязи с социальной адаптацией дошкольника. В ходе поведения исследования был решен ряд задач и выяснилось следующее.
В ходе эмпирического исследования взаимосвязи детско-родительских отношений с личностными качествами дошкольника выявилось множество взаимосвязей. Выяснилось, что гармоничный стиль воспитания, принятие ребенка, положительное к нему отношение, сотрудничество с ребенком, умеренная требовательность и контроль связаны с формированием адекватной самооценки и нормальной социальной адаптации дошкольника.
Проведенное исследование показало большое влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка и его социальную адаптацию.
На основании исследования по методике Р.Жиля мы разделили дошкольников на две группы: с нормальной социальной адаптацией и с риском дезадаптации. В группе социально адаптированных дошкольников выше показатели позитивного отношения как к обоим родителям, так и к каждому родителю в частности. Следовательно, детско-родительские отношения являются значимым фактором в социальной адаптации ребенка дошкольного возраста.
В группе дошкольников с нормальной социальной адаптацией преобладает адекватная самооценка, а в группе дошкольников с риском социальной дезадаптации преобладает заниженная самооценка.
Родители социально
адаптированных дошкольников демонстрируют
более высокий уровень
Соотнесены результаты по методикам ОРО и показателям социальной адаптации (общительность, замкнутость, адекватность), рассчитаны коэффициенты корреляции. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена: у детей с нормальной социальной адаптацией преобладают детско- родительские отношения по типу кооперация, принятие, у детей с социальной дезадаптацией преобладают детско- родительские отношения по типу отвержение, авторитарная гиперсоциализация, социальная желательность, отношения по типу «маленький неудачник» (инфантилизация). Кроме того, в ходе исследования мы установили, что в группе дошкольников с нормальной социальной адаптацией преобладают дошкольники с адекватной самооценкой и позитивным отношением к родителям, педагогам и сверстникам.
Действительно, при дисгармоничном типе детско-родительских отношений у ребенка чаще возникает социальная дезадаптация и формируется неправильная самооценка (неадекватно заниженная или завышенная).