Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94

ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................

Работа состоит из  1 файл

Я-концепция.doc

— 728.00 Кб (Скачать документ)

 

                          л8                                        альтруистический

 

                     

                                     Связь  между  показателями 

Я-концепции  и  личностного  самоопределния

                                             ( юноши )

 

Уровень 1.

 

                                   17                                             уверенный

                          12                                            энергичный 

 

                           28                                       смелость, склонность к

  ЛК-Ж                                            Ц             риску, предприимчивость                                        

                          13                                             справедливый

                                                                             

ЛК-Я                  О                        S               фактор  Оценки

 

                          10                                              отзывчивый

 

                           7                                                    добрый

Уровень  2.

                                                             

ЛК-Ж                 26                       Ц                сдержанность, рассуди-                                     

                                                                   тельность, внимательность     

                          36                                         высокий самоконтроль,

   ЛК-Я                                            S                     самодисциплина

                          С                                               фактор  Силы

                      

Уровень  3.   

                          11                                               авторитарный

 

                           9                                                  деятельный

 

                          32                                            дипломатичность, 

ЛК-Ж                                           Ц                      расчетливость                               

                           1                                                обаятельный

 

      ЛК-Я                  22                       S                        открытость,

                                                                           общительность

                          24                                           эмоциональная     

                                                                           устойчивость

                          37                                 возбужденность, вызванная      

                                                                     стремлением к успеху

Итак, в результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили  корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных характеристик Я-концепции с показателями личностного самоопределения. Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о наличии такой связи подтвердилась.

Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных  характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность личностного самоопределения девушек и юношей.

По данным нашего исследования, на успешность личностного самоопределения  девушек в раннем юношеском возрасте оказывает значимое влияние осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития .  Успешность личностного самоопределния девушек предполагает приписывание себе определенных эгоистических черт характера, направленности на себя, склонности к соперничеству  и  стремление к  доминированию и успеху.

Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость.  Также имеет место значимость развития  эмоционально-волевых сторон своей личности - самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в   личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких  позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

При сравненительном анализе данных полученных при  изучении  различий в  содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек ( т-критерий Стьюдента)  и данных значимости  определенных характеристик  Я-концепции  для  успешности личностного самоопределения (корреляционный анализ)  мы обнаружили следующую интересную закономерность :  как  для девушек  так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые  оказывают влияние на их личностное самоопределение. 

Так девушки склонны оценивать себя менее интеллектуально развитыми (методика ПП) и менее стремящихся к доминированию (методика Т.Лири), чем юноши. По результатам корреляционного анализа мы наблюдаем, что значимость этих характеристик  Я-концепции  для успешности личностного самоопределения девушек больше,  чем  для юношей.

Юноши менее, чем девушки, склонны осознавать себя ностителями позитивных характеристик : дружелюбие, добросовестность, отзывчивость       ( методика ЛД) и менее активными и общительными, чем девушки.  И мы наблюдаем  , что значимость этих качеств для юношей в процессе их личностного самоопределения больше, чем для девушек

Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т.е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем.

Итак, мы провели изучение взаимосвязи Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности  и  нашли  подтверждение выдвинутым нами  в начале исследования гипотезам.

Следующие две методики, которые мы использовали в нашей работе не имели своей задачей проверку гипотез исследования. Они были включены нами в исследование как дополнительные, удовлетворяющие констатацией своих результатов наш исследовательский интерес.

 

               Методика  ценностных ориентаций  М.Рокича

 

В нашей работе мы уже отмечали, что личностное самоопределение в ранней юности имеет  ценностно-смысловую природу;  это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего существования. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику ценностных ориентаций  М.Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и  ядро мотивации жизненной активности.

Методика  М.Рокича  основана на прямом ранжировании списка ценностей.  М.Рокич различает два вида ценностей:  а)  терминальные  -  убеждения в том, что какая.-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться  б)  инструментальные  -  убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.  Это деление соответствует радиционному делению на ценности-цели  и  ценности-средства.

Методика  М.Рокича  содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя  гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до 9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.

    

            Бланк к методике  ценностных ориентаций  М.Рокича

 

          ДЕНЬГИ   (материально обеспеченная жизнь)

          СЕМЬЯ  (счастливая семейная жизнь,духовная и физическая близость

                          с любимым  человеком)

          ПОЗНАНИЕ   ( интеллектуальное развитие, расширение своего кругозо-              

                                ра, жизненная мудрость)

          РАБОТА   (интересная ,творческая, продуктивная деятельность, макси-

                           мально полное использование своих сил и способностей)

          СЧАСТЬЕ  ДРУГИХ   (благосостояние, развитие и совершенствование

                                      других людей, народа, человечества в целом)

          САМОРАЗВИТИЕ   (работа над собой, постоянное физическое и духов-

                                  ное совершенствование, достижение внутренней

                                  гармонии)

          КАРЪЕРА   (общественное признание, уважение окружающих)

          ДРУЗЬЯ   (наличие хороших и верных друзей)

          УДОВОЛЬСТВИЯ   (полнота и  эмоциональная насыщенность жизни)

                       

Списки ценностных ориентаций выдавались испутуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого.

После обработки  данных мы получили следующие результаты  (см. табл.    ).

По полученным данным  мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий.  На первом месте как у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком ; на втором месте у девушек - наличие хороших и верных друзей, у юношей  - удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).  На третьем месте и у юношей и у девушек  -  деньги  (материально обеспеченная жизнь).  Последнее место и у девушек и у юношей занимает счастье других людей.

    

                    Средние ранговые показатели по методике

                             ценностных ориентаций  М.Рокича

                                                                           Таблица

показатели

среднее значение

место

                    ценности

девушки

юноши

девушки

юноши

деньги

3.92

3.91

3

3

семья

2.29

2.95

1

1

познание

6.61

5.55

8

7

работа

4.92

5.09

5

6

счастье других

7.11

7.13

9

9

саморазвитие

6.24

6.0

7

8

каръера

4.73

4.73

4

5

друзья

3.32

4.16

2

4

удовольствия

5.67

3.09

6

2

Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности