Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание

Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6

ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33

ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55

ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94

ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................

Работа состоит из  1 файл

Я-концепция.doc

— 728.00 Кб (Скачать документ)

 

107

 



 

     После первичной обработки результатов и подсчета  t-критериев Стьюдента для  групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили следующие результаты   (см. табл.    )

 

                Средние значения по методике ПП  и  t-критерий

                                                                                       Таблица

     Названия шкал

   Средние значения

          Сигма

t-критерий

 

 

   девушки

   юноши

  девушки

  юноши

 

22

открытость

7,84

7,18

1,89

2,21

1,59

23

интеллект

6,68

7,66

1,65

2,19

-2,5

24

эмоц. устойчивость

7,19

6,43

1,75

2,47

1,73

25

доминирование

7,03

6,68

2,14

2,21

0,81

26

импульсивность

5,11

4,75

2,16

2,27

0,8

27

совестливость

7,13

6,00

1,93

2,49

2,48

28

смелость

7,23

6,89

2,08

2,26

0,78

29

мягкость

7,57

6,52

1,61

2,06

2,77

30

подозрительность

5,73

5,23

2,79

1,89

1,08

31

непрактичность

5,94

5,75

1,82

2,24

0,44

32

дипломатичность

5,81

6,96

2,02

1,87

-2,9

 

33

спокойствие

7,13

6,52

1,82

2,01

1,55

34

склонность к новому

8,48

7,25

1,43

2,29

3,13

35

независимость

6,63

6,77

2,40

2,21

-0,3

36

самоконтроль

7,27

6,75

1,89

2,30

1,23

37

возбужденность

7,39

6,98

1,72

2,17

1,06

 

Для степеней свободы  100  граничные значения  t-критерия   1,948 при уровне значимости 5% ;   2,626 при уровне значимости  1%.

 

По  данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

                                  

                            

 

                                Методика  Т.Лири

Методика создана Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году и предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном  “я”.  С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип  отношений к людя м  в самооценке и взаимооценке.

Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора: доминирование-подчинение  и  дружелюбие-агрессивность.  Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы.  В том круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение , дружелюбие-враждебность.  В свою очередь ти секторы разделены на восемь октант  -  соответственно более частным отношениям, кторые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей.

Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных.  Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение)  или  горизонтальная (дружелюбие-враждебность)  оси.  Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность  или  экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.  При обработке подсчитывается количесство отношений каждого типа.

Максимальная оценка уровня  -  16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0  -  4  балла    -  низкая                             адаптивное поведение

5  -  8  баллов  -  умеренная

9  -  12 баллов  -   высокая                     экстремальное поведение

13 - 16 баллов  -  экстремальная                  до патологии  

В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте  (шкале)  с помощью специального ключа к опроснику.

По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам : доминирование  и   дружелюбие.

Доминирование =  ( 1 - 4) + 0,7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 );

Дружелюбие =  ( 7 - 3) + 0,7* (8 - 2 - 4 + 6).

                Типы  отношения к окружающим  (шкалы)

        1.   Авторитарный       (л1)

        2.    Эгоистичный        (л2)

        3.   Агрессивный          (л3)

        4.   Подозрительный    (л4)

        5.   Подчиняемый         (л5)

        6.   Зависимый              (л6)

        7.   Дружелюбный         (л7)

        8.   Альтруистический   (л8)   

 

Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении.      .

Т.Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих  (“со стороны”), для самооценки, оценки близких людей, описания своего идеального “я”.  В соответствии с уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

В нашем исследовании мы использовали методику Т.Лири для выявления у испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-”  против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе  (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”.

Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем подростковом  и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение  для развития личности.

После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента  мы получили следующие результаты.

 

                Средние значения  и  t-критерий  по методике Т.Лири

                                                                                           Таблица 3

Название шкалы

  Средние значения

           Сигма

t-критерий

 

 

  девушки

  юноши

девушки

юноши

 

л1

авторитарность

9,08

9,86

3,44

3,7

-1,1

л2

эгоистичность

6,08

8,05

2,56

2,46

-3,9

л3

агрессивность

6,72

7,54

2,56

2,53

-1,6

л4

подозрительность

6,57

6,79

3,09

2,88

-0,4

л5

подчиняемость

5,81

6,45

3,29

2,99

-1

л6

зависимость

6,79

7,5

2,44

2,32

-1,5

л7

дружелюбность

8,9

9,09

2,49

3,41

-0,3

л8

альтруистичность

8,63

8,39

3,33

3,48

0,35

ДП

доминирование-подчинение

3,41

5,06

1,33

1,05

2,11

ДА

дружелюбие - агрессивность

4,09

1,98

1,65

0,51

2,56

 

Для степеней свободы  100  граничные значения  t-критерия   1,948 при уровне значимости 5% ;   2,626 при уровне значимости  1%.

 

По данным методики Т.Лири юноши более склонны приписывать себе гоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству, доминированию.  Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее  стремящихся к доминированию, чем юноши.

Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.

Теперь мы переходим к выявлению  связи изученных характеристик Я-концепции  с выделенными нами показателями личностного самоопределения в ранней юности.

Для решения той задачи, мы  снова использовали в нашем исследовании метод линейной корреляции.

При помощи метода линейной корреляции мы выявляли те содержательные характеристики Я-концепции юношей и девушек, которые оказывают влияние и/или связаны в своей динамике с  процессом  личностного самоопределения в ранней юности.

После обработки данных по методу корреляционного анализа Пирсона мы получил следующие результаты  ( см. приложение, табл.   ,    ).

В результате линейного корреляционного анализа мы получили определенные наборы характеристик  Я-концепции   у юношей и у девушек, связанные с процессом их личностного самоопределения.  Эти характеристики могут быть расположены в убывающем порядке по степени  прочности их взаимосвязи с показателями личностного самоопределения в ранней юности (см. рис.     ).   На схеме мы условно  выделили три уровня значимости  корреляционной связи  характеристики Я-концепции  с показателями линчностного самоопределения:   уровень 1  -  личностная характеристика имеет значимые зависимости со всеми показателями личностного самоопределения,   уровень 2  -   значимые связи с тремя показателями и  уровень 3  -  значимые связи существуют только с двумя или одним показателем личностного самоопределения.  В расстановке качеств по степени значимости мы также учитывали иерархическое расположение показателей личностного самоопределения  для группы девушек и группы юношей  (по факторным нагрузкам).

 

               

                                   Связь  между  показателями 

Я-концепции  и  личностного  самоопределния

                                                     (девушки)  

                                                                                        Рисунок

Уровень 1.

 

                          20                                       самостоятельный

 

                          35                                    независимый от мнения

  Ц                                               S                     окружающих                                  

                          C                                    развитие волевых сторон

                                                                              личности

   ЛК-Я                  1                    ЛК-Ж                обаятельный

 

                          23                                         высокий интеллект

                        

Уровень  2.

                         

                          л2                                            эгоистичный

  Ц                                               S                                                 

                          25                                       стремление к

                                                                              доминированию

ЛК-Я                  37                   ЛК-Ж            возбужденность,

                                                                   стремление к успеху

                          11          

                        

  Уровень  3.   

                          36                          самоконтроль, самодисциплина

 

                          л4                                 подозрительный  (обр.)

 

                          О                                        фактор  Оценки

  Ц                                               S                                                 

                           5                                           уступчивый

 

ЛК-Я                  7                    ЛК-Ж                честный

 

                          10                                        добросовестный

    

                          13                                       агрессивный  (обр.)

Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности