Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, дипломная работа
Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3 - 6
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте ................. 7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека ......................................................................................... 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции ............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции ............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности ........................... 25 - 33
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности ....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема ............................................................................................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 45 - 55
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 - 94
ВЫВОДЫ ....................................................................................... 95 - 98
Список литературы ................................................
107
После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев Стьюдента для групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили следующие результаты (см. табл. )
Средние значения по методике ПП и t-критерий
№ | Названия шкал | Средние значения | Сигма | t-критерий | |||
|
| девушки | юноши | девушки | юноши |
| |
22 | открытость | 7,84 | 7,18 | 1,89 | 2,21 | 1,59 | |
23 | интеллект | 6,68 | 7,66 | 1,65 | 2,19 | -2,5 | |
24 | эмоц. устойчивость | 7,19 | 6,43 | 1,75 | 2,47 | 1,73 | |
25 | доминирование | 7,03 | 6,68 | 2,14 | 2,21 | 0,81 | |
26 | импульсивность | 5,11 | 4,75 | 2,16 | 2,27 | 0,8 | |
27 | совестливость | 7,13 | 6,00 | 1,93 | 2,49 | 2,48 | |
28 | смелость | 7,23 | 6,89 | 2,08 | 2,26 | 0,78 | |
29 | мягкость | 7,57 | 6,52 | 1,61 | 2,06 | 2,77 | |
30 | подозрительность | 5,73 | 5,23 | 2,79 | 1,89 | 1,08 | |
31 | непрактичность | 5,94 | 5,75 | 1,82 | 2,24 | 0,44 | |
32 | дипломатичность | 5,81 | 6,96 | 2,02 | 1,87 | -2,9 |
|
33 | спокойствие | 7,13 | 6,52 | 1,82 | 2,01 | 1,55 | |
34 | склонность к новому | 8,48 | 7,25 | 1,43 | 2,29 | 3,13 | |
35 | независимость | 6,63 | 6,77 | 2,40 | 2,21 | -0,3 | |
36 | самоконтроль | 7,27 | 6,75 | 1,89 | 2,30 | 1,23 | |
37 | возбужденность | 7,39 | 6,98 | 1,72 | 2,17 | 1,06 |
Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.
По данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.
Методика создана Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году и предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном “я”. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людя м в самооценке и взаимооценке.
Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение , дружелюбие-враждебность. В свою очередь ти секторы разделены на восемь октант - соответственно более частным отношениям, кторые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. При обработке подсчитывается количесство отношений каждого типа.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0 - 4 балла - низкая
5 - 8 баллов - умеренная
9 - 12 баллов - высокая экстремальное поведение
13 - 16 баллов - экстремальная до патологии
В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с помощью специального ключа к опроснику.
По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам : доминирование и дружелюбие.
Доминирование = ( 1 - 4) + 0,7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 );
Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0,7* (8 - 2 - 4 + 6).
Типы отношения к окружающим (шкалы)
1. Авторитарный (л1)
2. Эгоистичный (л2)
3. Агрессивный (л3)
4. Подозрительный (л4)
5. Подчиняемый (л5)
6. Зависимый (л6)
7. Дружелюбный (л7)
8. Альтруистический (л8)
Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении. .
Т.Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих (“со стороны”), для самооценки, оценки близких людей, описания своего идеального “я”. В соответствии с уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
В нашем исследовании мы использовали методику Т.Лири для выявления у испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-” против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”.
Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение для развития личности.
После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента мы получили следующие результаты.
Средние значения и t-критерий по методике Т.Лири
№ | Название шкалы | Средние значения | Сигма | t-критерий | |||
|
| девушки | юноши | девушки | юноши |
| |
л1 | авторитарность | 9,08 | 9,86 | 3,44 | 3,7 | -1,1 | |
л2 | эгоистичность | 6,08 | 8,05 | 2,56 | 2,46 | -3,9 | |
л3 | агрессивность | 6,72 | 7,54 | 2,56 | 2,53 | -1,6 | |
л4 | подозрительность | 6,57 | 6,79 | 3,09 | 2,88 | -0,4 | |
л5 | подчиняемость | 5,81 | 6,45 | 3,29 | 2,99 | -1 | |
л6 | зависимость | 6,79 | 7,5 | 2,44 | 2,32 | -1,5 | |
л7 | дружелюбность | 8,9 | 9,09 | 2,49 | 3,41 | -0,3 | |
л8 | альтруистичность | 8,63 | 8,39 | 3,33 | 3,48 | 0,35 | |
ДП | доминирование-подчинение | 3,41 | 5,06 | 1,33 | 1,05 | 2,11 | |
ДА | дружелюбие - агрессивность | 4,09 | 1,98 | 1,65 | 0,51 | 2,56 |
Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.
По данным методики Т.Лири юноши более склонны приписывать себе гоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству, доминированию. Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее стремящихся к доминированию, чем юноши.
Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.
Теперь мы переходим к выявлению связи изученных характеристик Я-концепции с выделенными нами показателями личностного самоопределения в ранней юности.
Для решения той задачи, мы снова использовали в нашем исследовании метод линейной корреляции.
При помощи метода линейной корреляции мы выявляли те содержательные характеристики Я-концепции юношей и девушек, которые оказывают влияние и/или связаны в своей динамике с процессом личностного самоопределения в ранней юности.
После обработки данных по методу корреляционного анализа Пирсона мы получил следующие результаты ( см. приложение, табл. , ).
В результате линейного корреляционного анализа мы получили определенные наборы характеристик Я-концепции у юношей и у девушек, связанные с процессом их личностного самоопределения. Эти характеристики могут быть расположены в убывающем порядке по степени прочности их взаимосвязи с показателями личностного самоопределения в ранней юности (см. рис. ). На схеме мы условно выделили три уровня значимости корреляционной связи характеристики Я-концепции с показателями линчностного самоопределения: уровень 1 - личностная характеристика имеет значимые зависимости со всеми показателями личностного самоопределения, уровень 2 - значимые связи с тремя показателями и уровень 3 - значимые связи существуют только с двумя или одним показателем личностного самоопределения. В расстановке качеств по степени значимости мы также учитывали иерархическое расположение показателей личностного самоопределения для группы девушек и группы юношей (по факторным нагрузкам).
Я-концепции и личностного самоопределния
Уровень 1.
20
35
Ц
C
ЛК-Я 1 ЛК-Ж обаятельный
23
Уровень 2.
л2
Ц
25
ЛК-Я 37 ЛК-Ж возбужденность,
11
Уровень 3.
36 самоконтроль, самодисциплина
л4
О
Ц
5
ЛК-Я 7 ЛК-Ж честный
10
13
Информация о работе Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности