Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание

В данной работе раскрывается зависимость стиля общения и свойств темперамента.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Общение и его психологические особенности 4

1.1.Общение: сущность, структура 4

1.2.Формы и виды общения 4

Глава 2.Особенности межличностного общения 13

2.1.Психологические особенности межличностного общения 13

2.2.Стили общения 15

Глава 3.Индивидуальные характеристики личности 23

3.1.Темперамент в структуре личности 23

3.1.1.Понятие темперамента 23

3.1.2.Роль темперамента в деятельности 32

3.2.Характер как индивидуальная характеристика личности 33

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовый курсовой.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

Идентификация – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.

Высшей формой эмпатии является действенная, характеризующая  нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а  можно помочь подготовиться к  пересдаче.

Аттракция (привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, реподавателей и т.п.).

Чтобы правильно  понять партнера по общению, важно знать  его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называют рефлексия.

Рефлексия (обращение назад) – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание перено-сится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.

Понимание другого  человека очень важно для успешного  общения с ним. Нередко нас  интересует, что заставляет собеседника  действовать так, а не иначе, т. е. каковы причины его поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных причин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации. Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией (то есть причина и придаю, наделяю). Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Например, получил «неуд» на экзамене – виноват преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят о личностной атрибуции. Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т. е. они привыкли к обстоятельственной атрибуции. Например, опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все через стимульную атрибуцию, т. е. причина заложена в предмете. Например, сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла. Или причину видят в самом «пострадавшем». Например, отчислили из учебного заведения – сам виноват. Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. Например, успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству и т. п. (внутренняя атрибуция), а можем приписать факту, что билет достался легкий или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (внешняя атрибуция).

При изучении каузальной атрибуции психологи установили интересные закономерности. Так, причину  успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам. Оценка события будет различны в случаях, когда человек был участником или наблюдателем. Исследования подтвердили, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы. Всегда оправдываются члены своей группы: «Он ответил отказом, потому что его вынудили обстоятельства». При объяснении тех же действий членов других групп люди говорят: «Он ответил отказом, потому что думает только о себе». Положительное поведение членов «чухой» (не своей) группы чаще всего не замечается или рассматривается как редкий, уникальный случай.

Примечательно, что знание закономерностей и  ошибок каузальной атрибуции по-могает сделать ее эффективной для налаживания  взаимодействия.

Стереотипизация в переводе с греческого – твердый и отпечаток. Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.

Наиболее живучи, но не всегда верны этнические стереотипы. Например, стереотипные представления  о вежливости и чопорности англичан, педантичности немцев, эксцентричности итальянцев, «загадочности славянской души». Ярче всего этнические стереотипы проявляются в фольклоре, в частности, в анекдотах. Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не работая в конкретных сферах, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты – спекулянты, а чиновники – бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное  восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания  и дать себе отчет в том, что  представляет собой партнер по общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений.

Глава 2. Особенности межличностного общения

2.1. Психологические особенности межличностного общения.

Категория «общение»  является одной из центральных в  психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», 
«отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения  стало одним из ведущих направлений  исследований в психологической  науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических  исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются  как две стороны социального  бытия человека; в других случаях  общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.1

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве  психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений 
«субъект-субъект(ы)».

Здесь можно  привести мнение В. В. Знакова, которое  отражает существующие в современной  отечественной психологии представления  о категории общения: «Общением  я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи.

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения  и деятельности преодолевает одностороннее  понимание деятельности лишь как  субъект-объектного отношения.  В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».                                                                                                         

2.2. Стили общения

  Об этом  следует поговорить подробно.

   Для продуктивной  коммуникативной деятельности педагог  должен знать,  что  общение пронизывает всю  систему  педагогического  воздействия,  каждый  его микроэлемент.

  Специфика  педагогического общения  обусловлена   различными социально-ролевыми   и   функциональными   позициями   его   субъектов.   В   процессе педагогического  общения  учитель  прямо  или  косвенно  осуществляет   свои социально-ролевые и  функциональные  обязанности по  руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения  и  руководства  в  существенной  мере определяет  эффективность  обучения  и воспитания, а   также   особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

  На уроке  педагогу необходимо овладеть  коммуникативной  структурой  всего педагогического процесса, быть максимально  чутким  к  малейшим  изменениям,постоянно  соотносить  избранные  методы   педагогического   воздействия   с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от  учителя умения одновременно решать две проблемы:

   1.  конструировать  особенности  своего  поведения  (свою  педагогическую

      индивидуальность), своих отношений  с учащимися, т. е. стиль общения;

   2. конструировать  выразительные  средства  коммуникативного воздействия.

      Второй компонент  постоянно   меняется   под  влиянием   возникающих

педагогических  и  соответственно  коммуникативных  задач.  В выборе

системы  выразительных  средств  коммуникации   важную  роль  играет

сложившийся тип  взаимоотношений педагога с учащимися.

  Можно выделить  следующие характеристики общения  в процессе педагогической деятельности:

  • общая сложившаяся система общения педагога  и учащихся (определенный стиль общения);
  • система общения,  характерная  для  конкретного  этапа  педагогической деятельности;
  • ситуативная  система  общения, возникающая  при  решении  конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

  Под стилем  общения мы понимаем  индивидуально-типологические  особенности социально-психологического взаимодействия педагога и  обучающихся.  В  стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива. Причем  необходимо  подчеркнуть, что  стиль  общения  педагога  с  детьми  –  категория   и социально   и нравственно  насыщенная.  Она  воплощает  в  себе  социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

  Первое экспериментальное  исследование стилей  общения   было  проведено  в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.

  В наши  дни выделяют много стилей  общения, но остановимся на основных:

  1. Авторитарный

  При авторитарном стиле характерная тенденция на  жесткое управление  и

всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель  значительно  чаще своих  коллег  прибегает  к  приказному  тону,  делает   резкие   замечания.

Бросается в  глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов  группы  и неаргументированное  восхваление  других.  Авторитарный   преподаватель   не только определяет общие цели  работы,  но  и  указывает  способы  выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать,  и т.  д.  Задания и способы его  выполнения  даются  преподавателем  поэтапно.  Характерно,  что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек  не  знает какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция  данного  этапа  и что ждет впереди.  Следует  также  заметить,  что  в  социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных  установок,  поэтапная  регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о  неверии  преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его  глазах  учащиеся

Информация о работе Зависимость стиля общения от свойств темперамента