характеризуются
низким уровнем ответственности
и заслуживают самого жесткого
обращения. При этом любая инициатива
рассматривается авторитарным преподавателем
как проявление нежелательного
самоволия. Исследования показали,
что такое поведение руководителя
объясняется его опасениями потерять
авторитет, обнаружив свою недостаточную
компетентность: «Если кто- то предлагает
нечто улучшить, построив работу
по-другому, значит, он косвенно
указывает на то, что я этого
не предусмотрел». Кроме того, авторитарный
лидер, как правило, субъективно
оценивает успехи своих подопечных,
высказывая замечания не столько по поводу
самой работы, сколько относительно
личности исполнителя. При автократическом
стиле руководства учитель осуществляет
единоличное управление руководством
коллективом, без опоры на актив. Учащимся
не позволяют высказывать свои взгляды,
критические замечания, проявлять
инициативу, тем более претендовать на
решение касающихся их вопросов. Учитель
последовательно предъявляет к
учащимся требования и осуществляет жесткий
контроль за их выполнением. Авторитарному
стилю руководства свойственны основные
черты автократического. Но учащимся
позволяют участвовать
в обсуждении вопросов, их затрагивающих.
Однако
решение, в конечном
счете, всегда принимает учитель
в соответствии со
своими установками.
2.
Попустительский
Главной
особенностью попустительского стиля
руководства по сути дела является
самоустранение руководителя из учебно-производственного
процесса, снятие с себя ответственности
за происходящее. Попустительский
стиль оказывается наименее предпочтительным
среди перечисленных. Результаты
его апробации - наименьший объем выполненной
работы и ее наихудшее качество.
Важно отметить, что ученики не бывают,
удовлетворены работой в подобной
группе, хотя на них и не лежит никакой
ответственности, а работа скорее
напоминает безответственную игру.
При попустительском стиле руководства
учитель стремится, как можно меньше
вмешиваться в жизнедеятельность
учащихся, практически устраняется
от руководства ими, ограничиваясь
формальным выполнением
обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный
стиль характерен тем, что учитель
в зависимости от
внешних обстоятельств
или собственного эмоционального
состояния
осуществляет
любой из описанных выше стилей руководства.
3.
Демократический
Что
касается демократического стиля,
то здесь в первую
очередь
оцениваются
факты, а не личность. При
этом главной особенностью
демократического
стиля оказывается то, что группа
принимает активное
участие в обсуждении
всего хода предстоящей работы
и ее организации. В результате
у учеников развивается уверенность
в себе, стимулируется
самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы
возрастают общительность и доверительность
в личных взаимоотношениях. Если
при авторитарном стиле между членами
группы царила вражда, особенно заметная
на фоне покорности руководителю
и даже заискивания перед
ним, то при демократическом управлении
учащиеся не только проявляют
интерес к работе, обнаруживая
позитивную внутреннюю мотивацию, но
сближаются между собой в
личностном отношении. При демократическом
стиле руководства учитель опирается
на коллектив, стимулирует самостоятельность
учащихся. В организации деятельности
коллектива учитель старается занять
позицию «первого среди равных».
Учитель проявляет определенную терпимость
к критическим замечаниям
учащихся, вникает
в их личные дела и проблемы. Ученики
обсуждают проблемы коллективной жизни
и делают выбор, но окончательное
решение формулирует учитель.
4.
Общение на основе увлеченности
совместной творческой
деятельностью.
В основе
этого стиля – единство высокого
профессионализма педагога и
его этических установок. Ведь увлеченность
совместным с учащимися творческим
поиском – результат не только коммуникативной
деятельности учителя, но в большей
степени его отношения к
педагогической деятельности в
целом. Этот стиль общения можно
рассматривать как предпосылку
успешной совместной учебно-воспитательной
деятельности. Увлеченность общим
делом – источник дружественности
и одновременно дружественность,
помноженная на заинтересованность
работой, рождает совместный увлеченный
поиск. Говоря о системе взаимоотношений
педагога с воспитанниками, А.С.
Макаренко утверждал, что педагог, с одной
стороны должен быть старшим товарищем
и наставником, а с другой – соучастником
совместной деятельности. Необходимо
формировать дружественность как определенный
тон в отношениях педагога
с коллективом. Размышляя о вариантах
взаимоотношений воспитателя с
детьми, А.С.Макаренко отмечал: “Во
всяком случае никогда педагоги
и руководство не должны допускать
со своей стороны тона фривольного:
зубоскальства, рассказывания анекдотов,
никаких вольностей в языке, передразнивания,
кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно
недопустимо, чтобы педагоги и
руководство в
присутствии воспитанников
были угрюмыми, раздражительными, крикливыми”.
Подчеркивая
плодотворность такого стиля
взаимоотношений педагога
и
воспитанников
и его стимулирующий характер,
вызывающий к жизни высшую форму
педагогического общения – на
основе увлеченности совместной
творческой деятельностью, необходимо
отметить, что дружественность, как
и любое эмоциональное настроение
и педагогическая установка
в процессе общения,должна иметь
меру. Зачастую молодые педагоги превращают
дружественность в панибратские отношения
с учащимися, а это отрицательно сказывается
на всем ходе учебно-воспитательного
процесса (нередко на такой путь
начинающего
учителя толкает
боязнь конфликта с детьми, усложнения
взаимоотношений).
Дружественность
должна быть педагогически целесообразной,
не противоречить общей системе взаимоотношений
педагога с детьми.
5.
Общение-дистанция
Этот стиль
общения используют как опытные
педагоги, так и начинающие.
Суть его заключается
в том, что в системе взаимоотношений
педагога и
учащихся в
качестве ограничителя выступает
дистанция. Но и здесь нужно
соблюдать меру.
Гипертрофирование дистанции ведет
к формализации всей системы социально
-психологического взаимодействия учителя
и учеников и не способствует созданию
истинно творческой атмосферы.
Дистанция должна существовать
в системе взаимоотношений учителя и детей,
она необходима. Но она должна вытекать
из общей логики отношений ученика
и педагога, а не диктоваться учителем
как основа взаимоотношений. Дистанция
выступает как показатель ведущей
роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение “дистанционного показателя”
в доминанту педагогического общения
резко снижает общий творческий
уровень совместной работы педагога
и учащихся. Это ведет к утверждению
авторитарного принципа в системе
взаимоотношений педагога с детьми, который,
в конечном счете, отрицательно
сказывается на
результатах деятельности.
В чем
популярность этого стиля общения? Дело
в том, что начинающие учителя нередко
считают, что общение-дистанция помогает
им сразу же утвердить себя как
педагога, и поэтому используют этот стиль
в известной мере как средство самоутверждения
в ученической, да и в педагогической
среде. Но в большинстве случаев использование
этого стиля общения в чистом виде ведет
к педагогическим неудачам. Авторитет
должен завоевываться не через
механическое установление дистанции,
а через взаимопонимание, в процессе
совместной творческой деятельности.
И здесь чрезвычайно важно найти как общий
стиль общения, так и ситуативный подход
к человеку.
Общение-дистанция
в известной степени является
переходным этапом к такой
негативной форме общения, как общение-устрашение.
6.
Общение – устрашение
Этот стиль
общения, к которому также
иногда обращаются начинающие
учителя связан
в основном с неумением организовать
продуктивное общение на основе
увлеченности совместной деятельностью.
Ведь такое общение сформировать
трудно и молодой учитель нередко идет
по линии наименьшего сопротивления,
избирая общение-устрашение или
дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение
вообще бесперспективно. В сущности
своей оно не только не
создает коммуникативной
атмосферы, обеспечивающей творческую
деятельность, но, наоборот,
регламентирует ее, так как ориентирует
детей не на то, что надо делать, а на
то, чего делать нельзя, лишает педагогическое
общение дружественности, на которой
зиждется взаимопонимание, так необходимое
для совместной творческой деятельности.
7.
Заигрывание
Опять-таки
характерное в основном для молодых учителей
и связанное с
неумением организовать
продуктивное педагогическое общение.
По существу, этот тип общения отвечает
стремлению завоевать ложный, дешевый
авторитет у детей, что противоречит
требованиям педагогической этики.
Появление этого стиля общения вызвано,
с одной стороны, стремлением молодого
учителя быстро установить контакт
с детьми, желанием понравиться
классу, а с другой стороны –
отсутствием необходимой общепедагогической
и коммуникативной культуры, умений
и навыков педагогического общения, опыта
профессиональной коммуникативной деятельности.
А.С.Макаренко
резко осуждал такую “погоню
за любовью”.Он говорил: “Я уважал
своих помощников,а у меня были просто
гении в воспитательной
работе, но я
их убеждал,что меньше всего нужно
быть любимым воспитателем. Я лично
никогда не добивался детской
любви и считаю, что эта любовь,
организуемая педагогом для
собственного удовольствия,
является преступлением...
Это кокетничанье,
эта погоня за любовью, эта хвастливость
любовью приносит большой вред воспитателю
и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей,
что этого привеска... не должно быть в
нашей жизни...
Пусть любовь придет
незаметно, без ваших усилий. Но если
человек видит цель в любви, то это
только вред...”
Общение-заигрывание,
как показывают наблюдения, возникает
в результате: а)непонимания педагогом
стоящих перед ним ответственных педагогических
задач;
б) отсутствия навыков
общения; в) боязни общения с классом
и одновременно желания наладить контакт
с учениками.
В чистом виде
стили не существуют. Да и перечисленные
варианты не
исчерпывают
все богатство самопроизвольно
выработанных в длительной
практике стилей общения. В его спектре
возможны самые различные нюансы,
дающие неожиданные эффекты, устанавливающие
или разрушающие взаимодействие
партнеров. Как правило, они
находятся эмпирическим путем.
При этом найденный и приемлемый
стиль общения одного педагога оказывается
совершенно непригодным для другого. В
стиле общения ярко проявляется
индивидуальность личности.
Глава 3.
Индивидуальные характеристики
личности
3.1. Темперамент в структуре
личности
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - система представлений
о личности, обобщающая процессуально-иерархические
подструктуры личности с подчинением
низших подструктур высшим, включающая
наложенные на них подструктуры способностей
и характера.
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее
соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем
состоянии) - характеристика индивида
со стороны динамических особенностей
его психической деятельности, т.е. темпа,
быстроты, ритма, интенсивности, составляющих
эту деятельность психических процессов
и состояний.
Темперамент- качество личности, сформировавшееся
в личном опыте человека на основе генетической
обусловленности его типа нервной системы
и в значительной мере определяющее стиль
его деятельности. Темперамент относится
к биологически обусловленным подструктурам
личности. Различают четыре основных типа
темперамента: сангвиник, холерик, флегматик
и меланхолик.
3.1.1.Понятие темперамента.
Когда говорят о темпераменте, то имеют
в виду многие психические различия между
людьми - различия по глубине, интенсивности,
устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности,
темпу, энергичности действий и другие
динамические, индивидуально-устойчивые
особенности психической жизни, поведения
и деятельности. Тем не менее темперамент
и сегодня остается во многом спорной
и нерешенной проблемой. Однако при всем
многообразии подходов к проблеме, ученые
и практики признают, что темперамент
- биологический фундамент, на котором
формируется личность как социальное
существо.
Темперамент отражает динамические аспекты
поведения, преимущественно врожденного
характера, поэтому свойства темперамента
наиболее устойчивы и постоянны по сравнению
с другими психическим особенностями
человека. Наиболее специфическая особенность
темперамента заключается в том, что различные
свойства темперамента данного человека
не случайно сочетаются друг с другом,
а закономерно связаны между собой, образуя
определенную организацию, структуру,
характеризующую 3 темперамента.
Итак, под темпераментом следует понимать
индивидуально своеобразные свойства
психики, определяющие динамику психической
деятельности человека, которые одинаково
проявляясь в разнообразной деятельности
независимо от ее содержания. целей, мотивов,
остаются постоянными в зрелом возрасте
и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные
особенности, которые
1. регулируют динамику психической деятельности
в целом;
2. характеризуют особенности динамики
отдельных психических процессов;
3. имеют устойчивый и постоянный характер
и сохраняются в развитии на протяжении
длительного отрезка времени;
4. находятся в строго закономерном соотношении,
характеризующем тип темперамента;
5. однозначно обусловлены общим типом
нервной системы.
Пользуясь определенными признаками,
можно с достаточной определенностью
отличить свойства темперамента от всех
других психических свойств личности.
Анализ внутренней структуры
темперамента представляет значительные
трудности, обусловленные отсутствием
у темперамента (в его обычных психологических
характеристиках) единого содержания
и единой системы внешних проявлений.
Попытки такого анализа приводят к выделению
трех главных, ведущих, компонентов темперамента,
относящихся к сферам общей активности
индивида, его моторики и его эмоциональности.
Каждый из этих компонентов, в свою очередь,
обладает весьма сложным многомерным
строением и разными формами психологических
проявлений.
Особое значение в структуре темперамента
имеет тот его компонент, который обозначается
как общая психическая активность индивида.
Сущность психической активности заключается
в стремление личности к самовыражению,
эффективному освоению и преобразованию
внешней действительности; конечно при
этом направление, качество и уровень
реализации этих тенденций определяется
другими особенностями личности: ее интеллектуальными
и характерологическими особенностями,
комплексом ее отношений и мотивов. Степень
активности распространяется от вялости,
инертности и пассивного созерцательства
на одном полюсе до высшей степени энергии,
мощной стремительности действий и постоянного
подъема - на другом.
К группе качеств, составляющих первый
компонент темперамента, вплотную примыкает
группа качеств, составляющих второй-
двигательный, или моторный компонент,
ведущую роль в котором играют качества,
связанные с функцией двигательного (и
специального речедвигательного аппарата).
Среди динамических качеств двигательного
компонента следует выделить такие, как
быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда
и ряд других признаков мышечного движения.
Совокупность особенностей мышечной и
речевой моторики составляет ту грань
темперамента, которая легче других поддается
наблюдению и оценке и поэтому часто служит
основой для суждения о темпераменте их
носителя.
Третьим основным компонентом темперамента
является “эмоциональность“, представляющая
собой обширный комплекс свойств и качеств,
характеризующих особенности возникновения,
протекания и прекращения разнообразных
чувств, аффектов и настроений. По сравнению
с другими составными частями темперамента
этот компонент наиболее сложен и обладает
разветвленной собственной структурой.
В качестве основных характеристик “эмоциональности”
выделяют впечатлительность. Импульсивность
и эмоциональную лабильность. Впечатлительность
выражает аффективную восприимчивость
субъекта, чуткость его к эмоциональным
воздействиям, способность его найти почву
для эмоциональной реакции там, где для
других такой почвы не существует. Термином
“импульсивность” обозначается быстрота,
с которой эмоция становится побудительной
силой поступков и действий без их предварительного
обдумывания и сознательного решения
выполнить их. Под эмоциональной лабильностью
обычно принимается скорость, с которой
прекращается данное эмоциональное состояние
или происходит смена одного переживания
другим.
Основные компоненты темперамента образуют
в актах человеческого поведения то своеобразное
единство побуждения, действия и переживания,
которое позволяет говорить о целостности
проявлений темперамента и дает возможность
относительно четко ограничить темперамент
от других психических образований личности
- ее направленности, характера. способностей
и др.
ТЕМПЕРАМЕНТЫ ЧУВСТВА
А. Сангвинический темперамент человека
веселого нрава
Способ чувствования сангвиника можно
узнать по следующим проявлениям. Это
человек беззаботный, полный надежд; каждой
вещи он на мгновение придает большое
значение. А через минуту уже перестает
о ней думать. Он честно обещает, но не
держит своего слова, т.к. он до этого недостаточно
глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать
его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать
помощь другому, но он плохой должник,
и всегда требует отсрочки. Он хороший
собеседник, шутит, весел, готов ничему
в мире не придавать большого значения
и все люди ему друзья. Обычно он не злой
человек, но грешник, не легко поддающийся
исправлению. Правда, он сильно раскаивается.
Но скоро забывает свое раскаяние (которое
никогда не превращается к него в скорбь).
Работа его скоро утомляет, но он без устали
занимается тем, что в сущности есть только
игра. Ибо игра всегда связана с переменами,
а выдержка не по его части.
В. Меланхолический темперамент человека
мрачного нрава
Человек, расположенный к меланхолии (не
меланхолик, ибо это означает уже состояние,
а не просто расположение к состоянию),
придает всему, что его касается, большое
значение, везде находит поводы для опасений
и обращает внимание прежде всего на трудности.
Он с трудом даст обещание, ибо не может
его не исполнить, но сомневается, в состоянии
ли он его исполнить. И все это у него объясняется
не моральными причинами (ибо здесь идет
речь о чувственных мотивах), а тем, что
противоположное доставляет ему неприятность,
и именно поэтому он становится озабоченным,
недоверчивым, полным сомнений, а из-за
этого и маловосприимчивым к веселью.
Впрочем, когда это расположение духа
становится привычным, оно противопоставляет
расположению духа человеколюбца, которое
собственно больше сангвинику, по крайне
мере по побуждению, ибо тот, кто сам должен
обходиться без радости, вряд ли пожелает
ее другому.
ТЕМПЕРАМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С. Холерический темперамент человека
вспыльчивого
О нем говорят, что он горяч, вспыхивает
быстро, как солома, но при уступчивости
других скоро остывает. В его гневе нет
ненависти, и он любит другого тем сильнее,
чем скорее тот ему уступает. Его деятельность
быстра, но непродолжительна. Он деятелен,
но неохотно берет на себя дела именно
потому, что у него нет выдержки; вот почему
он охотно делается начальником, который
руководит делами, но сам вести их не хочет.
Поэтому его господствующая страсть -
честолюбие; он охотно берется за общественные
дела и желает. Чтобы его громогласно хвалили.
Он любит поэтому блеск и помпезность
церемоний, охотно берет под свою защиту
других и с виду великодушен, не из любви,
однако, а из гордости, ибо себя самого
он любит больше. Он следит за порядком
и кажется поэтому умнее, чем он есть. Он
любит располагать средствами, чтобы не
быть скаредным; он вежлив, но любит церемонии,
натянут. Напыщен в обхождении и охотно
имеет при себе какого-нибудь льстеца.
Который служит мишенью для его остроумия,
и больше переживает, когда его гордые
притязания встречают отпор. Достаточно
немного едкого остроумия. Чтобы мигом
исчез ореол важности. Одним словом. холерический
темперамент - самый несчастный из всех
темпераментов, ибо больше других вызывает
противление себе.
Д. Флегматический темперамент хладнокровного
Флегма означает отсутствие аффекта, а
не инертность (безжизненность), и поэтому
человека, у которого нет флегмы, нельзя
назвать флегматиком и под этой кличкой
зачислять в разряд лентяев.
Флегма как слабость - это склонность к
бездеятельности, нежелание браться за
дело, даже если побуждения к этому очень
сильные. Нечувствительность к побуждениям
представляет собой довольную бесполезность,
и его склонности направлены только на
насыщение и сон.
Флегма как сила - это способность приходить
в движение и не легко и не быстро, но зато
надолго. Тот, у кого в крови добрая доза
флегмы, нагревается медленно, но долго
хранит тепло. Он не легко приходит в гнев,
а сначала колеблется, следует ли ему сердиться.
Хладнокровному нечего жалеть о том, что
у него совершенно обычная доля разума,
но в то же время он от природы одарен этой
флегмой; хотя он и лишен блеска, но зато
исходит их принципов, а не из инстинктов.
Его удачный темперамент заменяет ему
мудрость, и даже в обыденной жизни его
часто называют философом. Своим темпераментом
он превосходит других, не задевая их тщеславия.
Его часто называют также пронырой, ибо
все направленные на него [снаряды выпущенные
из] баллист и катапульт отскакивают от
него как от мешка с ватой. Это уживчивый
муж, который умеет забирать власть над
женой и родственниками, хотя с виду он
покорен воле всех. Т.к., обладая непреклонной,
но благоразумной волей, он умеет приспособить
их волю к своей, подобно тому как тела
с наибольшей массой и большой скоростью
движения, нанося удар, пробивают встречающиеся
им препятствия насквозь, а при меньшей
скорости, но при большом объеме, увлекают
за собой это препятствие, не разрушая
его.
Если один темперамент, как обычно думают,
соединяется с другим, то они или противодействуют
друг другу, или нейтрализуются. Первое
бывает, когда полагают, будто в одном
и том же субъекте соединены сангвинический
темперамент с меланхолическим или холерический
с флегматическим, ибо они (А и В, равно
как С и Д) противоречат друг другу. Второе,
а именно нейтрализация, происходит будто
бы при (словно химическом) смешении сангвинического
темперамента с холерическим и меланхолического
с флегматическим. Нельзя мыслить слитым
в одном и том же акте добродушное веселье
с грозным гневом или муки самоистязания
с довольным спокойствием невзыскательной
души. Но если одно из этих двух состояний
в одном и том же субъекте должны смешиваться
с другим, то получаются только причуды
и капризы, а не определенный темперамент.
Следовательно, сложных темпераментов
нет.
С древнейших времен исследователи, наблюдая
значительное разнообразие поведения,
совпадающие с различиями в телосложении
и физиологических функциях, пытались
их упорядочивать, каким-то образом их
группировать. Так возникли самые различные
типологии темпераментов. Наибольший
интерес представляют те из них, в которых
свойства темперамента, понимаемые как
наследственные или врожденные, связывались
с индивидуальными различиями в особенностях
телосложения. Эти типологии получили
название КОНСТИТУЦИОННЫХ ТИПОЛОГИЙ.
Так наибольшее распространение получила
типология, предложенная Э.Кречмером,
который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую
работу “Строение тела и характер”. Главная
его идея заключалась в том, что люди с
определенным типом сложения имеют определенные
психические особенности. Им было проведено
множество измерений частей тела, что
позволило ему выделить 4 конституциональных
типа:
1. ЛЕПТОСОМАТИК - характеризуется хрупким
телосложением высоким ростом, плоской
грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности
- длинные и худые.
2. ПИКНИК - человек с выраженной жировой
тканью, чрезмерно тучный. характеризуется
малым или средним ростом, расплывающимся
туловищем с большим животом и круглой
головой на короткой шее.
3. АТЕЛЕТИК- человек с развитой мускулатурой,
крепким телосложением, характерен высокий
или средний рост, широкие плечи, узкие
бедра.
4. ДИСПЛАСТИК- люди с бесформенным, неправильным
строение. Индивиды этого типа характеризуются
различными деформациями телосложения
(например, чрезмерный рост, непропорциональное
телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер
соотносит 3 выделенных типа темперамента,
которые он называет: шизотимик, иксотимик
и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое
телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям
эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению
установок и взглядов, с трудом приспосабливается
к окружению. в отличие от него иксотимик
обладает атлетическим телосложением.
Это спокойный маловпечатлительный человек
со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой
гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое
телосложение имеет циклотимик, его эмоции
колеблются между радостью и печалью,
он легко контактирует с людьми и реалистичен
во взглядах.
Теория Э.Кречмера была очень распространена
в Европе, а в США приобрела популярность
концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная
в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов
Шелдона также лежит предположение о том,
что тело и темперамент - это 2 параметра
человека, связанных между собой. Структура
тела определяет темперамент, который
является его функцией. У.Шелдон исходил
из гипотезы о существовании основных
типов телосложения, описывая которые
он заимствовал термины из эмбриологии.
Им выделены 3 типа :
1. ЭНДОМОРФНЫЙ (из эндодермы образуются
преимущественно внутренние органы);
2. МЕЗОМОРФНЫЙ (из мезодермы образуется
мышечная ткань);
3. ЭКТОМОРФНЫЙ (из эктедермы развивается
кожа и нервная ткань).
При этом людям с эндоморфным типом свойственно
относительно слабое телосложение с избытком
жировой ткани; мезаморфному типу свойственно
иметь стройное и крепкое тело, большую
физическую устойчивость и силу; а эктоморфному
- хрупкий организм, плоскую грудную клетку,
длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.
В психологической науке большинство
конституционных концепций стало объектом
острой критики. Основной недостаток подобных
теорий состоит в том, что в них недооценивается,
а иногда просто открыто игнорируется
роль среды и социальных условий в формировании
психических свойств индивида.
Свойства темперамента, например, социализация
пищевой потребности, любовь к компаниям
и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие
сострадания, нельзя считать наследственными
свойствами того же порядка, что и телосложение.
Известно, что такие свойства, возникая
на основе определенных анатомофизиологических
особенностей индивида, формируются под
воздействием воспитания и общественной
среды.
На самом деле, давно известна зависимость
протекания психических процессов и поведение
человека от функционирования нервной
системы, выполняющей доминирующую и управляющую
роль в организме.