Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание

В данной работе раскрывается зависимость стиля общения и свойств темперамента.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Общение и его психологические особенности 4

1.1.Общение: сущность, структура 4

1.2.Формы и виды общения 4

Глава 2.Особенности межличностного общения 13

2.1.Психологические особенности межличностного общения 13

2.2.Стили общения 15

Глава 3.Индивидуальные характеристики личности 23

3.1.Темперамент в структуре личности 23

3.1.1.Понятие темперамента 23

3.1.2.Роль темперамента в деятельности 32

3.2.Характер как индивидуальная характеристика личности 33

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовый курсовой.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

                     Московский Педагогический  Государственный 

                                                   Университет 

                         Специальность – 020300 «социология» 

                            Кафедра педагогики и психологии 

                                 Дисциплина-психология 
 

                                                                      Азаренков О. С.

                                                                      1 курс очной формы обучения,

                                                                      группа 103 
 
 

                                Курсовая работа 

    Тема: «Зависимость стиля общения и свойств темперамента» 

                                                                     Проверила:

                                                                     Богданова В.В. 

Допустить к  защите

«__» ____________

_________________ 

Москва 2010

Содержание 

Введение   3

  Глава 1.Общение  и его психологические особенности 4

1.1.Общение: сущность, структура 4

1.2.Формы и виды общения 4

  Глава 2.Особенности  межличностного общения 13

2.1.Психологические  особенности межличностного общения 13

2.2.Стили общения 15

  Глава 3.Индивидуальные  характеристики личности 23

3.1.Темперамент  в структуре личности 23

3.1.1.Понятие темперамента 23

3.1.2.Роль темперамента в деятельности 32

3.2.Характер как  индивидуальная характеристика  личности 33

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На всем протяжении развития психологии как науки большое внимание теоретиков и практиков психологии уделялось вопросам индивидуальной особенности человека, проявлениям индивидуальности человека. В работах исследователей развивались идеи о влиянии как наследственных, так и социальных факторов на развитие человека. Проблемы индивидуальности личности и соответственно темперамента привлекали внимание ученых. Подходы ученых позволяют создавать научно обоснованные предпосылки для выявления как причин, так и проявлений индивидуальных особенностей индивидуумов, проявлений темперамента и характера. Каждому человеку присущ целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Причем этот стиль не может быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Вместе с тем стиль общения и темперамент определяет то, как человек должен строить и понимать различные ситуации. Оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.                    

     В  данной работе раскрывается зависимость стиля общения и свойств темперамента. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                            Глава 1. Общение и его психологические особенности. 

1.1. Общение: сущность, структура  .

     Общение  в наши дни стало предметом  специального изучения в целой группе наук; для социально-психологической теории категория «общение» вообще является базовой. 
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. 
Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др. 
Цель работы - раскрыть сущность общения как социального феномена. 
Задачи работы: 
1. дать определение понятию «общение» как социально-психологической категории; 
2. рассмотреть виды общения и структуру процесса общения; 
3. определить сущность способностей к общению.

1.2. Формы и виды общения.                                                                                В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.).

Специалисты в  сфере торговли и обслуживания в  своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

  1. Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
  2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

    При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

    Императивная  и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

  1. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам. По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций:

  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.
  3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.
  5. Внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые постуки.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

  1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.
  2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает – «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.
  3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль – это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.
  4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

Изучение процесса общения показало, насколько это  сложное, многообразное явление  и позволило выделить структуру  общения, состоящую из трех взаимосвязанных  сторон:

  1. коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
  2. интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;
  3. перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

В ходе общения  человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия.

Информация о работе Зависимость стиля общения от свойств темперамента