Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание

В данной работе раскрывается зависимость стиля общения и свойств темперамента.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Общение и его психологические особенности 4

1.1.Общение: сущность, структура 4

1.2.Формы и виды общения 4

Глава 2.Особенности межличностного общения 13

2.1.Психологические особенности межличностного общения 13

2.2.Стили общения 15

Глава 3.Индивидуальные характеристики личности 23

3.1.Темперамент в структуре личности 23

3.1.1.Понятие темперамента 23

3.1.2.Роль темперамента в деятельности 32

3.2.Характер как индивидуальная характеристика личности 33

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовый курсовой.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

3.1.2.Роль темперамента в деятельности.                                                      Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и  плохие  свойства.  Так, сангвиник  эмоционален  и  отличается   хорошей  работоспособностью,   но побуждения его неустойчивы,так же как неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой  тревожностью, но зато он тонко  чувствующий  человек, как  правило  осторожный и  осмотрительный. Следовательно  нет  темпераментов   "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох  в  других.  Не  определяет  он  и социальной ценности  человека  –  от  темперамента  не  зависят  склонности, мировоззрения  и  убеждения  человека, содержание  его  интересов. Среди выдающихся   людей   прошлого   встречаются   люди   с   самыми   различными темпераментами:                       А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками,                                        Петр 1 и И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди  наших  современников –выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей –  мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и  люди одного  типа  темперамента  могут  быть  как  передовыми  деятелями,  так  и консервативными.                                     В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям,        к жизненным  задачам,  к  окружающим  людям, он  мобилизует   соответствующую энергию, становится способным  к  длительным  напряжениям,  заставляет  себя изменить скорость своих реакций и  темп  работы.  Воспитанный  и  достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать  свое  внимание на другие объекты, хотя это ему  дается  с  большим  трудом,  чем,  например флегматику.   Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться  инертность,  медлительность,  безынициативность, а  у меланхолика – энергичность и  решительность.  Жизненный  опыт  и  воспитание человека  маскируют  проявление   типа   высшей   нервной   деятельности   и темперамента человека.   Однако отдельные сильные  психические  потрясения,  сложные  конфликтные ситуации могут внезапно  демаскировать,  обострить  ту  или  иную  природную динамическую особенность психики человека.

   В системе  воспитания и  перевоспитания  типологические  категории  людей требуют  особенно  внимательного  индивидуального  подхода.  При   необычных сверхсильных воздействиях,  порождающих  преступно-опасную  ситуацию, ранее сформированные тормозные  реакции  могут  "растормозиться"  прежде  всего  у людей холерического типа. Меланхолики  малоустойчивы  к  трудным  ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.   "Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и  постоянно падают на организм во  время его индивидуального существования,  то  есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком  смысле  этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами  нервной  системы непрерывно выступает и важнейшее  ее  свойство  –  высочайшая  пластичность".

В зависимости  от  условий  жизни  и  деятельности   человека

отдельные свойства его темперамента могут усиливаться  или ослабляться. В  то же время свойства темперамента имеют тенденцию более  резкого  проявления  с возрастом человека. 

3.2. Характер как индивидуальная  характеристика личности.

В буквальном переводе с греческого термин "характер" означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.  
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анотомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер").  
В связи этим рассмотрим понятие характера, его характеристики, строения и типов.  
Задачи:  
1. Рассмотреть характер как индивидуальную характеристику личности  
2. Изучить строение и типологию характера  
3. Изучить способы формирования характера  
Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты личности, но не все черты личности - черты характера.  
Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм" жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.); в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.  
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.  Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случаемые реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиции действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств и управляется ими.  
Людей отличает друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но так же и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, в последствии могут иметь весьма мало сходного между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать следующие сходные черты, реакции в корне различных людей .  
Люди различаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако, индивидуальных черт не так много, как кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: сфера направленности интересов и склонностей; сфера чувств и воли; ассоциативно - интеллектуальная сфера .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Таким  образом на основании проанализированной  литературы, посвященной стилю общения,  свойствам темперамента и их  зависимости можно сделать выводы, что данная тема интересовала  людей со времен древности,  что свойства темперамента и  стили общения были предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов и стилей общения привели к тому, что во всяком случаев в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход учитывающий особенности нервной системы и психики человека.   

     Исследования  связи темперамента и стиля  общения показывают важность  учета этого фактора при выборе  профессии как самим человеком,  так и образовательными организациями  и производствами при приеме  на учебу и работу.

     Рассмотрение  этой темы помогло посмотреть  по новому на себя как на  личность, понять как особенности  темперамента и общение влияют  на характер, учебу и попытаться  разрешить некоторые проблемы  общения, учебы, изменить отношение  к себе.

Список литературы:

1.Психология.Под.ред.А.А.  Крылова.-М.: Проспект-2000г.

2.Общая психология.Под.ред.В.В.  Богословского,А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н. Шабалиной.-М: Просвещение-1993г.

3.Психология.Крутецкий  В.А.-М.: Просвещение-1998г.

4. Психология.Коломенский Я.Л.-М.: Просвещение-1996г.

5. Общая психология.Е.И.Рогов.-М.: Владос-2002г.

6. Психология.Немов Р.С.-М.: Просвещение-1998г.

7.Роль темперамента  в психическом развитии.М.,1996г.

Информация о работе Зависимость стиля общения от свойств темперамента