Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад
Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства
Жизненный цикл семьи
Нормативный кризис.
Нормативный кризис - это период семейной истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи.
Дюваль предложил периодизацию жизненного цикла семьи.
Нулевая стадия - период ухаживания
Нормативный кризис - начало семейной жизни, заключение брака (распределение обязанностей)
1 стадия - от начала совместной жизни до рождения ребенка. На этой стадии возникает множество задач, которые предстоит решить.
1). выработка взаимоудовлетворяющего распределения обязанностей и ролей.
Распределение ролей. Наиболее существенная роль - главы семьи. Семейная роль - определяет модель ролевого поведения в семье и соответствующие ей ролевые ожидания или наоборот.
Т.С.Яценко: 4 основные супружеские роли, которые подразумевают под собой комфортное общение и взаимопонимание:
друг
сексуальный партнер
опекун
покровитель (материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений)
У супругов не может быть только одного типа роли, важно выбрать смешанный тип роли и взаимодополняющий. Нежелательно, когда супруг выбирает роль родителя или ребенка.
К.Киркпатрик: 3 типа ролей:
традиционная - муж является главой, принимает решения
товарищеская - общение, секс
партнерские - экономически равноправные, и в плане семейных обязанностей тоже равноправные.
Супружеские роли формируются под влиянием семейной истории.
Аспекты семейной истории:
положение ребенка в подсистеме детей. Адлер - впервые писал о комплексе психологических черт у старшего ребенка. У более младших детей - больше развито чувство неполноценности. Психологическая разница между детьми - младший ребенок более инфантилен, чем старший.
семейная жизнь самих родителей - некоторые сценарные модели поведения заимствованы у родителей. У родителей также заимствуется модель и стереотип общения, который переносится на свою семью.
структурные особенности родительской семьи
2). Необходимость сформировать коммуникативные средства, позволяющие выработать чувства и не задевать самолюбие других, а также для совместного принятия решения, касающегося всей семьи.
3). Необходимость сформировать с родителями отношения, которые находятся в золотой середине от полного разрыва до полной подчиненности родителям
4). Чтобы партнеры приняли другого, какой он есть, и отказаться от попыток перевоспитать друг друга.
Динамика взаимоотношений: важно, чтобы влюбленность переросла в любовь - более эмоционально стабильное и зрелое состояние.
Нормативный кризис - рождение первого ребенка.
1. система распределения обязанностей оказывается непригодной, все надо менять
2. требуется перестройка взаимоотношений с прародителями
3. и мужчины и женщины испытывают определенные негативные переживания, состояние фрустрации (уход с работы, декретный отпуск...)
Необходимо найти варианты, благодаря которым удовлетворяются потребности общения у женщин. Для мужчин необходимо принять активное участие в уходе за ребенком.
Закономерности развития семьи, цикличность развития семьи - индивидуальны.
2 стадия - Нормативный кризис после 3-5 лет совместной жизни. Если в семье не разрешены проблемы первого года жизни или остались неразрешенные вопросы по перестройке семьи после рождения первого ребенка. Если задачи остаются нерешенными - возможен развод.
Дети от рождения до школы - считается "семья с маленьким ребенком". Для такой семьи характерны проблемы с формированием новых взаимоотношений. Критический момент в жизни семьи - ребенок идет в детский сад. Это приводит к перестройке семейных отношений.
Очередной кризис возможен, когда первый ребенок идет в первый класс. По сравнению с детским садом - опять перераспределение обязанностей по отношению к ребенку.
Период, когда первый ребенок пошел в первый класс и до подросткового возраста - называется "семья со школьниками".
Возникают проблемы в родительско-детских отношениях. Этот период заканчивается после подросткового возраста.
Переходный возраст - нормативный кризис семьи. Перераспределение власти в семье, нужно поделиться с ребенком. Как правило, семьи держатся за стереотип. Возникает страх изменений. (Мы лучше пострадаем, но будет все по старому). От родителей требуется перестройка способов общения с ребенком. Желательно отойти от стереотипов.
Следующий вариант - это "семья с подростками" - в период от подросткового кризиса первого ребенка до ухода первого ребенка из семьи, до начала его самостоятельной жизни.
Воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана. Особенно сложно тем родителям, между которыми - ребенок - основа отношений.
"Семья с взрослеющими детьми" - от автономизации старшего ребенка до автономизации младшего ребенка. Очередной нормативный кризис семьи - синдром опустевшего гнезда.
Для прародителей тоже кризисная ситуация, когда у их детей рождаются дети. "Синдром опустевшего гнезда" - может и не наступить, если прародители участвуют активно в воспитании внуков.
Последний нормативный кризис в жизни семьи - уход одного из родителей.
http://www.psyworld.ru/
Тема: Жизненный цикл семьи.
Динамика семьи. Сущность понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного
цикла семьи. Стадии супружеских отношений. Кризисы семейной жизни. Задачи
развития семьи. Стадии родительства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы /
Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии,
социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М»,
2002.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. — СПб.: Речь,
2004.
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. -
М.:Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.
4. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.
Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — М:
Издательский центр «Академия», 2002.
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз
и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: Речь,
2003.
Динамика семьи
Динамика семьи - это изменение ее структуры и функций в зависимости
от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с течением
времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла
(ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в
период ухаживания и брака. После этого в большинстве случаев она сначала
расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети
покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.
В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни Э.
Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия, где
был использован термин «цикл развития семьи». Понятие «жизненный цикл
семьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х
годов XX в.
Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо
(например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в
течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым,
очень точно определяют присущие семье изменения. С одной стороны, можно
говорить о законченном ряде явлений - отдельная семья начинается с момента
заключения брака и заканчивается в момент распада семьи или смерти супругов. С
другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное
время создают свои семьи, повторяя, таким образом, цепь характерных для семьи
событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.
В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в
первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших
событий, а «расстояние» от одного события до другого называется
«стадией жизненного цикла».
Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так
же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от
того, что служит критерием для деления.
Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и
подразделил ЖЦС на восемь стадий:
Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии:
сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать
вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг
родственников.
2.Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи
стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии
младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и
детей.
3.Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до
6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с
учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных
с усталостью и отсутствием личного пространства.
А.Семьи с детьми—младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13
лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста;
побуждение детей к достижению успехов учебе.
5.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи
стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью;
создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими
обязанностями, и решение проблем карьеры.
6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента,
когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения
молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы
семьи.
7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на
пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание
родственных связей со старшим и младшим поколением.
8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих
супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем
тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к
старости.
В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни
рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по
последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в
развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так,
П. Сорокин выделял 4 стадии:
• брачная пара в момент образования;
• семья с маленькими зависимыми детьми;
• семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;
• стадия отделения всех детей.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от
родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и
другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного
цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства.
Содержание стадий следующее.
Стадия предродительства - это период вступления в брак зачатия
первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом
смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает
брачную пару в семью».
Стадия репродуктивного родительства это стадия, на которой появляется
первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости
от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи
с числом рождений.
Стадия социализированного родительства - это стадия воспитания детей,
которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует
ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения
последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении
детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать
«продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак
откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная
социализация», когда взрослый человек остается холостяцком, продолжая жить со
своими родителями.
Стадия прародителъства наступает с появлением первого внука, что
превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это
не означает прекращения стадии «социализированного родитель-ства», если в семье
еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародитель-ства длится до смерти
супругов.
Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.
Следует отметить, что за последние 50 - 100 лет семейный цикл изменился как
по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали