Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад
Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства
часто его благообразная внешность сочетается с ситуативным очарованием, на
стрессовые ситуации он реагирует чрезмерным употреблением алкоголя и
агрессивным, насильственным поведением по отношению к близким. Секс он
использует как акт агрессии. Он убежден в действенности акта насилия в
отношении жен и детей. Супружеские отношения сами по себе для него не
являются ценностью, он использует физическую силу при выяснении супружеских
отношений. Насилие избивающего - это попытка получить что-то утерянное
посредством проявления агрессии (37,ч.58). Можно сказать, это один из
вариантов самоутверждения, стремление к власти над людьми, желания
психологически или физически разрушить другого человека, продемонстрировать
свое превосходство и уверенность.
К глубокому сожалению, феномен уверенности в себе оказался вне сферы
внимания русской и советской психологии. Систематические исследования
уверенности в себе русскими исследователями не предпринимались.
Русскоязычная литература по этой проблеме практически отсутствует (38),
хотя на сегодняшний день существует множество публикаций, в которых с
совершенно разных позиций описывается и исследуется уверенность, но нет
единого понимания сути феномена и определения, которое бы отражало эту
суть. Развитие представлений об уверенности как особом типе поведения в
рамках клинической психологии постепенно сменилось анализом характеристики
социальных ситуаций и когнитивных аспектов уверенности. Появились новые,
более сложные, объяснительные модели и процедуры измерения уверенности. Тем
не менее, попытки дать определение уверенности были крайне
немногочисленными, предложенные определения имели описательные характер и
не отражали сути феномена. В результате возникла путаница с понятием
«самоутверждение», «уверенность в себе», «вера в себя» и «социальная
компетентность».
Ростовский психолог, автор диссертации «Уверенность в себе как
социально-психологическая характеристика личности» (39), «не обнаружил
определения, которое бы отражало современный уровень исследований этой
проблемы и разграничило бы уверенность в себе и многочисленные смежные
понятия: уверенное поведение, агрессивность, агрессивное поведение,
социальная компетентность, социально-компетентное поведение... Научный
психологический анализ и популяризация уверенного поведения и уверенности в
себе будут позитивно встречены современным обществом и окажут большую
услугу людям, столкнувшимися с вышеупомянутыми трудностями» (39,с.10).
Как утверждают зарубежные и советские исследователи (34), для
образования устойчивых, надежных семейно-брачных отношений важен первый
брак, и это в большей мере распространяется на мужчин. После неудачного
первого брака уверенность в вероятности создания счастливой семьи невелика.
Для женщин же он оказывается хорошим уроком. Она успешно использует опыт в
новом браке, и его устойчивость становится все более высокой. Но существуют
независимые от нашей воли объективные причины для супружеской дисгармонии -
кризис в жизни семьи, когда отношения в ней проверяются на прочность. В
одних семьях кризис не разрушает целостность и гармонию, а напротив,
сплачивает и еще более укрепляет супружеские отношения. В других же семьях
кризис нередко заканчивается распадом отношений: разводом супругов,
разрывом связей с детьми или родственниками, нарастанием конфликтов.
Большую ценность по этому животрепещущему вопросу представляет
психоаналитическое исследование Гельмута Фигдора «Дети разведенных
родителей: между травмой и надеждой» (41). Один из ведущих педагогов-
психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области
душевных проблем, с которыми сталкиваются родители и дети разводов,
анализирует причины несостоятельности супругов, не сумевших сохранить семью
и вовремя оказать своим детям необходимую помощь. Автор ищет ответ на
следующие вопросы: почему развод потрясает детей и наносит травму, сумеет
ли дети побороть свой душевный срыв, зарастут ли когда-нибудь их раны, как
помочь им пережить послеразводный кризис и др. «Было бы ошибочным
предположить, - пишет автор, - что хотя с разводом и начинается страдание
детей, но с ним кончается кризис родителей. В действительности это вовсе не
так и в последнее время появились многочисленные работы, которые исследуют
разводный кризис бывших супругов. Личные их проблемы не только не
уменьшаются, а наоборот, резко возрастают. Развод приносит многим родителям
дополнительные психические социальные и экономические проблемы, о которых
большинство из них вовсе не предполагало...» (41,с.80).
Не являемся ли мы сами причиной многих наших неприятностей? Что мешает
нам полнее использовать свои способности и хорошо ли мы знаем свои
ограничения? Умеем ли мы быть по-детски непосредственными или, наоборот,
никак не можем сосредоточиться и стать серьезными? Мы любим поучать других
или предпочитаем оставаться в стороне? В случае неудач мы скорее склонны
обвинять себя или других? Эти и другие вопросы задают своим героям книги
«Рожденные выигрывать» (10) признанные специалисты в области супружеских и
семейных отношений, международные консультанты по межличностным отношениям
в правительственных учреждениях, в системе образования и бизнеса доктор
Мюриел Джеймс и профессор Калифорнийского университета и Калифорнийской
ассоциации супружеских и семейных консультаций доктор Дороти Джонгвард.
«Не следует думать, что все проблемы человеческих отношений являются
чисто психологическими. Более того, многие психологические проблемы
порождаются совсем непсихологическими причинами и при помощи психологии
разрешены быть не могут.
С другой стороны, никакая психологическая литература и никакие новые
знания не помогут нам измениться, если у нас нет к этому настоящего
внутреннего стремления. Часто его источником становится кризис,
переживаемый личностью» (10,с.8).
Достижение личностью внутренней уверенности в себе и гармонии с собой
и миром с помощью известных в современной психологии подходов -
трансакционным анализом и гештальттерапии - главная направленность книги
«Рожденные выигрывать». Люди часто осознают только часть себя. Например,
женщина не может осознать или не хочет допустить, что иногда она ведет себя
подобно своей матери; мужчина не может осознать или не хочет признать, что
иногда ему хочется плакать, как ребенку.
Цель гештальттерапии - помочь людям стать целостными, помочь им стать
осознающими, исправляющими и объединяющими разрозненные части своей
личности. Такую личность не подчинишь зависимости от супруга/супруги,
ученых степеней, служебного звания, терапевта, счета в банке или других
внешних авторитетов. Вместо этого она обнаруживает, что требуемые
возможности находятся внутри нее и что они зависят только от нее.
Согласно доктору Э.Берну, его теория трансакционного анализа возникла,
когда он наблюдал изменения в поведении пациента, происходящие в нем при
попадании в центр его внимания новых стимулов, таких, как слова, жест,
звук. Также он заметил, что различные внутренние «Я» человека по-разному
взаимодействуют с другими людьми и что при взаимодействии (трансакции)
могут быть проанализированы. Он также обнаружил, что люди ведут себя
предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный
сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории,
названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.
Как утверждают авторы книги (10), «сегодня ТА эффективно применяется
не только в психотерапии, он также представляет метод, вызывающий
размышления о возможностях человеческого поведения, который большинство
лбдей может понять и использовать. Этот метод предпочитает использование
прямых, простых и даже разговорных слов использованию психологических
научных терминов или профессиональному жаргону. Например, основные стороны
личности называются в ТА состояниями Я - Родитель, Взрослый и Ребенок. ТА -
это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что
каждый может научиться доверять себе, думать за себя, принимать
самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут
применяться дома, на работе, с соседями - везде, где люди имеют дело с
людьми.
Берн говорит, что важной целью ТА является установление «возможно
более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и
интеллектуальными компонентами личности. Когда это происходит, личность
способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только
одно за счет другого. Гештальтметоды могут ускорить этот процесс, особенно
в области чувств» (10,с.23-24). «Вы ничему не можете научить человека, -
когда-то сказал Г.Галилей. - Вы можете помочь ему открыть это в себе».
Каждая глава этой книги (10) содержит упражнения, которые построены так,
чтобы помочь в применении этой теории.
Итак, просмотрена достаточно обширная научная и научно-популярная
литература, анализирующая отдельные сферы межличностных супружеских
отношений, что позволило сориентироваться в выбранной теме выпускной
работы.
Результаты исследований супружеских отношений были использованы при
разработке социально-политических программ, ориентированных на изменение
положения женщины в обществе, преодолении стереотипов в подходах к решению
так называемых «женских проблем» в работе женсоветов, специальных комиссий
по вопросам охраны материнства и детства, в системе службы семьи, «Телефона
доверия», в организации работы с трудными семьями (в том числе и семьи
алкоголиков) по месту жительства и др. Продолжение исследования трудностей
и противоречий супружеских отношений будет способствовать уточнению
социального адреса предлагаемых мер в области дальнейшего улучшения этих
отношений и определения пути решения имеющихся проблем. Теоретическая
значимость исследования супружеских отношений обусловлена выявлением новых
граней в разработке социальной теории личности.
1.3. Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских
отношений.
В настоящее время в психологии существует огромное количество
конкретных методических приемов исследования межличностных супружеских
отношений. И тем не менее, одной из острых проблем семейного
консультирования является получение полной, объективной, достаточной
информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит
точность и постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной
работы и эффективность помощи. Сбор информации предполагает наличие у
консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их
дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению
получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека от
завершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методиках и
характере собираемой информации, ее интерпретации и использовании. Именно
по этой причине А.Н.Волкова и Т.М.Трапезникова (8,с.110) «предприняли
попытку составить программу сбора информации о супружеской паре. Как можно
будет увидеть, именно эта информация в разных сочетаниях и интерпретациях
используется большинством практикующих специалистов». Пункты программы
охватывают целостные аспекты брачных отношений. Авторы исследования
подчеркивают, что программа предназначена для обследования брачной пары, а
не семьи в целом, и утверждают, что при работе с отдельной парой нет
необходимости проводить полное обследование, можно учитывать лишь те
пункты, которые в первой беседе с клиентом выявились как источники его
затруднений или имеют общее значение.
Предлагаемая программа включает 9 пунктов, которые авторы
характеризуют по следующим аспектам: смысл и значение получаемых по каждому
пункту характеристик супружества, их влияние на благополучие брака,
возможные методы и приемы измерения этих характеристик. Не останавливаясь
на характеристике каждого пункта программы, ограничимся их перечислением:
1. Социально-экономические и демографические характеристики. 2. Добрачные
отношения. 3. Микроокружение среды. 4. Стадия супружества. 5. Оценка уровня
благополучия отношений. 6. Оценка отдельных феноменов супружеских
отношений. 7. Исследования индивидуальности супругов. 8. Исследование
семейного досуга, интересов и ценностей. 9. Психология супружества.
В качестве примера продемонстрируем работу исследователя по пункту 6: